ФИЛИПП АРЬЕС "ЧЕЛОВЕК ПЕРЕД ЛИЦОМ СМЕРТИ" СМЕРТЬ КАК ПРОБЛЕМА ИСТОРИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ
 
На главную
 
 
 
 
 
 
 
Предыдущая все страницы
Следующая  
ФИЛИПП АРЬЕС
"ЧЕЛОВЕК ПЕРЕД ЛИЦОМ СМЕРТИ"
СМЕРТЬ КАК ПРОБЛЕМА ИСТОРИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ
стр. 268

более или менее торжественной, имеющей целью обозначить солидарность индивида с его родом и
общиной. Основной смысл этой церемонии придают три важных элемента: приятие умирающим своей
активной роли в ней, сцена последних прощаний и сцена траура. Ритуалы, справляемые в комнате
умирающего, или самые ранние формы литургии выражают убеждение в том, что жизнь человека — не
индивидуальная судьба, а лишь звено фундаментальной и непрерывной цепи: биологической
преемственности семьи, рода, всего человечества начиная с Адама, первого человека на земле.

Солидарность подчиняет индивида прошлому и будущему всего человеческого рода. Благодаря
солидарности индивид, кроме того, погружен в свою общину, собирающуюся вокруг его постели,
когда он умирает, а затем проявляющую в сценах траура тревогу, которую вызывает у людей того
времени смерть. Община чувствует себя ослабленной из-за потери одного из своих членов. Ощущая
опасность, она демонстрирует свое единство в ритуалах траура, сплачивает заново свои силы в этих
церемониях, носящих тот же характер, что и веселые празднества. Смерть, таким образом, — не личная
драма, а испытание для всей общины, призванной поддерживать преемственность рода.

Параметр 2. Если смерть вызывает у общины тревогу и ощущение необходимости сплотиться, то не
только потому, что она теряет одного из своих членов, но и потому, что смерть — одиночная или
массовая, как при эпидемиях, — пробивает брешь в системе защиты, воздвигнутой обществом против
дикой природы. Необходимость организовать труд людей, обеспечить порядок и нравственность —
условие мирной совместной жизни — заставила общество искать укрытия от неистовых и
непредвидимых натисков и порывов природы. Состояние равновесия достигалось и поддерживалось
благодаря обдуманной стратегии, отвращавшей и канализировавшей неведомые, неуправляемые силы
природы. Самыми слабыми местами этой системы укреплений были секс и смерть, поскольку здесь
человеческая культура была продолжением природы. Поэтому и секс, и смерть должны были
постоянно находиться под контролем общества. Частным случаем такой глобальной стратегии
человека против природы, стратегии, в которой запреты сочетаются с уступками, является
ритуализация смерти. Вот почему смерть не была предоставлена самой себе, но, напротив, вводилась в
жесткие рамки при помощи церемоний и ритуалов, трансформировалась в зрелище. По той же причине
она не могла быть делом частным, совершаемым в одиночку, а была публичным феноменом, в который
была вовлечена вся община целиком.

Параметр 3. Конец жизни никогда не совпадает с физической смертью человека — в этом смысл
модели «прирученной смерти». Конец жизни зависит от совсем иных факторов: малоизвестные
человеку обстоятельства потустороннего мира, интенсивность загробного существования, прочность
воспоминаний об умершем, вмешательство сверхъестественных сил. Между моментом физической
смерти и концом жизни существует промежуток времени, который христианство, как и все религии
спасения, растягивает до вечности. В нашей модели продолжение существования после смерти есть в
сущности ожидание, протекающее в мире и покое. Мертвые ждут того, что и будет концом их жизни:
воскрешение в славе к новой вечной жизни.

Идеалом жизни после смерти выступает сон. Это самое желанное состояние для умерших. В этом
состоянии пребывают будущие блаженные праведники, позаботившиеся о том, чтобы их похоронили
рядом со святыми мучениками. Сон, однако, может быть нарушен из-за собственного нечестия
человека в его прошлой жизни, неловкости или коварного недоброжелательства живых или действия
темных сил природы. В подобном случае мертвые не спят, а блуждают и являются живущим в виде
призраков. Живые легко допускают близость мертвых в церквах или там, где живые собираются по
своим делам, но при условии, что покойники мирно почиют в своем вечном сне. Явления мертвых
живым — это все те же прорывы дикой и неуправляемой природы. Дабы уберечься от них,
христианство раннесредневекового латинского Запада помещает мертвых среди живых, в центр
общественной жизни, под покровительство церкви и святых, а позднее старается обеспечить умершим
мирный и спокойный сон при помощи месс и молитв за упокой их душ.

Предыдущая Начало Следующая  
 
 

Новости

С момента начала регистрации ВИЧ в России умерли 320 тысяч человек

"С начала регистрации ВИЧ-инфекции умерли к 31 декабря 2018 года более 318 тыс. ВИЧ-инфицированных, в том числе в 2018 году в Российской Федерации умерли от различных причин 36,87 тыс. больных ВИЧ-инфекцией", — сообщили ТАСС в пресс-службе Роспотребнадзора.

Продукты в рационе волгоградцев могут вызвать гормональный дисбаланс

Нарушения в работе организма сегодня могут вызвать внешняя среда и образ жизни. Но важное влияние оказывает и питание. После анализа пищевых привычек людей специалисты назвали пять групп продуктов, способных повлиять на гормоны.

Мутко предсказал снижение ставок по ипотеке

Вице-премьер Виталий Мутко ожидает снижения ставок по ипотеке в России. Об этом он рассказал во время совещания по реализации проекта «Жилье и городская среда» в Нижнем Новгороде.

Туристы назвали лучший вид транспорта для путешествий за рубежом

Почти половина опрошенных российских туристов назвали прогулку пешком лучшим способом изучать зарубежные города и достопримечательности. Специалисты сервиса «Туту.ру» опросили полторы тысячи путешественников и выяснили, что только 9% из них пользуются за границей услугами такси.

Барнаульская художница встретилась с Федором Конюховым в Аргентине

Художница и поэтесса из Барнаула Виолетта Метелица встретилась в Аргентине с путешественником, художником, писателем и священником Федором Конюховым, который недавно завершил первый этап своего кругосветного путешествия на весельной лодке.