Смирнов Ю.А. Лабиринт: Морфология преднамеренного погребения. Исследование, тексты, словарь.
 
На главную
 
 
 
 
 
 
 
Предыдущая все страницы
Следующая  
Смирнов Ю.А.
Лабиринт: Морфология преднамеренного погребения.
Исследование, тексты, словарь.
стр. 56

отверстие и пр.), которые маркируют переднюю и заднюю часть стенки погребальной камеры, что, как
правило, отсутствует у сооружений типа «простой ямы» или «насыпи».

6 «Катакомбы римского времени [лат. coemeteria — кладбище, по одному из мест на Via Appia —
кладбищу св. Себастьяна „ad catacumba"], подземные помещения искусственного или естественного
происхождения, использовавшиеся для погребения христиан и иудеев. ...К. обнаружены в Александрии,
Сиракузах, Неаполе, в Риме и Пече. Технически К. разрабатывались фоссорами (лат. fossor —
землекоп) как рудники. Сохранились изображения, на которых фоссоры представлены облаченными в
особую одежду, с рабочим инструментом в руках...» [СА, с. 253].

«Катакомбы [ср.-век. лат. catacumba — название послеконстанти-новского времени, первоначально —
коЛттпрюу, coemeterium, area, crypta — во фракийских надписях \aT6ujov].

Катакомбы, выкопанные под землей (в тернистом (? — Ю.С.) туфе), состоят из лабиринта галерей... В
стенах галерей устроены одна над другой ниши, собственно могилы, называемые loculus или locus. ...В
древности тотчас после погребения отверстия могил закрывались чере-

101

личными или мраморными плитами (tabulae) и замазывались цементом... На плитах писались или
вырезались надгробная надпись (типа „мир с тобою", in pace, tv eipFf\vr\), имя усопшего, его возраст,
день смерти, погребения и... символические знаки: пальмовая ветвь, голубь с оливковой ветвью, якорь,
монограмма Христа и др.

Кроме галерей в К. имеются особые комнаты — cubicula... служившие семейными усыпальницами и
отчасти местом религиозных служб. В кубикулах имелся особый род ниш — могил, игравших роль как
бы саркофагов... Это тот же locus, имеющий сверху углубление, в виде маленькой полукруглой апсиды,
или углубление со сводом, аркой; здесь отверстие гробницы находилось не сбоку, а сверху; крышка
этих гробниц — акросолиев, в которых погребен был мученик, часто служила алтарем, на котором
совершались таинства; она часто была доской, которую можно было переносить с одной гробницы на
другую в день поминовения умершего. В этом древнехристианском обычае совершать таинства над
могилой святых или мучеников лежит основание происхождения престолов наших церквей.

В кубикулах в потолках встречаются отверстия, через которые отчасти освещались К., это —
луминарии. Через луминарии... спускались саркофаги.

Выполнение всех работ по устройству К., а равно и погребение умерших лежали на обязанности
могильщиков — fossores.

Прототип римских христианских К. имеется в усыпальницах восточных народов, в частности у евреев,
но между ними имеется существенная разница: в еврейских (семейных гробницах) ниша с прахом умер
шего оставалась открытой, а вход в усыпальницу — закрытым; в христианских — ниши были закрыты, а
усыпальницы открыты... Создание самостоятельных христианских усыпальниц началось, по-видимому,
с III века...» [Христианство. Т. 1, с. 698]; см. также [Mancinelli Р.].

63 Например, в меотских могильниках (до рубежа нашей эры) головы погребенных часто располагались
в подложенных под них мисках [Каменецкий И.О., 1989, с. 247].

Исключительный интерес представляет одно из погребений (№ 15) липицкой культуры (II в. до н.э. — II
в. н.э.) в Звенигороде: «В качестве урны для этого погребения послужил гончарный липицкий сосуд,
накрытый зернотеркой и липицкой чашей на высокой ножке. Урна стояла на согнутом мече и воткнутом
в землю наконечнике копья...» (подчеркнуто мною. — Ю.С.) [Бидзиля В.И., Русанова И.П., с. 99, табл.
XXXIII].

В таких случаях любой предмет (элемент погребального инвентаря) приобретает двойную функцию, став
элементом погребального сооружения (см. выше).

Базовая поверхность может быть искусственно создана или подправлена: очерчена, подчищена,
подрезана, подстелена, подсыпана и пр.

65 т

То же происходит и в том случае, когда грунтовая яма засыпается до уровня древней дневной
поверхности.

«Огненные» погребения, известные по этнографическим источникам (опускание умерших в кратер

вулкана, зафиксированное, согласно

702

Э.Б.Тайлору, у некоторых новозеландских племен, а также у индейцев Никарагуа [Тайлор Э.Б., с. 289]),
не являются погребениями в собственном смысле слова.

То же касается и фантазий М.Стингла (даже если они когда-нибудь подтвердятся) относительно «воздушных»
погребений перуанцев, якобы отправлявших своих умерших вождей «на черных воздушных шарах к солнцу» [Стингл
М., с. 74]).

67 Как уже сказано, некоторые разновидности таких погребений и могут называться «воздушными».

Итак, это правило. Но, естественно, существуют и исключения; например, для первого ведущего типа
исключением являются купольные гробницы с дромосом (толосы), содержащие одиночные
захоронения, а для второго — грунтовые сооружения типа ямы (ямы с подбоем или катакомбы), в
которых произведено несколько подхоронений, с полным или частичным вскрытием могил этого
(закрытого) типа. Здесь нет ошибки и нет противоречия, а есть лишь разница в уровнях рассмотрения
данных объектов: функциональном и морфологическом. С точки зрения функции все погребальные
сооружения (основные вмещающие объемы), предназначенные для совершения многоактных
(последовательных) захоронений, а также для «общения» с умершим (в любом состоянии его
изоляции), являются сооружениями открыто1 го типа, т.е. имеющими вход (открытый коридор, дверной







Предыдущая Начало Следующая  
 
 

Новости