ФИЛИПП АРЬЕС "ЧЕЛОВЕК ПЕРЕД ЛИЦОМ СМЕРТИ" СМЕРТЬ КАК ПРОБЛЕМА ИСТОРИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ
 
На главную
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Предыдущая все страницы
Следующая  
ФИЛИПП АРЬЕС
"ЧЕЛОВЕК ПЕРЕД ЛИЦОМ СМЕРТИ"
СМЕРТЬ КАК ПРОБЛЕМА ИСТОРИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ
стр. 273

грязной и медикализируется. Без красоты последних часов общения с умирающим смерть остается
зрелищем ужасным и отталкивающим. Когда пали последние бастионы обороны от секса и смерти в их
естественном диком виде, на помощь обществу пришла медицина. Смерть начали запирать в научных
лабораториях, в клиниках, где уже не было места эмоциям. В этих условиях лучше было молчаливо
условиться о соучастии во взаимной лжи.

Индивид уступает право собственности на его смерть семье, близким. Общество чувствует себя все
менее и менее причастным к смерти одного из своих членов. Прежде всего потому, что оно уже не
считает необходимым поддерживать коллективную оборону от дикой природы, теперь уже раз и
навсегда гуманизированной благодаря прогрессу техники, в том числе медицинской. К тому же
общество больше не испытывает достаточного чувства солидарности, отказавшись в реальности от
ответственности и инициативы в организации коллективной жизни. Более того: община в старом
смысле слова вообще перестала существовать, ее заменил агломерат атомизированных индивидов.

Однако, в известном смысле «подав в отставку», этот массовый и бесформенный агломерат, который
мы сегодня называем обществом, по-прежнему поддерживается новой системой запретов и контроля
("надзирать и наказывать" — формула философа Мишеля Фуко). Сейчас массовое общество восстало
против смерти. Точнее, оно стыдится смерти, больше стыдится, чем страшится. Оно ведет себя так, как
будто смерти не существует. Если чувство «другого», доведенное до самых крайних логических
следствий, является первой причиной того поведения перед лицом смерти, какое мы наблюдаем в наши
дни, то вторая причина — стыд и запрет, налагаемый этим стыдом.

Стыд этот есть в то же время прямое следствие окончательного ухода зла. Подтачивание власти
дьявола началось еще в XVIII в., когда и само его существование было поставлено под сомнение.
Вместе с идеей ада стало исчезать понятие греха. Все разновидности духовного и морального зла
отныне рассматривались не как данности ветхого человека, а как ошибки общества, которые хорошая
система надзора (и наказания) могла бы устранить. Целью науки, нравственности, социальной
организации стало счастье. Препятствием к нему еще оставалось физическое зло, оставалась смерть.
Устранить их было невозможно. Романтики ассимилировали смерть, представили ее прекрасной. Но
идущее с незапамятных времен сосуществование с болезнью, страданием и агонией оставалось
неизменным, ибо физическое зло внушало жалость, а не отвращение. Все началось с отвращения: еще
до того как стали задумываться о возможности уничтожить физическое зло, перестали выносить его
вид, его хрипы, его дурной запах.

Затем медицина оказалась в состоянии уменьшить страдание или даже совсем свести его на нет. Зло
перестало обволакивать человека, смешиваться с ним, как в традиционных религиях, в частности в
христианстве. Конечно, оно еще существовало, но только вне человека, в маргинальных пространствах,
еще не колонизованных ни политикой, ни моралью: войны, преступления, нонконформизм, которые, в
свою очередь, когда-нибудь будут устранены обществом, подобно тому как медицина устранила
болезнь и страдание.

Но если нет больше зла, что же тогда делать со смертью? На этот вопрос общество сегодня предлагает
два ответа: один банальный и один аристократический.

Первый есть не что иное, как массовое признание бессилия: не замечать того, чего нельзя
предотвратить, вести себя так, как будто его не существует. Следовательно, продолжать безжалостно
принуждать близких умершего молчать и ничем не проявлять свою скорбь. Свинцовое молчание
простерлось сегодня над смертью. Когда же оно нарушается, как случается иногда в Северной
Америке, то происходит это лишь для того, чтобы свести смерть на уровень какого угодно
незначительного события, о котором стараются говорить с полным безразличием. В обоих случаях
результат тот же: ни индивид, ни общество не находят в себе достаточной прочности, чтобы признать
смерть.

Между тем подобное отношение к смерти не смогло устранить ни ее саму, ни страх перед ней.
Напротив, под маской медицины возвращаются пугающая дикость и неистовство неприрученной
смерти. Смерть в больнице, ощетинившаяся трубками медицинских приборов, становится сегодня
более леденящим душу образом, нежели скелеты и трупы искусства macabre. Обнаруживается
зависимость между «удалением» смерти — последнего прибежища зла — и возвращением той же

Предыдущая Начало Следующая  
 
 
 
 

Новости

Ученые рассказали, какую опасность скрывают токсины в бытовой продукции

Ученые предупреждают о том, что вредные токсины, входящие в состав бытовых товаров, могут привести к необратимым процессам в организме человека. Потребителям нужно тщательно изучать состав продукции перед покупкой.

В Ирландии победили раковые стволовые клетки

По данным издания, честь открытия принадлежит медицинскому факультету дублинского Тринити-колледжа. Здесь научились выявлять и изолировать в пищеводе больных раковые стволовые клетки, быстро «разносящие» метастазы по всему организму.

Стратегия в реальном времени Halo Wars 2 выйдет 21 февраля

Стратегия в реальном времени Halo Wars 2 от студии Creative Assembly и компании Microsoft была направлена в печать, о чем отчитались в сети ее создатели. Разработка онлайн-игры подходит к своему логическому завершению, и ничто не должно ей помешать выйти в свет к 21 февраля.

Nokia выпустит новый планшет с диагональю 18,4 дюймов

Специалисты финской технологической компании Nokia намерены выпустить новый планшет с диагональю 18,4 дюймов. Информацию об этом распространили зарубежные СМИ. Руководство компании Nokia пока не дает комментариев касательно даты релиза и стоимости нового планшета.

Бесплатную приватизацию продлят для отдельных категорий граждан

Минстрой поддерживает продление приватизации для отдельных категорий граждан, сообщил в рамках съезда партии "Единая Россия" глава министерства Михаил Мень. К таким отдельным категориям относятся крымчане, сироты и аварийные переселенцы.

Николай Меркушкин провел ряд рабочих встреч в Государственной Думе РФ

В пятницу, 20 января, губернатор Самарской области Николай Меркушкин провел ряд рабочих встреч с руководством политических фракций и комитетов Государственной Думы РФ.

За новогодние каникулы ингушские горы посетили около 1300 туристов

Новогодние праздники в ингушском горно-курортном селе Армхи провели 1250 человек. Среди них и гости зарубежья, сообщила «Кавказ Сегодня» руководитель пресс-службы регионального комитета по туризму.

Презентация курортов Кубани пройдет в Санкт-Петербурге

Мероприятие пройдет в северной столице России с 26 по 28 января. На стенде Краснодарского края будут ежедневно проходить презентации курортных территорий и различных направлений отдыха в регионе.