Смирнов Ю.А. Лабиринт: Морфология преднамеренного погребения. Исследование, тексты, словарь.
 
На главную
 
 
 
 
 
 
 
Предыдущая все страницы
Следующая  
Смирнов Ю.А.
Лабиринт: Морфология преднамеренного погребения.
Исследование, тексты, словарь.
стр. 32

риалов (например, у эвенков-ороченов [Мазин А.И., с. 31], у гиляков (нивхов) [Штернберг Л.Я., с. 49, 120]
И у других народов; см.интерес-

56

ную подборку в работе З.П.Соколовой [Соколова З.П.]). Эти фигурки являются символическими
изображениями «новопреставленных» покойников, которые (например, у осетин) [Доватур А.И. и др., с.
314; Миллер В., с. 481 ]72 и помещаются на свои излюбленные места в доме, особенно в случае смерти
хозяина дома, а затем переносятся в общее для всех умерших предков культовое место. Тот же обычай
относится не только к символическим изображениям умершего, но и к каким-то отдельным частям тела,
чаще всего к черепу и/или нижней челюсти, которые предварительно раскрашиваются или
инкрустируются (например, у ацтеков [ВайянДж., табл.48] или полинезийцев [ШтернбергЛ.Я., с. 340]).

Это же стремление сохранить внешний облик умершего проявляется, возможно, и во внесении
подправок и дополнений к уже мумифицированному трупу при помощи разных пластичных материалов
(см. ниже [Эванс-Вентц В., с. 41]).

Существуют и различные способы моделирования тела умершего (его облика), приводящие к созданию
«чучела» покойника и связанные с обрядом замещения либо собственно трупа, который по тем или
иным причинам не мог быть или не должен был бы быть погребенным в приготовленной для него
могиле, либо самого мертвеца — изготовление «посмертной куклы», как в древних культурах [Грязное
М.П., 1962, с. 98, 99], так и в новых [Арьес Ф., с. 169].

Весьма примечательный («таксидермический») способ моделирования тела умершего был в деталях
реконструирован Н.Ю.Кузьминым и О.Б.Варламовым на основании археологических находок в курганах
Минусинской котловины, относящихся к скифскому и гуннскому времени. По мнению авторов, процесс обработки
покойников (именно там ив то время) часто проходил серию последовательных операций, которые «условно можно
объединить в четыре группы: 1) освобождение тела умершего от мягких тканей; 2) изготовление глиняной головы по
черепу; 3) скрепление костей (при помощи пяти деревянных прутьев, один из которых проходил через спинно
мозговой канал позвоночника, два — вдоль позвоночника и длинных костей ног, два — вдоль длинных костей рук. —
Ю.С.) и изготовление „тела" манекена; 4) скрепление глиняной головы с .телом" и окончательное оформление
манекена» [Кузьмин Н.Ю., Варламов О.Б., с. 149]. Нечто подобное зафиксировано не только на других сибирских
памятниках (ссылки на литературу см. там же), но и у американских патагонцев, по описаниям Лёббока73.

В этом же русле, по-видимому, и создание изваяний с изображением умершего (каменных, костяных,
деревянных, глиняных и пр.), его скульптурных и живописных портретов, которые, подобно маскам,
могут быть положены в захоронение или же не быть захороненными, а использоваться в качестве
маркеров места погребения — скифские каменные бабы и т.п. В случае дублирования масок, «кукол»,
изваяний, портретов умерших возможно их нахождение как в погребальном сооружении, так и в жилых
и/или культовых помещениях.

Как уже сказано, помимо приемов воссоздания тела умершего довольно широко распространены и
приемы его сбережения. Наиболее эффектным (и эффективным) способом является мумификация
трупа. Коснемся трех сравнительно отдаленных во времени и пространстве

57

традиций, использующих для этой цели такой прием, как бальзамирование трупа:

1.    Бальзамирование широко применялось в Древнем Египте. Для этого там были «поставлены особые
мастера, которые по должности занимаются ремеслом бальзамирования... Сначала они извлекают
через ноздри железным крючком мозг. Этим способом удаляют только часть мозга, остальную же часть

— путем впрыскивания (растворяющих) снадобий. Затем делают острым эфиопским камнем
(обсидианом? — /О.С.) разрез в паху и очищают всю брюшную полость от внутренностей74. Вычистив
брюшную полость и промыв ее пальмовым вином, мастера потом вновь прочищают ее растертыми
благовониями. Наконец, наполняют чрево чистой растертой миррой75, кассией76 и прочими
благовониями (кроме ладана) и снова зашивают. После этого тело на 70 дней кладут в натровый щелок.
Больше 70 дней, однако, оставлять тело в щелоке нельзя. По истечении же этого 70-дневного срока,
обмыв тело, обвивают его повязкой из разрезанного на ленты виссонного полотна и намазывают
камедью77 (ее употребляют вместо клея). После этого родственники берут тело назад, изготовляют
деревянный саркофаг в виде человеческой фигуры и помещают туда покойника. Положив в гроб, тело
хранят в семейной усыпальнице, где ставят гроб стоймя к стенке... Если родственникам из-за
дороговизны (первого) приходится выбирать второй способ бальзамирования, то (мастера)
поступают вот как. С помощью трубки для промывания впрыскивают в брюшную полость покойника
кедровое масло76, не разрезая, однако, паха, и не извлекают внутренностей. Впрыскивают же масло
через задний проход и затем, заткнув его, чтобы масло не вытекало, кладут тело в натровый щелок на
определенное число дней. В последний день выпускают из кишечника ранее влитое туда масло. Масло
действует настолько сильно, что разлагает желудок и внутренности, которые выходят вместе с маслом.
Натровый же щелок разлагает мясо, так что от покойника остаются лишь кожа да кости. Затем тело
возвращают (родным), больше уже ничего с ним не делая. Третий способ бальзамирования, которым
бальзамируют бедняков, вот какой. В брюшную полость вливают сок редьки79 и потом кладут тело в
натровый щелок на 70 дней. После этого тело возвращают родным» [Геродот. II: 86—88].

2.    В настоящее время в особых случаях бальзамирование применяется и в Тибете: «Если умирает
Далай лама, Таши лама или какой-нибудь очень великий человек или святой, то применяют
бальзамирование. Труп, как это делалось при бальзамировании в Древнем Египте, помещается в ящик
с болотной солью, обычно на срок около трех месяцев или до тех пор, пока соль не вберет в себя всю
жидкость трупа. После того как труп подвергнется подобной обработке, его покрывают веществом,







Предыдущая Начало Следующая  
 
 

Новости

Названы снижающие риск заболевания раком продукты

Эксперты составили список продуктов, которые при постоянном включении их в пищу значительно снижают риск возникновения злокачественных опухолей.

Число санаторных путевок для льготников в Москве увеличится в два раза

Количество путевок на санаторно-курортное лечение, предоставляемых льготникам, будет увеличено в текущем году с 120 тыс. до 245 тыс. Об этом сообщил мэр Москвы Сергей Собянин.

Появилось приложение для проверки банкнот в 200 и 2 тыс. рублей

АО «Гознак» разработал мобильное приложение «Банкноты 2017», которое позволяет проверить подлинность банкнот в 200 и 2 тыс. рублей, сообщил замминистра финансов, председатель совета директоров «Гознака» Алексей Моисеев.

Apple позволит отказаться от замедления смартфона

Глава яблочной корпорации Тим Кук заявил, что теперь владелец iPhone сможет отключить искусственное замедление своего девайса.

В России предложили освободить молодые семьи от налога на недвижимость

В целях стимулирования рождаемости в России в Госдуме предлагают рассмотреть возможность освобождать молодые семьи от налога на недвижимость.

Воронежские строители опять ввели более миллиона квадратных метров

Более 1,689 млн кв. м жилой площади было введено в эксплуатацию в регионе по итогам 2017 года.

Авиакомпания «Победа» собирается продавать туры

В ноябре 2015 года продажей туров занялся «Аэрофлот» и, судя по тому, что по его стопам собирается идти дочерняя компания, система динамического пакетирования показала неплохие результаты, увеличив пассажиропоток.

Аэропорт «Пулково» достиг рекордного пассажиропотока в 2017 году

Пассажиропоток "Пулково" в 2017 году составил 16 125 520 человек, что больше результата 2016 года на 21,6%. Об этом "Петербургскому Дневнику" сообщили в пресс-службе компании "Воздушные ворота Северной столицы".