Смирнов Ю.А. Лабиринт: Морфология преднамеренного погребения. Исследование, тексты, словарь.
 
На главную
 
 
 
 
 
 
 
Предыдущая все страницы
Следующая  
Смирнов Ю.А.
Лабиринт: Морфология преднамеренного погребения.
Исследование, тексты, словарь.
стр. 37

прежде они поместили с ним в могиле набиз,  (какой-то )  плод и лютню. Теперь они вынули все это.

И вот он не завонял, и в нем ничего не изменилось, кроме его цвета. Тогда они надели на него
шаровары, гетры, сапоги, куртку, парчовый хафтан с пуговицами из золота, надели ему на голову
шапку из парчи, соболью, и понесли его, пока не внесли его в находившийся на корабле шалаш,
посадили его на стеганый матрац, подперли его подушками и принесли набиз, плоды, разного рода
цветы и ароматические растения и положили это все вместе с ним. И принесли хлеба, мяса и луку и
оставили это перед ним. И принесли собаку, рассекли ее пополам и бросили ее в корабль. Потом
принесли все его оружие и положили его рядом с ним. Потом взяли двух лошадей... рассекли их ме
чами и бросили их мясо в корабль. Потом привели двух коров, также рассекли их и бросили их в нем.
Потом доставили петуха и курицу, убили их и оставили в нем.

...Разделив пополам собаку, бросают ее внутрь корабля, а также отрезав голову петуху, бросают
 (его и его голову )  справа и слева от корабля.

...Привели девушку... Потом ей подали курицу, она отрезала ей голову и швырнула ее  (голову ) . Они
 (же )  взяли эту курицу и бросили ее в корабль. И девушка... прошла на корабль...

...Потом явился ближайший родственник умершего, взял палку и зажег ее у огня. ...И берется огонь
за дрова, потом за корабль, потом за шалаш, и за мужа, и девушку, и  (за )  все, что в нем
 (находится ) . ...Не прошло и часа, как корабль, и дрова, и девушка, и господин превратились в золу,
потом в  (мельчайший )  пепел.

66

Потом они соорудили на месте корабля, который они  (когда-то )  вытащили из реки, нечто вроде
круглого холма и водрузили в середине его большое бревно хаданга (вероятно, сосна; перс, белый
тополь. — Ю.С.), написали на нем и имя  (этого )  мужа, и имя царя русов и удалились» [Ковалевский

А.П., с. 143—146, 263].

Археологические параллели Б.А.Рыбаков находит в черниговских курганах, и особенно в Черной Могиле —
погребении эпохи Константина Багрянородного (945—959) [Рыбаков Б.А., с. 305—314]. С точки зрения автора,
скорее следует приводить скандинавские параллели, поскольку русы Ибн Фад-лана — вероятнее всего, варяги («Те
варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманы и англы...» [ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ.
В год 6370 (862)]. «Русь... ср.-греч. оГРДе. = норманы... араб. Rus — "норманы в Испании и Франции" (IX в.)...
этноним возводится к др.-исл. ..."гребцы", "мореходы"...» [Фасмер. Т. Ill, с. 522, 523]), на что указывает и обряд
сожжения в ладье.

VII

«Что до сеньоров и людей очень значительных, они (майя. — Ю.С.) сжигали их тела, клали пепел в
большие сосуды и строили над ними храмы... В настоящее время бывает, что пепел кладут в
статуи,'сделанные полыми из глины, если  (умершие )  были великими сеньорами... Они сохраняли
эти статуи с большим почитанием между своими идолами. У сеньоров древнего рода Коком они
отрубали головы, когда они умирали, и, сварив их, очищали от мяса, затем отпиливали заднюю по
ловину темени, оставляя переднюю с челюстями и зубами. У этих половин черепов заменяли
недостающее мясо особой смолой и делали их очень похожими  (на таких ) , какими они были  (при
жизни ) . Они держали их вместе со статуями и пеплом, и все это хранили в молельнях своих домов...
Во все дни их праздников... они делали им приношения из своих кушаний...» [Диего де Ланда, с. 163,
164]; археологические параллели в культуре майя см. [Гуляев В.И., 1979, с. 160].

Размещение тела умершего или его останков. Поза погребенного. Телу умершего, подвергшемуся
мумификации или же нарушенному в незначительной степени (см. три первых условных ступени
деструкции), т.е. не потерявшему своей общей (анатомической) целостности, в ходе
захоронения/выставления или перед таковым может быть придана определенная поза. Однако, изучая
морфологию внутренней структуры погребального/экспонационного комплекса, следует иметь в виду,
что в некоторых случаях положение тела умершего может быть задано традицией еще на
птоматологической стадии операций каким-то особым способом (например, обкладыванием ног
умершего камнями очага в древнекитайской традиции (см. часть II, с. 137) или бинтованием (пелена
нием, связыванием, сплетением) трупа, чем обусловлено: а) вытянутое положение египетских мумий и

б) скорченное — перуанских, инкских, эскимосских и мумий австралийских аборигенов [Warren R.;
Обермай-ер Г., с. 487—488; Arriaza В. и др.]). Положение тела может определять-

67

ся также формой, размером и/или способом установки дублирующего вместилища: гроба, кувшина
и пр. (например, положение тела умершего, вложенного в сосуд в «кувшинном погребении» —
вертикальное или горизонтальное, — зависит от того, положен такой сосуд в могилу на бок или
поставлен на нее вертикально [Обермайер Г., с. 487, 571, 620; Герни О.Р., с. 147, 148]), или
формой и/или размером самой могилы (например, некоторые захоронения срубной культуры,
дающие образцы сильно скорченных погребений, в которых тело умершего втиснуто в узкую и
короткую могильную яму).

Частные археологические и этнографические описания, а нередко и классификации позиций
погребенных ограничиваются сравнительно краткими характеристиками типа: «в скорченном
положении на левом боку, руки перед лицом», «в утробной позе», «в позе спящего», «в позе
адорации», «в позе скачущего всадника» и т.д. Достаточно дробных описаний мало, и разработки
относительно редки [Каменецкий И.С., 1983; 1986; Кореняко В.А.; Андреева М.В., Джаникян Г.Г.
1995, и др.]. В то же время положение погребенного, целостность тела которого не была







Предыдущая Начало Следующая  
 
 

Новости