Смирнов Ю.А. Лабиринт: Морфология преднамеренного погребения. Исследование, тексты, словарь.
 
На главную
 
 
 
 
 
 
 
Предыдущая все страницы
Следующая  
Смирнов Ю.А.
Лабиринт: Морфология преднамеренного погребения.
Исследование, тексты, словарь.
стр. 64

сердца, символизирующий рану, которую причинила вам смерть. (Другое объяснение: надрез делается
как символ древнего обычая «раздирания одежд» в знак траура.) (Ср. с запретами, налагаемыми Торой,

—    ваикра 21:10; см. примеч. 25 к части I настоящей книги). Криа делается ножом и постепенно
увеличивается в размере.

...После похорон все возвращаются домой (лучше всего в дом усопшего) для проведения Шивы
(«семь»). В течение недели Шивы родные должны оставаться в доме и сидеть на низких стульях.

Семеро родственников покойного должны соблюдать Шиву: отец или мать, сестра или брат, сын или
дочь и супруг. Во время Шивы в доме усопшего проводятся три службы в день. У ортодоксов руководит
службой мужчина в трауре, читающий Кадиш (молитва на арамейском языке, прославляющая величие
Бога. — Ю.С.) по умершему.

...В неделю Шивы родственники умершего не должны бриться, мыться, надевать кожаную обувь,
вступать в интимную близость или стирать свои вещи.

...Первое, что должны сделать родные и близкие по возвращении с кладбища, — это сесть и поесть.
Еврейская традиция предписывает соседям приготовить еду перед их возвращением с кладбища.

...За периодом Шивы следует более длительный и менее интенсивный траур: сначала Шлошим
(«тридцать») — 30 дней, когда мужчины не бреются и не стригутся. ...Затем следует год траура.
Еврейское право предписывает год траура только по родителям... (с небольшими изменениями и
дополнениями. — Ю.С.) [Телушкин И., с. 524—527]; см. также [Алексеев А.А.].

116

ХРИСТИАНСТВО

ЧЕТВЕРОЕВАНГЕЛИЕ

Тогда некто, именем Иосиф, пришел к Пилату и просил Тела Иисусова (Матф. 27:57, 58; Map. 15:43, 44;
Лук. 23:50, 52; Иоан. 19:38), и  (Пилат )  отдал Тело Иосифу. Он, купив плащаницу* (Матф. 27:59; Map.
15:45, 46; Лук. 23:53), пошел и снял Тело Иисуса. Пришел также и Нико-дим и принес состав из смирны
и алоя, литр около ста (Иоан. 19:39). Итак, они взяли Тело Иисуса и обвили Его пеленами с
благовониями (Матф. 27:59; Map. 15:46; Лук. 23:53; Иоан. 19:40), как обыкновенно погребают иудеи. В
том месте, где Он распят, был сад и в саду гроб (Иоан. 19:38—41), и положил Его  (Иосиф )  в новом
своем гробе, который высек он в скале (была же там Мария Магдалина и Мария Иосиева, которые
сидели против гроба, — Матф. 27:61; Map. 15:47; Лук. 23:55); и, привалив большой камень к двери
гроба**,  (Иосиф )  удалился (Матф. 27:59, 60; Map. 15:46; Лук. 23:53; Иоан. 19:41, 42).

'«.Плащаница" по-гречески у всех синоптиков (Марка, Матфея, Луки) аиОДу — тонкая льняная или бумажная материя
иноземного происхождения, получавшаяся из Индии (синд, инд, Индия) и, по свидетельству Геродота (Ист. II, 86),
употреблявшаяся у египтян: Хобосчтес тЬи vtKpbv катаМоооит irav аОтои тй аЛца mvMvoc Buaolvric — "омывши мертвого,
обертывают все тело его льняным синдоном" (ср. "...обмыв тело, обвивают повязкой из разрезанного на ленты виссонного
полотна..."; пер. Г.А.Стратановского. — Ю.С.). Обряды погребения египтян, описанные в указанном месте у Геродота,
интересны и могут служить к объяснению евангельских мест. Сравнивая известия о погребении Христа с этими
египетскими обрядами, можно прийти к заключению, что Иосиф и Никодим намерены были тело Христа
набальзамировать...» [Матф. 27:59; БИБЛИЯ. Т. Ill, с. 464, ком. 59].

(Намерение Иосифа и Никодима набальзамировать тело Христа сомнительно, поскольку, во-первых, пеленание тела было
распространено в иудаизме задолго до н.э. и само по себе не предполагало последующего бальзамирования, а во-вторых,
на это намерение в евангельских текстах нет прямых указаний. — Ю. С.)

** «...Лука и Иоанн добавляют, что в этот гроб никто еще не был положен; Матфей и Иоанн называют гроб новым. В этом
гробе Иосиф хотел похорониться сам, почему у Матфея и встречаем выражение: *v тс? Kaivqi айтоО ш/пцсСц) ("в новой
своей (скальной (Map. 16:46), пещерной) гробнице". — Ю.С.). Вероятно, большой камень, приваленный ко гробу, был не вне
его, а в самой пещере. Об этом можно заключить из Иоан. 20, 1: .В первый же день недели Мария Магдалина приходит ко
гробу рано, когда еще было темно, и видит, что камень отвален от гроба..."» [Матф. 27:60; БИБЛИЯ. Т. Ill, с. 464, ком. 60].
(Вопрос о том, снаружи или внутри гробницы находился «закладной камень» (плита), спорен. Из текста Иоанна вопрос не
проясняется; у Марка сказано: «...и привалил камень к двери гроба» (Map. 15:46), а у Матфея — «...приступив, отвалил
камень от двери гроба и сидел на нем» (Матф. 28:2), что скорее говорит о том, что камень располагался снаружи пещеры,
да и археологические свидетельства указывают на то, что «закладные камни», как правило, находились снаружи скальных
гробниц, тем более что в греческом тексте сказано: ка1 тгроскиМаас XlOov \iiya.v T(J WifKf тоО (ii/nnelou [NT. Math. 27:60, 61]

—    «подкатив большой камень ко входу в гробницу»; см. выше, «Похороны в Библии». — Ю.С.)

117

...По прошествии субботы Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Саломия купили ароматы*, чтобы
идти — помазать Его (Map. 16:1, 5; Лук. 23:56).

...Вслед приходит Симон Петр и, вошедши во гроб**, видит одни пелены лежащие и плат, который был
на главе Его, не с пеленами лежащий, но особо свитый в другом месте (Лук. 24:12; Иоан. 20:6, 7).
(«...Могилу Христа показывают в одной из часовен („Часовня Г роба Г осподня". — Ю.С.), находящихся внутри храма
Св. Г роба Г осподня в Иерусалиме. Внутри этой небольшой мраморной часовни находится скала с могильной
пещерой...» («Садовая могила». — ? — Ю.С.) [Нюстрем Э., с. 255—257]).

ПОГРЕБЕНИЕ ХРИСТИАНСКОЕ

Погребение. «В первые три века христиане не имели возможности по причине гонений обставлять П.
своих умерших какими-либо особыми церемониями и обрядами: немедленно по смерти их переносили,
большей частью ночью, в места погребений и погребали наскоро, в страхе. Лишь в редкие промежутки
между гонениями для умерших устраивали гробницы, особенно для мучеников; П. последних
совершалось с особенной... торжественностью... По свидетельству Дионисия Александрийского, при П.
христиане нередко брали на руки и в объятия тела умерших, закрывали им глаза и смыкали уста,
обнимали, обмывали и одевали их. По свидетельству Евсевия Кесарийского, Иоанна Златоуста и
Григория Богослова, у древних христиан существовал обычай бальзамировать тела. Тертуллиан
замечает, что христиане употребляли на П. ароматов более, нежели язычники — на курение своим







Предыдущая Начало Следующая  
 
 

Новости

В Орловской области от укусов клещей пострадали более 40 человек

По результатам лабораторных исследований клещей, снятых с людей, инфицированность боррелиями составила 14,3%. В предстоящем сезоне на территории Орловской области планируется провести акарицидные обработки на площади 290 га (в 2016 году к обработке было запланировано 280 га).

Прокуратура взяла на контроль повышение зарплаты нижегородским медикам

В мае по данному вопросу будет открыта «горячая» телефонная линия.

Впервые Cassini пролетел между Сатурном и его кольцами

Примерно в полдень по московскому времени космический зонд Cassini выполнил первый пролет между Сатурном и его системой колец. Это рискованный маневр, так как любая достаточно крупная частица пыли может повредить приборы аппарата и изменить его траекторию.

Неправильные бактерии в кишечнике рождают хроническую усталость

Исследователи из Колумбийского университета в Нью-Йорке выяснили, что кишечные бактерии вызывают усталость. Синдром хронической усталости может быть следствием воздействия определённых штаммов бактерий в кишечнике.

Темпы ввода жилья в Пермском крае за год упали на 47%

В сравнении с аналогичным периодом прошлого года темпы ввода жилья снизился на 47%. Индивидуальное строительство домов упало на 18,8%. За счет собственных и привлеченных средств было построено жилье общей площадью 43 тысячи кв. метров.

АИЖК вложит в развитие арендного жилья 100 млрд рублей

До 2020 года объем инвестиций в создание российского рынка арендного жилья может составить около 100 млрд рублей.

На курорте «Роза Хутор» завершился горнолыжный сезон

На горном курорте «Роза Хутор» завершился зимний сезон 2016/2017. Сезон катания для любителей горнолыжных видов спорта длился 129 дней – с 16 декабря по 23 апреля. Всего за этот период на «Роза Хутор» побывали около 800 000 посетителей, что аналогично показателям прошлого зимнего сезона.

Ростуризм не считает Египет конкурентом российских курортов

Как пояснил глава Ростуризма, открытие Египта важно для развития отечественной туристической индустрии, так как эта страна может предложить россиянам доступный пляжный отдых весной и зимой, но летом в Египте слишком жарко и некомфортно, поэтому российские пляжи не будут пустовать в "высокий" летний сезон.