Смирнов Ю.А. Лабиринт: Морфология преднамеренного погребения. Исследование, тексты, словарь.
 
На главную
 
 
 
 
 
 
 
Предыдущая все страницы
Следующая  
Смирнов Ю.А.
Лабиринт: Морфология преднамеренного погребения.
Исследование, тексты, словарь.
стр. 41

правило, миниатюрные изображения («копии») людей, животных, растений, предметов и объектов
бытового и культового назначения.

В зависимости от степени связи предметов, входящих в состав погребального (похоронного) инвентаря,
с погребальным сооружением и/или с останками погребенного инвентарь делится на четыре подтипа: 1

— сопровождающий погребальный инвентарь; 2 — сопутствующий погребальный инвентарь; 3 —
сопредельный погребальный инвентарь; 4 — сопричастный погребальный инвентарь (подробнее см. гл.

4).

Понятие «погребальный (могильный, сопровождающий, сопроводительный, сопутствующий,
похоронный) инвентарь» широко используется в исследовательской (археологической, этнологической
и т.п.) практике. Однако границы этого понятия весьма размыты, и часто предметы инвентаря
описываются как конструктивные элементы погребального сооружения, и, наоборот, в его перечень
включаются не только отдельные элементы погребального сооружения, но и целые блоки таких
элементов (типичный пример — в качестве предмета погребального инвентаря

73

рассматривается находящийся в могильной яме сосуд, содержащий остатки трупосожжения). То же
происходит и с различными видами подстилок, в особенности подсыпок и/или покрытий (засыпок),
широко известных в археологической практике (ковры, циновки, береста, ветви, стебли растений, трава,
цветы и пр., а также охра и мел в порошкообразном состоянии, зола, уголь и т.п.).

Одни исследователи относят их к категориям погребального инвентаря, другие — выделяют в особую,
отдельную от инвентаря категорию, так и обозначаемую «подсыпки и подстилки», а третьи — относят их
к элементам погребального сооружения или дополнительным структурам. Примерно то же происходит и
с разнообразными «перевозочными» средствами (повозками, лодками, носилками и пр.),
использованными в погребении для помещения останков умершего. Они расцениваются то как
предметы погребального инвентаря, то как элементы погребального сооружения. Подобная картина
наблюдается и в отношении остатков животных, обнаруживаемых в погребениях, — их то вносят в
категорию погребального инвентаря, то выделяют в особую категорию «кости животных», часто
придавая им семантическую нагрузку — «остатки напутственной пищи».

Очевидно, сравнительно жесткое разграничение здесь возможно проводить только при учете «ролевой
функции» того или иного предмета (категории предметов) в погребальном комплексе: любые предметы
(артефакты и неартефакты) и структуры (в том числе углистые, меловые и прочие подсыпки и
покрытия), не являющиеся элементами погребального сооружения, т.е. не выполняющие изолирующую
в отношении останков погребенного функцию, следует относить либо к категории погребального
инвентаря, либо к категории дополнительных структур. Подчеркнем, что речь идет в основном о
«вторичной» функции, выполняемой предметом именно в погребальном комплексе. Так, если циновка
выполняет роль подстилки и/или покрытия останков умершего или же дна погребального сооружения,
то ее надо относить к элементам погребального сооружения — «дублирующие покрытия». (То же
относится к золе, охре, извести и пр.) Если же циновка присутствует в погребении в сложенном виде
или расстелена в стороне от погребенного и под ним нет такого покрытия, то ее можно расценивать как
элемент погребального инвентаря. То же касается и относительно строго локализованных охристых,
меловых, углистых и других подсыпок, которые могут входить в состав погребального инвентаря или
являться дополнительными структурами (см. ниже).

Примерно те же сложности возникают и в связи с одеждой (остатками ее) в погребальном сооружении.
Относить ли платье покойного и находящиеся на нем украшения, а также предметы оборонительного
вооружения, надетые на умершего, к элементам внешней структуры погребального комплекса или к
элементам погребального инвентаря? Как правило, в исследовательской практике одежда и тем более
украшения, которые часто являются ее собственными элементами (например, нашивные бляшки и т.п.),
обнаруженные на теле погребенного, включаются в категорию инвентаря. Верно ли это? Думается, что
только отчасти, поскольку одежда умершего выполняет по сути ту же изолирующую и предохраняющую
функцию, что и дублирующие

74

покрытия и вместилища. Поэтому элементы одежды могут рассматриваться как пластичные (ткань,
кожа, шкуры, меха и пр.) и жесткие (кора, кость, металл; последние обычно находятся в связи с
предметами оборонительного вооружения) элементы внешней структуры погребального комплекса.
Более того, подчас останки умершего оказываются просто завернутыми в то или иное одеяние или
покрыты ими, либо, наконец, одежды выступают в роли подстилок, и тут вопрос об отнесении подобным
образом использованных одежд снимается сам собой. Часто к тому же одеяние умершего специально
изготавливается по случаю, и/или для этой цели используются ритуальные (как вариант, профессио
нальные) одеяния, например свадебные, или их отдельные элементы (к примеру, фата). Вообще,
одеяния покойного могут носить обыденный, праздничный (парадный), обрядовый характер и либо
использоваться при жизни, либо быть специально изготовленными для похоронной церемонии и
предназначаться для захоронения/выставления на умершем и/или отдельно от него. Иногда же
обыденные (обыденно-ритуальные) одеяния (например, чалма, тюрбан, сари, саронг, бурнус и пр.)
«превращаются» в погребальную пелену.

Все, что сказано выше об одежде, справедливо и по отношению к предметам оборонительного
вооружения (шлемам, боевым личинам, панцирям, щитам и пр.): если предметы оборонительного
вооружения находятся непосредственно на теле погребенного и таким образом выполняют







Предыдущая Начало Следующая  
 
 

Новости