ФИЛИПП АРЬЕС "ЧЕЛОВЕК ПЕРЕД ЛИЦОМ СМЕРТИ" СМЕРТЬ КАК ПРОБЛЕМА ИСТОРИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ
 
На главную
 
 
 
 
 
 
 
Предыдущая все страницы
Следующая  
ФИЛИПП АРЬЕС
"ЧЕЛОВЕК ПЕРЕД ЛИЦОМ СМЕРТИ"
СМЕРТЬ КАК ПРОБЛЕМА ИСТОРИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ
стр. 243

великих памятников классической древности. С высоты Арлингтонского холма каскадом спускаются
могилы национальных героев, образуя фон городского пейзажа. На эти-то места погребения или
памяти о людях, служивших Соединенным Штатам, собираются ежегодно, с весны до поздней осени,
толпы американцев, подобно тому как католики совершают паломничества в Сан Пьетро в Ватикане.

Сельское кладбище в Миао

Новая религия мертвых родилась и развивалась в больших городах. А что было в деревнях? Некоторые
из них, подражая городам, вынесли кладбище за пределы жилой зоны, а старое кладбище при церкви
было ликвидировано, и на его месте разбита площадь. Другие сельские местности, напротив,
сохранили кладбище на прежнем месте, но настолько обновили его, что могил, относящихся ко
времени до начала XIX в., там теперь не найти. Так что новые правила устройства и поддержания
кладбищ были соблюдены и в деревне.

Как именно это происходило, показывает блестящее исследование Франсуазы Зонабенд, посвященное
кладбищу в Шатийоннэ в Мино. Первоначально там существовал меровингский некрополь. Это было
еще до того, как распространилась практика погребения ad sanctos, поэтому меровингский некрополь
лежал за пределами агломерации. Там же была воздвигнута часовня, где, по-видимому, крестили
обитателей деревни. Только в 1450 г. в соседней агломерации Мино была сооружена новая церковь св.
Петра, и старый некрополь, восходящий еще к VII в., был покинут ради нового кладбища при церкви
Сен-Пьер. Впрочем, и после этого в одном из уголков меровингского некрополя еще совершались
захоронения. Там хоронили умерших от чумы, унося их подальше от жилых домов.

Итак, классическая модель единства церкви и кладбища утвердилась в Мино довольно поздно, лишь в
XV в. Обитателей стоявшего в стороне феодального замка хоронили в хоре церкви Сен-Пьер, перед
алтарем. Из приходских реестров явствует, что в XVII в. видных лиц (королевского нотариуса, вдову
придворного, прислуживавшего за столом брата короля, и т. п.) предавали земле вне церкви, но у ее
стен. Священников хоронили на дворе — кладбище у большого креста, тогда единственного на всем
некрополе, другие могилы не имели видимых надгробий и располагались в произвольном порядке на
неогороженном пространстве, поросшем травой. Находящееся в центре деревни, посреди других
публичных мест, открытое для всех — и людей, и животных, кладбище было средоточием приходской
жизни. Неподалеку от могил собирались, торговали, танцевали, между могильными ямами ходили
козы и овцы. Мертвые были непосредственно включены в мир живых. Ф. Зонабенд не знала в то время
моей периодизации, но нарисованная ею картина полностью соответствует моей первой модели
смерти, выражаемой понятием «смерть прирученная» и формулой «все мы умрем». Вполне
естественно, что мы не найдем в этой сельской общине следов второй модели ("смерть своя").

Но на исходе XVII в. в Мино прибыл священник, проникнутый идеями Контрреформации и
приступивший к преобразованиям. Кладбище было уменьшено до его нынешних размеров, было
принято решение обнести его оградой, однако это решение было исполнено только в 1861 г.
Показательно все же, что желание отделить кладбище от того пространства, где бурлила деревенская
жизнь, существовало уже в конце XVII в. Кладбище должно было стать местом покоя и тишины,
отделенным от мирских сует и закрытым для скота. Кроме того, священник-реформатор в характерном
для того периода стремлении к религиозному очищению отвел часть кладбища для погребения детей,
этих маленьких безгрешных ангелов.

В XIX в. кладбище, исследованное Зонабенд, отчасти соответствовало моей четвертой модели,
признаками которой можно считать всплеск аффективной привязанности к усопшим и культ мертвых.
Конечно, в Мино кладбище осталось на своем месте — у церкви. Муниципальный совет отказался
перенести его в Фонтэн-Кондре, ибо в этом случае «туда не стали бы часто ходить». Здесь перед нами в
миниатюре история сопротивления парижан проектам перенесения столичных кладбищ в Мери-сюр-
Уаз. Но если деревенское кладбище не переместилось физически, морально оно отдалилось. Новое
благочестиво-почтительное отношение к местам погребения, утвердившееся во Франции в XIX в.,
создало между кладбищем и сферой повседневной жизни людей огромную дистанцию. В помещениях,

Предыдущая Начало Следующая  
 
 

Новости

Собянин впервые прокомментировал инфекцию в детских садах Москвы

Дети, пострадавшие от пищевого отравления в московских детских садах, находятся под индивидуальным медицинским наблюдением. Об этом сообщил мэр Москвы Сергей Собянин. В официальном аккаунте «ВКонтакте» он подчеркнул, что контролирует ситуацию.

В Волгоградской области появилась служба оказания ранней помощи детям

В Волгограде на базе ресурсного центра «Надежда» открылась новая служба по оказанию ранней помощи детям. Теперь здесь кроме детей-инвалидов курс восстановления могут пройти юные жители области, имеющие III и IV группы здоровья.

Uber Russia стал доступен еще для 104 городов России

Интернет-сервис такси Uber Russia запустил свое приложение дополнительно еще в 104 городах России. Это практически удвоило охват территории пользования услугой. Если учитывать малонаселенные города России, где есть Uber Russia, то охват составит 250 городов.

WhatsApp обзавелся новой функцией

Функция является дополнительным средством защиты приложения для пользователей IOS. Теперь посторонний человек не сможет прочитать сообщения в WhatsApp даже при разблокированном устройстве Apple. Новая версия мессенджера уже появилась в App Store.

Владимир Путин объявил об увеличении детских пособий

Президент Владимир Путин во время обращения к Федеральному собранию объявил об увеличении детских пособий. Он предложил также расширить контингент их получателей. Сейчас выплаты предусмотрены на первого и второго ребёнка в возрасте до полутора лет.

Калужская область стала одним из лидеров ЦФО по вводу жилья

Модернизация и восстановление жилого фонда в рамках краткосрочных программ Фонда капитального ремонта в минувшем году возросла на 68% в сравнении с 2017 годом, на объектах капремонта стали применяться принципиально новые технологии, удешевляющие строительство, но заметно ускоряющие процесс и повышающие качество работ.

Казанский Кремль посетили почти 3 млн туристов в 2018 году

Казанский Кремль посетили почти 3 млн туристов в 2018 году. Об этом сообщает ИА «Татар-информ». Болгар стал вторым по популярности местом посещения среди туристов.

В Сочи появятся экскурсии для православных

Появятся в Сочи в ближайшее время и новые экскурсионные маршруты, рассказывающие об истории становления христианства на Черноморском побережье.