Смирнов Ю.А. Лабиринт: Морфология преднамеренного погребения. Исследование, тексты, словарь.
 
На главную
 
 
 
 
 
 
 
Предыдущая все страницы
Следующая  
Смирнов Ю.А.
Лабиринт: Морфология преднамеренного погребения.
Исследование, тексты, словарь.
стр. 59

Разное оружие, разбитые колесницы.

На костры уложив усердно главных раджей,

Их сожгли согласно посмертным обрядам
[МАХАБХАРАТА. Книга о женах. Тризна., 1982, с. 163, 185].

Или с обрядом похорон царя или царицы, восстанавливающимся (увы, не с первого дня) по хеттским
табличкам (~ середина II тыс. до н.э.):

«На второй день, как только рассветет, женщины идут [к] уктури*, чтобы собрать кости; они гасят огонь
десятью кувшинами пива, десятью [кувшинами вина] и десятью кувшинами валхи**.

... Они берут кости серебряной лаппа*** и погружают их в очищенное масло в серебряном кувшине,
затем они вынимают кости из очищенного масла и кладут их на льняной гаццарнулли, под который
подложена „красивая одежда".

Кончив собирать кости, они заворачивают их вместе с льняной тканью в „красивую одежду" и кладут их
на стул; а если это женщина, они кладут их на скамеечку.

Вокруг уктури (мн.ч.), (на? у?) которых сжигается тело, помещают 12 хлебов, а на хлебы кладут пирог с
жиром. Огонь уже потушен пивом и вином. Перед стулом, на котором лежат кости, они ставят стол и
угощают горячими хлебами... И всех, кто пришел собирать кости, они потчуют едой.

Затем они трижды дают им пить и ровно три раза дают пить его душе.

...и девять баранов (они приносят) в жертву [душе] покойного. [Затем] они берут кости и [уносят их] от
уктури и приносят их в его „Каменный дом". Во внутреннем помещении „Каменного дома" они рас
кладывают постель и кладут на нее кости, взятые со стула; перед костями они ставят лампу... и?... в...
сиклей весом с очищенным маслом; затем приносят в жертву душе покойного быка и барана» [Герни

O.P., с. 146, 147].

87    «На полуострове Кейп-Йорк (Австралия. — Ю.С.) из трупов извлекают внутренности, а затем
высушивают и сжигают. Погребальные танцы продолжаются здесь до конца обряда, во время которого
вдова умершего, ее братья и сестры подносят пищу братьям, сестрам и отцу

* В контексте напрашивается перевод «погребальный костер», но само слово означает «твердый, фиксированный,
постоянный» с производным смыслом «остатки». Появление далее в тексте множественного числа, по-видимому,
говорит против значения «погребальный костер».

Возможно, в тексте идет речь о «кремационной площадке» (площадках), наподобие обнаруженных на одном из
протобактрийских памятников [Аване-сова М.А., с. 87, 88], или тех стационарных «кремационных постаментах»,
которые используют современные и иду исты в Непале (по устному сообщению А.В.Кашкина. — Ю.С.).

** Напиток, часто упоминаемый в описаниях ритуалов.

*** Возможно, род ложки [Герни О. Р., с. 146, 147].

107

умершего под звуки траурных песен. В тот день, когда происходит кремация, устраиваются
состязания по борьбе между „братьями"» [Берндт P.M., Берндт К.Х., с. 370].

У гиляков «еще раз вспомнят о покойнике на медвежьем празднике... они обыкновенно
устраиваются в память умершего сородича, являясь как бы тризной по покойнику. Зимний
медвежий праздник называется игрищем (cxbf lexernd — медвежья игра)...

...День убиения медведя заканчивается угощением, разговорами, играми молодежи, плясками,
фехтованием на палках... На третий день, в промежутке между пиршествами, устраиваются -гонки
на собаках, игры, фехтование на палках, танцы вкруговую» [Штернберг Л.Я., с. 37, 40—42, 49].
«Обычай после похорон и поминок веселиться, петь и плясать отмечен также у русских Вятской и
Курской губерний и у украинцев Киевской губернии. У украинцев Подолии и Галиции молодежь
обычно устраивает игры у гроба умершего. ...В древности поминки у восточных славян (тризна)
включали в себя состязания и игры. В древних текстах об этом иногда говорится: „дратися по
мертвецы". Кулачные бои — пережиток таких поминок. ...Еще сохранилась некоторая связь
кулачных боев с днями поминовения умерших, как, например, с Масленицей или Троицей»
[Зеленин Д.К., с. 355, 356, 378].

«Относительно славян встречаем упоминания про обыкновенные игры, практиковавшиеся на
похоронах и во время поминок. Так, о чехах Козьма Пражский сообщает про „jocos profanes quos
super mortuos exercebant". Игры эти состояли в попойках, переряживаниях и пляске. О русских
славянах читаем в Стоглаве: „В троицкую субботу по селам и погостам сходятся и плачутся по
гробам, и егда начнут играти скоморохи, гудцы и перегудницы, они же от плача переставше,
начнут скакати и плясати и в долони бити и песни сотонинские пети"» [Штернберг Л.Я., с. 208].

88    В.Н.Топоровым прослежены и многочисленные параллели между похоронными обычаями (в том
числе и погребальными играми) древних греков (по Гомеру) и древних прусов (эстов, по
Вульфстану) [Топоров В.Н., 1990, с. 12—47]. Вообще, постпохоронные состязания известны у
многих народов, см., например, [Геродот. V: 8]. Согласно греческой мифологической традиции,
некоторые пелопоннесские игры были учреждены в связи с похоронами, например Олимпийские

— Гераклом после совершенного им убийства и погребения Авгия (владельца эпонимных
конюшен, не расплатившегося с «Герой прославленным» за его, впрочем, не слишком героический
подвиг); Немейские — Амфиари-ем и другими участниками похода «Семеро против Фив» — после
смерти Офельта и т.п. [Грейвс Р., с. 286, 403, 404].

89    Речь идет не о рабах, а о природных скифах, вероятно составлявших свиту погребаемого царя
[Грантовский Э.А., с. 130 и ел.]. Ср. (выше) с погребениями царицы Шубад и императора Цинь







Предыдущая Начало Следующая  
 
 

Новости

В Якутии педагоги отказываются прививаться от гриппа

Привито — 55,5% педагогического состава, 45,4% — техработники, отказались от прививок — 14,2% Как сообщало ИА REGNUM, непривитых детей не будут пускать в школы и сады в момент эпидемии гриппа.

Врачи-профессионалы отправились по районам Сахалина

В районы Сахалинской области отправились бригады узких специалистов. Медицинскую помощь жителям отдаленных населенных пунктов будут оказывать шесть медицинских команд. В их состав вошли высококвалифицированные специалисты из разных регионов России.

Intel перестанет выпускать процессоры Intel Core i7

Компания Intel заявила о том, что в 2020 году она перестанет выпускать процессоры Intel Core i7. Такое решение было принято из-за того, что эта модельная линейка не выдержала конкуренции с новыми AMD Ryzen, комплектующимися 6 и 8 ядрами.

«Яндекс» запустил распознающее одежду приложение Sloy

Пользователи могут выкладывать небольшие видео о моде и стиле в своей ленте, добавлять эффекты, фильтры, маски и музыку из каталога приложения. Также Sloy с помощью технологии дополненной реальности Face AR сможет распознавать одежду на людях.

Абсолют Банк снизил ставки по ипотеке

Абсолют Банк снизил на 0,5 процентного пункта ставки по кредитам на покупку первичного и вторичного жилья. Теперь базовая ставка по этим программам составляет 10,5% годовых, но может быть снижена на 0,25 п. п. при подаче заявки с использованием дистанционных каналов.

Названы самые успешные застройщики-продавцы «первички» в Новой Москве

Как рассказали эксперты, третье место в рейтинге самых успешных девелоперов Новой Москвы занимает группа компаний «МИЦ», которой удалось за квартал реализовать 31 тыс. «квадратов» недвижимости (12% от общего объема продаж в этот период в ТиНАО). Общая выручка компании достигла 3,45 млрд рублей.

Правительство Таиланда принимает меры по стимулированию туризма

Кабинет министров экономики на прошлой неделе одобрил 18 мер по стимулированию туризма, которые, как уверено правительство, привлечет 39,8 млн туристов, сообщает ЕНВ.

Волгоградцы проголосовали за аквапарк на юге города

Волгоградцы проголосовали за создание аквапарка в Кировском районе города: рядом с микрорайоном Санаторный. Помимо аквапарка, там планируется возвести трассы для квадроциклов, велотрассу и зеленый амфитеатр.