Смирнов Ю.А. Лабиринт: Морфология преднамеренного погребения. Исследование, тексты, словарь.
 
На главную
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Предыдущая все страницы
Следующая  
Смирнов Ю.А.
Лабиринт: Морфология преднамеренного погребения.
Исследование, тексты, словарь.
стр. 51

Яркий пример — египетские канопы — сосуды для хранения (захоронения) внутренностей,
извлеченных при мумификации из тела (обычно по одному для печени, кишок, желудка и легких).
Крышки-пробки для этих сосудов часто изготовлялись в виде голов четырех сыновей Хора
(известны и целиком антропоморфные канопы, как, впрочем, и канопы в виде ковчежцев —
«канопические ящики»).

Этрусские канопы — лицевые урны для сбора и захоронения праха умершего, крышки-пробки которых украшались
скульптурным портретом покойника, — получили название по внешней аналогии с египетскими.

28    На о-ве Бали, к примеру, где традиция посмертного обращения требует полной кремации тела
(весьма дорогостоящая там акция) и последующего развеивания пепла над водами океана,
существует такой обычай: малоимущие родственники захоранивают тело умершего в зем-

92

ле, а по прошествии года частично вскрывают могилу и извлекают оттуда одну кость (обычно
берцовую), сжигают ее, а пепел с соответствующими обрядами рассеивают над океаном [Eiseman
F.B.Jr., p. 20—25].

У сахалинских гиляков (нивхов) в случае смерти и сожжения покойника на чужбине одну обгорелую
косточку привозят на родину, где ее хоронят в земле и сооружают над ней памятник [Штернберг Л.Я., с.
340].

29    В задачу работы не входит рассмотрение морфологии выставления, естественно за исключением тех
случаев, когда речь идет о временном выставлении. Впрочем, морфология экспонационного комплекса
(особенно погребально-экспонационного) во многом (порой вплоть до деталей) схожа с морфологией
комплекса погребального. С формальной точки зрения принципиальная разница заключается лишь в
наличии/отсутствии изолирующего момента, а иногда — только в степени доступности к останкам.
Последующие обрядовые действия всегда носят временный характер, что вызвано и объективными, и
субъективными причинами, а именно гибелью «носителей памяти», сменой населения, переориента
цией общественного мнения и т.п. К тому же в последующих обрядовых действиях как бы заложена
тенденция к утрате отдельных элементов предписанного традицией ритуала, вплоть до полного его
видоизменения или отказа от его исполнения, что по отношению к рядовым членам практически любого
общества происходит за время жизни двух-трех поколений. Что же касается выдающихся членов
социума, в особенности его культурных героев, вождей и пр., то здесь, как правило, осуществляется
противоположная тенденция, хорошо прослеживающаяся в общинных и тем более государственных
культах (см., например, главу «Как они хоронили королей» в «Истории государства инков» Инка Гарей-
ласа де ла Веги, с. 349—351). Но и здесь действия могут носить отклоняющийся характер. Например,
при музеефикации Некрополя мастеров искусств в Александро-Невской Лавре туда с других кладбищ
Ленинграда (в частности, со Смоленского лютеранского кладбища) в советское время были перенесены
лишь надгробные памятники отдельных деятелей культуры, а их могилы оставлены на прежних местах
и теперь уже отчасти утрачены, как утрачены многие десятки могил, с которых сняты и перенесены в
другие места надгробия либо их отдельные части [Пирожков Г.В., Громов Н.В., с. 293],

«представляющие собой художественную ценность» [КобакА.В., Пирютко Ю.М., с. 49—56]. Впрочем,
идея создания некрополя-музея возникла еще во 2-й половине XVIII в. во Франции и получила развитие
в XIX в., — перенесение на кладбище Пер-Лашэз надгробий Абеляра и Элоизы, а также Мольера
[АрьесФ., с. 408]).

«Временнбй шаг», определяющий длительность последующих обрядовых действий, может быть
сжатым и растянутым и в основном зависит от типа ритуальных актов (к примеру, единовременный или
последовательный перевод «прижизненного» инвентаря в «посмертный»), характера и степени тесноты
социальных связей (например, пожизненный траур), социальной значимости умершего и тому подобных
причин.

1 «Норвежцы, например, разрезали или разбивали кости своих королей и разбрасывали их по полям
для усиления плодородия. ...Колдуны племени карнаи (Австралия) использовали кости рук в качестве
магиче-

93

ских предметов, а туземцы с островов Прокаженных изготавливали наконечники стрел из костей
умерших родственников» [Штернберг Л.Я., с. 201].

«Забальзамированное -сердце виконта (Мирабо-Тонно; ум. в 1792г. — Ю.С.), помещенное в
свинцовый ларец, было привязано к древку знамени батальона добровольцев, которым он
командовал при жизни» [Арьес Ф., с. 327].

«Юкагиры после смерти шамана препарируют его тело, очищают кости от мяса и затем раздают
эти кости близким родным, которые носят их всю жизнь на себе как охраняющее средство. У
ламаитов можно встретить четки и пояса, сделанные... из костей молодых девушек и мальчиков,
не достигших половой зрелости...» [Штернберг Л.Я., с. 301].

«В северном буддизме даже кости умерших (девственными) юношей и девушек до
шестнадцатилетнего возраста служат сильнейшими духами-хранителями монахов-аскетов» [там
же, с. 168].

У майя кости (в особенности берцовые) использовались в качестве инсигний [Гуляев В.И., 1979, с.
160], а в Европе XVII в. «кости скелета рассматривались и как средство (лечебной. — Ю.С.)
профилактики. Хорошим делом считалось носить их на шее или зашивать в одежду. ...Известно,







Предыдущая Начало Следующая  
 
 
 
 

Новости

Ученые: Мозг формирует воспоминания о родном языке спустя десятилетия

Канадские ученые провели уникальное исследование, при помощи которого смогли доказать, что отголоски родного потерянного языка могут всплыть в мозге спустя десятилетия после того, как связь с ним была потеряна.

Ученые: Устроить личную жизнь помогут домашние любимцы

Оказывается, домашние животные не только благоприятно влияют на здоровье больных детей и пожилых людей. Ученые установили непосредственную взаимосвязь между взятием домашнего питомца в дом и благополучным устройством личной жизни.

СМИ: Samsung Galaxy S8 могут выпустить без разъема для наушников

Новый смартфон Samsung Galaxy S8 могут выпустить без традиционного разъема для наушников, сообщает The Verge. По имеющимся данным, южнокорейская компания Samsung оснастит очередную модель телефона разъемом USB Type-C, позволяющим заряжать устройство и слушать музыку.

Microsoft получила одобрение Еврокомиссии на покупку соцсети LinkedIn

Американская корпорация Microsoft получила одобрение Еврокомиссии на покупку соцсети LinkedIn, сообщает Reuters Сделка по покупке профессиональной соцсети за $26,2 млрд, которая уже была одобрена в США, Канаде, Бразилии и Южной Африке, будет закрыта в ближайшие дни, отмечается в заявлении Microsoft.

В 2017 году Шуваловский парк очистят от мусора и опасных деревьев

В комитете по благоустройству решили, что парк, расположенный недалеко от станции метро «Парнас», нуждается в капремонте. Перед тем как разработать проект работ, в 2017 году садовники вырубят 400 опасных деревьев и очистят центр парка от мусора.

Форум «Сочи» переименован в Российский инвестиционный форум

Согласно документу, опубликованному на официальном портале правовой информации, форум переименован в Российский инвестиционный форум. Распоряжением также утвержден состав оргкомитета по подготовке и проведению очередного форума, который впервые пройдет зимой — 27-28 февраля 2017 года.

В Горячем Ключе установили указатели к достопримечательностям

В проект не вошли средства размещения, так как это коммерческие объекты. Однако увеличить количество указателей теперь смогут руководители средств размещения. Они могут изготовить и установить такие же знаки к своим предприятиям, сообщает пресс-служба администрации Горячего Ключа.

Бизнес заинтересован в строительстве новых санаториев в Кисловодске

Интерес бизнеса к строительству новых санаториев напрямую связана с ростом популярности у отдыхающих отечественных курортов, заявил в интервью ТАСС глава курортного города Александр Курбатов. По словам мэра в Кисловодске достаточно неплохо идет введение новых корпусов и целых санаториев.