Смирнов Ю.А. Лабиринт: Морфология преднамеренного погребения. Исследование, тексты, словарь.
 
На главную
 
 
 
 
 
 
 
Предыдущая все страницы
Следующая  
Смирнов Ю.А.
Лабиринт: Морфология преднамеренного погребения.
Исследование, тексты, словарь.
стр. 21

210 гг. до н.э.), где в 1974г. была вскрыта одна из вспомогательных «погребальных камер»51, в которой,
по данным Гу Вэньчжи, находилась «терракотовая гвардия императора» (около шести тысяч воинов,
вылепленных в натуральную величину, с чертами портретного сходства, при полном вооружении, с
конями и колесницами); там же обнаружено «множество железных сельскохозяйственных орудий и
изделий из золота, нефрита и кости, полотна, шелка и кожи...», бронзовые мечи, наконечники стрел и
арбалеты [Гу Венджи].

В качестве необходимого отступления приведем сведения о похоронах Цинь Шихуана, содержащиеся в
«Исторических записках» Сыма Цяня (145(?) — 86 гг. до н.э.): «В девятой луне Шихуана погребли в горе Лишань.
Шихуан, впервые придя к власти, тогда же стал пробивать гору Лишань и устраивать в ней склеп; объединив
Поднебесную, послал туда со всей Поднебесной свыше семисот тысяч преступников. Они углубились до третьих
вод, залили стены бронзой и спустили вниз саркофаг. Склеп наполнили перевезенные и опущенные туда копии
дворцов, фигуры чиновников всех рангов, редкие вещи и необыкновенные драгоценности. Мастерам приказали
сделать луки-самострелы, чтобы, установленные там, они стреляли в тех, кто попытается прорыть ход и пробраться
в усыпальницу. Из ртути сделали большие и малые реки и моря, причем ртуть самопроизвольно переливалась в
них. На потолке изобразили картину неба, на полу — очертания земли. Светильники наполнили жиром жэнь-юев
(рыбы Японского моря. — Ю.С.) в расчете на то, что огонь долго не потухнет.

Эр-ши (один из сыновей Шихуана, унаследовавший власть. — Ю.С.) сказал: .Всех бездетных обитательниц задних
покоев дворца покойного императора прогонять не должно", и приказал всех их захоронить вместе с покойником.
Погибших было множество. Когда гроб императора уже спустили вниз, кто-то сказал, что мастера, делавшие все
устройства и прятавшие ценности, знают все и могут проболтаться о скрытых сокровищах. Поэтому, когда
церемония похорон завершилась и все было укрыто, заложили среднюю дверь прохода, после чего спустили
наружную дверь, наглухо замуровав всех мастеровых и тех, кто наполнял могилу ценностями, так что никто оттуда
не вышел*. Сверху посадили траву и деревья, чтобы могила приняла вид обычной горы... Эр-ши издал эдикт об
увеличении количества жертвенных животных, приносимых в храм (по всей вероятности, речь идет о родовом
храме предков. — Ю.С.) Шихуана...» [Сыма Цянь, Т. II, с. 87]. Это описание — пример «погребального апофеоза», по
сравнению с которым бледнеют все доселе известные погребальные памятники52.

И только «Великие пирамиды» в Гизе (Хуфу — Хеопса: 2551 — 2528 гг. до н.э. и его сына Хафра —
Хефрена) по сложности погребальных комплексов и грандиозности затрат на их создание могут срав
ниться с погребением Цинь Шихуана:

«...Хеопс заставил всех египтян работать на него. Так, одни были обязаны перетаскивать к Нилу огромные глыбы
камней из каменоломен в Аравийских

* Ср. с поведением устроителей погребений Алариха I («короля» визиготов; ум. в 410 г.) и Аттилы («короля» гуннов;
ум. в 453 г.), умертвивших могильщиков [Иордан. 158, 258].

37

горах (через реку камни перевозили на кораблях), а другим было приказано тащить их дальше до так называемых
Ливийских гор. Сто тысяч людей выполняло эту работу непрерывно, сменяясь каждые три месяца. Десять лет
пришлось измученному народу строить дорогу, по которой тащили эти каменные глыбы, — работа, по-моему, едва
ли не столь же огромная, как и постройка самой пирамиды. Ведь дорога (речь идет о „восходящей дороге" от
„нижнего" храма к „верхнему" — заупокойному. — Ю.С.) к храму была 5 стадий (около километра. — Ю.С.) длины, а
шириной в 10 оргий (около 18м. — Ю.С.), в самом высоком месте 8 оргий высоты; построена из тесаных камней, с
высеченными на них фигурами. Десять лет продолжалось строительство этой дороги и подземных покоев на холме,
где стоят пирамиды. В этих покоях (три погребальные камеры, две из которых не закончены. — Ю.С.) Хеопс устроил
себе усыпальницу на острове, переведя на гору нильский канал (канал окружал пирамиду и часть прилегавших к ней
построек? — Ю.С.). Сооружение же самой пирамиды продолжалось 20 лет» [Геродот. IM24]-4.

Приведенные описания необходимы здесь как примеры создания наиболее сложно и полно устроенных
погребальных комплексов55, первый из которых еще и насыщен всеми мыслимыми категориями по
смертного инвентаря, как, впрочем, был бы (если бы не грабители) насыщен и последний, разве что в
«Доме вечности» фараона Хуфу не было «действующей модели» Поднебесной (китайской Вселенной)
и отсутствовала такая категория «живого» инвентаря, как «обитательницы задних покоев»,
насильственное или добровольное отправление которых вслед за умершим мужем (господином)56, как
кажется, не практиковалось в Древнем Египте57, но было известно в Китае уже в доциньское время (в
иньскую и чжоускую эпохи: 1600—256 гг. до н.э.), например, в первом суфутуньском погребении
(династия Инь) находилось не менее 30 «сопогребенных людей» [Кучера С., с. 116—123].

Обряд этот существовал и в Шумере — «царские гробницы» Ура, XXV11 —XXVI вв. до н.э. Так, в
гробнице царицы Шуб-ад найдены останки одного мужчины и 24 женщин (?) из ее свиты (?); в гробнице
Абарги — мужа Шуб-ад (?) — останки 60 человек (данные не точны, поскольку не всегда приводились
автором раскопок [ВуллиЛ., с. 51—97]). Подобная картина (нахождение человеческих останков вне
каких бы то ни было «гробных» конструкций) наблюдалась здесь и в других усыпальницах; в одной
находились останки 64 «придворных дам» [там же, с. 73].

Не менее «кровожадными» были и некоторые другие народы, например европейцы гальштатского времени
(середина I тыс. до н.э.): в пещере Бычья Скала в Моравии было раскопано огромное (60 кв.м) кострище, в котором
находились остатки погребения. «Вокруг кострища оказалось около 40 человеческих скелетов, в большинстве
женщин. Среди скелетов лежали небольшие кучки обугленного зерна, в которых находились различные украшения.

У южной стены пещеры на каменной вымостке лежали бедренные кости и скелеты мужчины и поросенка. У стены
стояли бронзовые цисты, котел и таз с обугленным зерном; в котле находился человеческий череп. Между вымост-
кой и кострищем стоял небольшой „алтарь" (высеченная из камня плита на двух других плитах), на котором лежали
засыпанные зерном две отрубленные женские руки с бронзовыми браслетами и золотыми перстнями и правая

38

половина разрубленного посредине черепа...» [Монгайт А.Л., 1974, с. 196, 197; BergS. u.a., S. 114-118].

Не более «гуманны» были ацтеки с ольмеками: в Серро обнаружено массовое захоронение, которое «находилось в
платформе, примыкающей к одной из пирамид. Платформа имела двойное покрытие из штука; между первым и







Предыдущая Начало Следующая  
 
 

Новости