ФИЛИПП АРЬЕС "ЧЕЛОВЕК ПЕРЕД ЛИЦОМ СМЕРТИ" СМЕРТЬ КАК ПРОБЛЕМА ИСТОРИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ
 
На главную
 
 
 
 
 
 
 
Предыдущая все страницы
Следующая  
ФИЛИПП АРЬЕС
"ЧЕЛОВЕК ПЕРЕД ЛИЦОМ СМЕРТИ"
СМЕРТЬ КАК ПРОБЛЕМА ИСТОРИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ
стр. 217

Перенесение кладбищ за городскую черту

Постановление 1763 г. никогда не было исполнено. Кампания за удаление кладбищ из городов
продолжалась с прежней силой. По инициативе архиепископа и парламента Тулузы в 1774-1775 гг.
будут приняты новые распоряжения, которые в декларации короля Людовика XVI от 10 мая 1776 г.
получат силу закона для всей Франции. Составленное в ноябре того же года одним из высших
должностных лиц, М.Моле, письмо о способах перенесения кладбищ за стены города свидетельствует
об изменениях в сознании, происшедших с 1763 по 1776 г. Мотивы реформы прежние, но политика
изменилась, а цели ее иные, чем раньше. Принадлежа к тем радикальным, испытавшим влияние
Просвещения кругам, в которых родилось постановление парламента 1763 г., Моле выступает против
старых суеверий, привязывавших кладбище к церкви. «Пусть нам не говорят о кладбище как о
священном месте».

Оригинальность письма Моле состоит именно в том, что он оспаривает церковный характер не только
кладбища но даже самих похорон: процессии и церемонии предания тела земле. Он пытается доказать,
что присутствие священников на похоронах — обычай устаревший, признак отсталости. То, что на заре
христианства было привилегией «людей, отличившихся христианскими добродетелями» (например,
присутствие двух тысяч монахов на погребении св. Мартина, о чем рассказывает его житие), стало
затем общепринятой практикой, «хотя никогда этот обычай не был ни предписан, ни разрешен
церковью». Итак, клерикализация похорон была следствием злоупотребления, и необходимо вернуться
к нормальному положению вещей, когда траурная процессия и предание тела земле являются делом
чисто мирским и священники не имеют к нему никакого отношения.

Обмирщение похоронной процессии влечет за собой и обмирщение самого кладбища. Они не только
должны находиться вне города, но и должны управляться муниципальными властями. Устройство
новых кладбищ за городской чертой перейдет, таким образом, из рук церкви в руки гражданского
чиновника, ведающего похоронными делами. «На кладбищах не будет ни часовни, ни алтаря, — пишет
Моле, благочестиво добавляя: — дабы не отвлекать верующих от их приходских церквей». Вплоть до
этого места письмо Моле идет по пути радикальной реформы кладбищ дальше постановления 1763 г.
Письмо воспроизводит также некоторые идеи, уже высказанные парламентом Парижа за 13 лет до
этого: запрещается хоронить в церквах, а за городскими стенами должны быть устроены новые
большие кладбища, куда три повозки будут доставлять мертвецов из особых покойницких в разных
округах города.

Однако представления Моле об архитектуре и всем облике кладбища отличаются от тех, что высказаны
в постановлении 1763 г. Старое стремление к нивелировке, к уничтожению индивидуальных различий
исчезает в письме 1776 г. Высокая ограда кладбища дополняется внутренней галереей с
пирамидальными памятниками по углам, называемой Покой. Центр некрополя предназначен, как и в
постановлении парламента, для больших общих могил, но в галереях предусмотрены не только
отдельные места погребений, но и индивидуальные надгробные памятники. Под сводами галерей
найдут себе место изображения усопших, эпитафии, надгробные сооружения, ставившиеся прежде
внутри церкви или на церковном дворе. Стоимость погребения в галерее будет равна плате за
погребение в церкви. Часть южной галереи отойдет семьям, имеющим в тот момент склепы в церквах,
а четыре пирамидальных памятника по углам галерей будут посвящены «высшей знати и вообще всем
знаменитым умершим (...), которых правительство пожелает почтить этим знаком отличия». Позади
галереи, расположенной на противоположной от входа стороне некрополя, будут хоронить
иностранцев и других лиц, не принадлежащих к католической вере. В целом «ранги, различия будут
сохраняться, надежда быть включенным в число мужей славных и полезных будет воодушевлять
гений, поддерживать патриотизм, делать явными добродетели»

Письмо Моле полностью соответствует распространенным в обществе того времени настроениям,
которые мы находим двумя годами раньше в постановлении тулузского парламента и в королевской
декларации 1776 г. Преамбула постановления судебных властей Тулузы в 1774 г. воспроизводит
ставшие уже классическими научные аргументы врачей: «Врачи заверяют нас, что источаемые трупами
гнилостные испарения наполняют воздух солями и частицами, способными повредить здоровью и
вызвать смертельные болезни». Из текста явствует, что наибольшее сопротивление реформа кладбищ

Предыдущая Начало Следующая  
 
 

Новости