ФИЛИПП АРЬЕС "ЧЕЛОВЕК ПЕРЕД ЛИЦОМ СМЕРТИ" СМЕРТЬ КАК ПРОБЛЕМА ИСТОРИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ
 
На главную
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Предыдущая все страницы
Следующая  
ФИЛИПП АРЬЕС
"ЧЕЛОВЕК ПЕРЕД ЛИЦОМ СМЕРТИ"
СМЕРТЬ КАК ПРОБЛЕМА ИСТОРИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ
стр. 234

Чувства эти были тем сильнее, что они не поощрялись в католической, ни протестантскими церквами.
Первоначально церковь приняла и ассимилировала привязанность живых к своим умершим и к
проявлениям культа мертвых на могилах. Места погребения украшались, как маленькие часовни,
переполненные благочестивыми предметами, крестиками, свечками, сувенирами из Лурда и других
мест паломничества. Культ мертвых казался духовенству вполне естественным для доброго
христианина, и патетические эпитафии истолковывались как свидетельства истинной веры,
составленные к тому же в стиле тогдашней религиозной литературы. Однако уже в то время некоторые
священники из самых реакционных стали тревожиться: они не без оснований подозревали за этими
слишком мирскими увлечениями деизм эпохи Просвещения, а не традиционную христианскую
ортодоксию. Отдельные епископы во второй половине XIX в. высказывались об этих эпитафиях как о
смеси нелепости с чрезмерным натурализмом.

Но надгробная риторика была слишком тесно связана с благочестивым почитанием умерших, чтобы
можно было нападать на одно, не задевая другого. Лишь в середине XX в. духовенство уже без
колебаний стало осуждать то, что раньше допускало и даже одобряло. Так, в 1962 г. в Англии суд
англиканской церкви заставил женщину 75 лет удалить с надгробия мужа слова «Навечно в моих
мыслях», а ведь эти слова слабы в сравнении с романтическим красноречием минувшего века. По
словам достопочтенного Д.С.Ричардсона, выступившего в роли прокурора, в эпоху, когда погребение
превращается в языческое игрище, церковь должна занять твердую позицию: «Мы полагаем, что
сильные выражения привязанности или скорби неуместны»[338]. Тогда же во Франции один
католический священник собрал целую коллекцию эпитафий с единственной целью — высмеять их как
новое язычество. Сентиментальность XIX в. стала предметом насмешек, в ней начали видеть маску, за
которой скрывалось буржуазное тщеславие, дух классовости. Стихийный союз XIX в. между церковью
и культом мертвых в среде мирян сегодня все чаще ставится под вопрос.

Rural cemetery

Необходимо было приспособить кладбища к новой функции: быть местом, посещаемым близкими и
друзьями усопших. При этом сложились два модели, ставшие постепенно воплощениями двух
различных культурных течений. Первая модель хорошо известна. Это кладбище Пер-Лашэз в Париже.
Построенное в начале XIX в. за тогдашней чертой города, оно было задумано как английский парк, где
прекрасные памятники утопают в зелени кустов и деревьев. Туда перенесли останки нескольких
прославленных лиц, в частности Абеляра и Элоизы. С самого начала Пер-Лашэз вместе с другими
новыми кладбищами Монмартра и Монпарнаса фигурировало во всех путеводителях как одна из
важнейших достопримечательностей французской столицы. Еще и сегодня самая старая, самая
недоступная часть кладбища Пер-Лашэз сохраняет свое романтическое очарование.

Вторая модель получила распространение в Америке после 1830 г. Воплощением ее стало кладбище
Маунт-Обёрн в штате Массачусетс. История этого менее известного кладбища хорошо изучена
американским исследователем С.Френчем[339]. Уже в первые десятилетия XIX в. американцы в Новой
Англии начали проявлять озабоченность состоянием своих кладбищ, неблагопристойным видом
погребений, опасностью эпидемий — тем же, чем были встревожены французы в XVIII в. В отличие от
Франции в США не существовало муниципальной монополии на владение кладбищами и потому
вскоре возникли частные кладбища, управляемые некоммерческими объединениями, способными
гарантировать порядок и сохранность могил.

Очень скоро забота о приличиях и о публичной гигиене сменилась стремлением превратить
местопребывание умерших в «культурный институт» (С. Френч) для живых, желающих посещать
могилы своих близких и предаваться там медитациям. В речи на открытии кладбища МаунтОбёрн в
1831 г. говорилось, что «оно может служить некоторым высочайшим устремлениям религии и
человечности. Оно может давать уроки, которые никто не откажется услышать, которые всякий
живущий должен выслушать. Оно — школа религии и философии». Кладбище учит, что смерть не
только разрушение и что «вечен цикл сотворения и разрушения».

Предыдущая Начало Следующая  
 
 
 
 

Новости

Ученые: соцсети позитивно влияют на память

Как выяснилось, участники исследования, которые общались посредством социальной сети, лучше помнили, что они писали, по сравнению с другой группой испытуемых. Ученые напоминают, что умственные способности и память можно тренировать так же, как и мышцы.

Ученые назвали продукты, которые помогут поднять настроение

Ученые говорят, что даже если людям давать такого рода «талоны», они все равно выберут наиболее вредные продукты. А вот те, кто получали свежие фрукты и овощи, не только получили приподнятое настроение, но и активнее трудились.

Чиновников обязали отчитываться о пользовании соцсетями и блогами

О присутствии в интернете чиновников обязали отчитываться с начала 2017 года, теперь же постановление правительства конкретизирует, что имелось в виду. Отчеты чиновникам придется предоставлять ежегодно. Если требование не будет выполнено, госслужащий может лишиться работы.

Не все игры для Nintendo Switch будут поддерживать ТВ-режим

Музыкальная игра Voez, которая станет частью стартовой линейки Switch в Японии, не будет поддерживать вывод изображения на телевизор. Разработчик Rayark подтвердил, что ритм-игра будет работать только в портативном режиме Switch.

В Ульяновске появится второй магазин «МЕТРО»

Компания "МЕТРО" рассматривает вариант строительства в Ульяновске еще одного своего магазина. Об этом заявил губернатор Сергей Морозов на инвестиционном форуме в Сочи.

Опубликован рейтинг стоимости жилья в России

В Сети опубликован рейтинг городов России в соответствии со стоимостью квадратного метра жилья на начало 2017 года. Лидером списка, как обычно, стала Москва.

Этой зимой число работающих в Крыму объектов размещения увеличилось почти на 50 – Минкурортов

Как сообщил в эфире радио "Спутник в Крыму" глава ведомства Сергей Стрельбицкий, нынешней зимой в РК работали 192 объекта. Это почти на 50 баз размещения больше, чем в прошлом году. В то же время министр отметил, что зимняя фаза курортного сезона прошла "не так, как нам хотелось".

«Россия-1» рассказала о туризме в Горном Алтае

Репортаж о развитии туризма в Республике Алтай вышел на федеральном телеканале «Россия-1» в программе Дмитрия Киселева «Вести недели» в минувшее воскресенье, 26 февраля.