ФИЛИПП АРЬЕС "ЧЕЛОВЕК ПЕРЕД ЛИЦОМ СМЕРТИ" СМЕРТЬ КАК ПРОБЛЕМА ИСТОРИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ
 
На главную
 
 
 
 
 
 
 
Предыдущая все страницы
Следующая  
ФИЛИПП АРЬЕС
"ЧЕЛОВЕК ПЕРЕД ЛИЦОМ СМЕРТИ"
СМЕРТЬ КАК ПРОБЛЕМА ИСТОРИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ
стр. 225

пространства. Никаких пышных надгробий, разрешается только маленькая эпитафия, призванная
обозначить место, где зарыто тело. Ведь не может быть культа мертвых «там, где сын не будет знать
могилы, в ко торой покоится его отец». Надгробиями послужат газоны, между которыми будут
устроены дорожки, по которым близкие и друзья покойного будут прогуливаться в мелен холии,
предаваясь мечтаниям и воспоминаниям, в тени тополей и кипарисов или плакучей ивы. Здесь и там
будут тихо журчать ручейки, и «эти места станут таким образом земным Элизиумом, где человек,
утомленный житейскими горестями, обретет покой, защищенный от любых посягательств». Картина,
рисуемая Жираром, полна сентиментальной поэзии: на таком кладбище каждую весну будут находить
розу на могиле юной девушки, безутешный супруг придет сюда «навестить тень своей обожаемой
супруги», бедняки соберутся почтить память покойного благодетеля. По мнению некоторых авторов
памятных записок, кладбище должно быть доступным для всех, хотя и находиться под наблюдением
правительственных чиновников. Другие авторы хотели бы закрыть некрополь для публики, пуская туда
людей лишь в особые дни, посвященные «воспоминанию и культу мертвых».

Поразительно, какую малую роль играют в этих утопиях идеи национального Пантеона, галереи
прославленных мужей, публичного музея шедевров надгробного искусства — идеи, вдохновлявшие
авторов проектов минувшей эпохи. В более поздней картине кладбища частное, семейное,
индивидуальное торжествует над общественным и гражданственным. Ибо сама мысль об общем для
всех кладбище диктуется теперь лишь реальными нуждами больших городов, и особенно их
беднейшего населения. В принципе же каждый вправе сам распорядиться своим телом. «Если мы
можем распоряжаться нашим имуществом, как же не можем мы распорядиться самими собой» Лучшее
место для «последнего убежища» — родовое имение. Общество «должно побудить обычного человека
устроить свою могилу в полях, унаследованных им от своих предков», само же общество должно
заниматься погребением и увековечением памяти только прославленных сограждан, но и их
почитаемые могилы будут располагаться отдельно, как и частные погребения. Каждому надлежит и
после смерти оставаться у себя. «Почему бы мирному пахарю не надеяться обрести покой посреди
полей, которые он возделывал? Ах, предоставьте ему самому отметить место, где он уснет однажды,
пожелай он лежать у подножия старого дуба или предпочти он быть похороненным рядом с супругой,
с отцом, с сыном».

Это был бы помимо прочего лучший способ привязать людей к их родине. Можно было бы подумать,
что люди держатся за своих мертвых, потому что держатся за свои поля. Это не так. Все наоборот:
люди привязаны к своим полям, потому что привязаны к своим мертвым, и любовь к предкам рождает,
в свою очередь, любовь к отчей земле. Насколько его поля станут дороже человеку, когда в них будут
покоиться его предки! «Хотите вернуть людей к более чистым нравам, к настоящим чувствам, из
которых вытекает любовь к родине — не та восторженная и безумная любовь, что питается лишь
абстракциями, лишь горделивыми химерами, но любовь простая и истинная, заставляющая относиться
к родине с той же нежностью, что и к божеству-покровителю, поддерживающему вокруг нас порядок и
спокойствие? Привяжите людей к почве, которая видела их рождение. Тот, кто любит отчее поле,
этими простыми узами будет больше привязан к родине, чем надменный философ». Зарывая своих
мертвых в собственную, унаследованную от предков землю, человек еще сильнее будет держаться за
нее «из чувства признательности и честь». Поля, хранящие прах отцов, он уже не продаст. Он будет
защищать их от врагов. «Следовательно, частные погребения совместят в себе двойную пользу,
привязывая нас к семье, к собственности, к родине», — заключает Жирар свои рассуждения «О
могилах и о влиянии похоронных установлений на нравы».

Амори Дюваль рекомендует ту же политику, но меньше прибегает к социологическим аргументам.
«Мне нет необходимости говорить, что после публичного выставления тела в храме каждая семья
будет вправе распорядиться тем кого она потеряла. Она сможет перенести его на земли, которыми он
владел, и воздвигнуть ему даже самые пышны памятники». Сам Дюваль также хотел бы частного
погребления для себя, но без роскошного надгробия, ибо презирав; эту моду и потому стремится не
допустить ее на публичное кладбище. Он предпочитает, чтобы для него вырыли простую могилу на
небольшом поле, которое ему оставил ею отец. Еще лучше было бы вырыть ее самому, под
посаженными отцом тополями, над ручьем, омывающим их корни «Вокруг будут цвести сирень,
фиалки. Туда по многу раз в день я буду водить своих друзей и даже ту, которая тогда станет моей
возлюбленной подругой». Приходя на это ставшее для них дорогим место, их дети будут после его
смерти «целовать соседние деревья: это под их кору просочится вещество, составлявшее мое тело».
Растворение тела в природе — здесь уже не возвращение в небытие, как его видели вольнодумцы

XVIII в., а нечто вроде переселения душ. Это все то же любимое существо, но обретшее иные,

Предыдущая Начало Следующая  
 
 

Новости