ФИЛИПП АРЬЕС "ЧЕЛОВЕК ПЕРЕД ЛИЦОМ СМЕРТИ" СМЕРТЬ КАК ПРОБЛЕМА ИСТОРИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ
 
На главную
 
 
 
 
 
 
 
Предыдущая все страницы
Следующая  
ФИЛИПП АРЬЕС
"ЧЕЛОВЕК ПЕРЕД ЛИЦОМ СМЕРТИ"
СМЕРТЬ КАК ПРОБЛЕМА ИСТОРИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ
стр. 205

Души чистилища

С конца XVII в. в католическом мире складывается новая форма благочестия — культ душ чистилища.
Протестантская ортодоксия, как известно, отказывает живым в праве влиять на участь умерших,
которая — так учил Лютер — зависит лишь от всемогущего Бога. В католицизме вера в чистилище и в
возможность для живых своими молитвами, индульгенциями и делами милосердия благоприятно
повлиять на судьбу души усопшего сохранялась. Правда, мотив такого вмешательства в посмертную
участь человека был иным на исходе Средневековья, нежели в романтическом XIX в. В XVI—XVII вв.
каждый заботился о себе: накопление молитв и благих деяний, их капитализация при жизни должны
были обеспечить предусмотрительному католику спасение души после смерти. В дальнейшем речь
стала все чаще идти о заступничестве за других, давая возможность в XVIII-XIX вв. продолжить по ту
сторону смерти заботы и привязанности земной жизни.

Но и в протестантских странах, несмотря на запрещение верующим молиться за своих умерших,
распространение с XVIII в. новой коллективной чувствительности не позволяло уже оставлять души
покойных на произвол судьбы, неведомой и грозной. Выход из положения протестантские теологи
должны были искать с помощью такого рассуждения: молиться за мертвых неуместно, ибо им ничто не
грозит. Но, быть может, представление о том, что умершим ничто не грозит, как раз и получило
распространение потому, что считалось невозможным вмешаться в их посмертную судьбу? Смерть
превращается в простой переход в лучший мир: в счастливый дом, где мы вновь обретем наших
исчезнувших близких, когда придет наш час, и откуда они в свою очередь являются навестить нас.
Такой предстает смерть Хелен Берне в романе верной англиканки Шарлотты Бронте.

Отсутствие чистилища и невозможность в протестантской теологии благоприятно влиять своими
молитвами и делами милосердия на участь усопших ускорили психологическую эволюцию,
направленную к ослаблению фатальной бесповоротности смерти и к сближению мертвых и исивых.
Мертвые становятся псевдоживыми, душами, разлученными с телом, освободившимися от бренной
оболочки. Это, безусловно, одна из причин, почему именно в протестантских странах нашли себе более
благоприятную почву спиритизм и вера в общение между живыми и мертвыми.

Напротив, католическая церковь, поскольку она издавна уже организовала обмен духовными благами
между землей, небом и чистилищем, испытывала искушение как можно дольше удерживать отношения
между двумя мирами в пределах этого дозволенного обмена. Католицизм противился любой иной
форме коммуникации между живыми и умершими, ограничиваясь культом памяти и надгробия. Таким
образом, новые течения в коллективной системе чувств, забота об ушедших проявлялись в рамках
традиционных верований, прежде всего в культах душ чистилища.

Вера в чистилище давно уже стала достоянием средневековых теологов, таких, как св. Фома
Лквинский, и litterati, как Данте. Однако в народном благочестии она утверждалась не так легко, и
здесь можно выделить два почти противоречащих один другому аспекта. Первый аспект: редкость
намеков или ссылок на чистилище до XVII в. О нем не говорят, оно не входит в мир представлений
семейного благочестия. Завещатели полностью умалчивают о чистилище вплоть до середины XVII в.:
они знают лишь небесную курию или ад. Люди хотят верить, что после смерти сразу попадут в рай. Ни
в Credo, ни в Confiteor, ни в литургии за умерших чистилище не упоминается. Если же во второй
половине XVII в. слово и идея чистилища на чинают встречаться в завещаниях, то речь идет просто
преддверии рая. Так, в завещании 1657 г. автор молит Воп впустить его после смерти в чистилище,
дабы он очистился в огне «от всех пятен, которые не мог стереть в этой греш ной жизни своими
слезами и священными индульгенциямг церкви», а затем тут же перешел в рай.

Второй аспект отношения народного благочестия к чис тилищу вполне соответствовал официальной
доктрине: момент смерти еще не все решено. Существует промежуточ ный период между смертью и
окончательным решение! участи человека, и в течение этого периода все еще можн спасти. Долгое
время считалось, как мы уже видели, будт это период ожидания, исполненного покоя и отдыха. Н
случалось, что кому-либо отказывалось в покое, и он дол жен был взывать к живым о заступничестве, о
духовно; помощи в форме молитв и заупокойных месс, которые по зволили бы ему избежать адского
пламени. Бог как бы о! кладывал проклятие, давая приговоренному врем, заручиться поддержкой

Предыдущая Начало Следующая  
 
 

Новости

ОРВИ и гриппом болеет 11,3 тыс. жителей области

За неделю с 20 по 26 марта в Самарской области зарегистрировано 11 330 случаев ОРВИ и гриппа, в том числе в Самаре - 5775 случаев.

Семилукские доноры установили рекорд по количеству собранной крови

В Семилуках впервые за последние 15 лет на районном Дне донора установили рекорд по количеству собранной крови – около 30 литров. Сдать кровь пришли более 70 человек. Областная мобильная станция переливания крови приезжала в район во вторник, 28 марта.

Ученые рассказали, чем опасен отказ от секса для женщин

Если воздержание оказывается продолжительным, то оно может негативно сказаться на внешнем виде женщин, а также на работе их иммунитета. Специалисты пояснили, что во время интимной близости в организме человека вырабатывается гормон дегидроэпиандростерон.

В апреле рядом с Северным полюсом будет открыта ледовая база «Барнео»

Специальный представитель президента России по международному сотрудничеству в Арктике и Антарктике Артур Чилингаров заявил, что на ледовой базе «Барнео», за организацию которой отвечает Россия, будут работать ученые из разных стран.

Жилье на юге Москвы не нашло покупателей

Тяжелее всего продать оказалось неликвидные предложения бизнес-класса, расположенные на юге столицы. 8,3% жилья от совокупного объема предложения на первичном рынке Москвы экспонируются уже более двух лет.

Средняя площадь квартир в новостройках в РФ за 2016 г снизилась на 9%

Средняя площадь проданных квартир в российских новостройках снизилась более чем на 9% в 2016 году, сообщил в ходе конференции "Состояние российской экономики и ее влияние на строительный комплекс России" руководитель аппарата ассоциации "Национальное объединение застройщиков жилья" Кирилл Холопик.

Николай Любимов пригласит москвичей лечить зубы в Рязани

Рязанская область может начать развивать медицинский туризм. О таких планах на пресс-конференции заявил временно исполняющий обязанности губернатора Рязанской области Николай Любимов. По словам главы региона, медицинский туризм является для Рязанской области одним из перспективных направлений.

На Ставрополье выделили 370 млн рублей на развитие Кисловодска

Александр Золотарев, зампред правительства СК, сообщил, что из краевого бюджета выделили 370 миллионов рублей на развитие Кисловодска. Планируется, что 230 миллионов рублей будет потрачено на ремонт и строительство дорог, а также на создание дорожной инфраструктуры города-курорта.