Смирнов Ю.А. Лабиринт: Морфология преднамеренного погребения. Исследование, тексты, словарь.
 
На главную
 
 
 
 
 
 
 
Предыдущая все страницы
Следующая  
Смирнов Ю.А.
Лабиринт: Морфология преднамеренного погребения.
Исследование, тексты, словарь.
стр. 153

разграничительную линию между такими действиями и терминами, как «погребение» — «выставление»
и «ингумация» — «кремация».

Но уже в советское время происходит смешение этих понятий. Вот что пишет А. Л. Монгайт для
Большой Советской Энциклопедии:

«ПОГРЕБЕНИЕ, ПОХОРОНЫ, обычаи, связанные с различными способами захоронения покойников и
выражающие отношение людей к умершим и их смерти... Кроме наиболее распространенного захороне
ния в землю с эпохи бронзы известно сожжение трупов» [Монгайт А.Л., 1975. Т. 20, с. 93].

Ту же ошибку совершает и С.А.Токарев (?) в статье для «Советского энциклопедического словаря»:
«ПОГРЕБЕНИЕ (похороны), обычаи захоронения покойников (в археологии — и самозахоронение).
Появилось в эпоху мустьерской культуры. Обряды погребения отражали двойственное стремление —
удалить, обезвредить умершего и проявить заботу о нем (связывание трупов, заваливание камнями,
кремация и т.п. сочетались со снабжением умершего инвентарем, а также жертвоприношениями,
мумификацией

18

и др.). Обряды погребения зависели от общественного положения умершего (курганы вождей,
пирамиды фараонов), религиозных представлений и др. Погребение иногда сопровождалось или
завершалось поминками, тризной. В современную эпоху практикуются кремация и захоронение в
землю» [СЭС, с. 1030].

Специальный интерес представляют и определения, содержащиеся в современной археологической
литературе. Приведем небольшую, но весьма показательную выборку.

Д.А.Авдусин в книге «Полевая археология СССР» приводит, хотя и в очень усеченном виде, как
значение (выражает динамику), так и подзначение (выражает статику) термина «погребение»:
«Погребения делят на трупоположения (ингумации), из которых наиболее древние относятся к
палеолиту, и трупосожжения (кремации), появившиеся в бронзовом веке» [Авдусин Д.А., с. 47].

«Древние погребения подразделяются на могилы, не имеющие насыпей, и курганы, имеющие
могильные холмы» [там же, с. 44].

Как видно, и здесь происходит смешение таких понятий, как «кремация» и «ингумация», и это
недоразумение (увы!) «закреплено» в сознании многих специалистов.

Есть в этом учебном пособии и определение понятия «погребальный обряд», предлагаемое в качестве
«традиционной точки зрения»:

«...погребальный обряд — это конструкция могилы и надмогильных сооружений, особенности
положения костяка (или конструкция кострища) и особенности расположения вещей» [там же, с. 47].

Из дальнейшей подборки станет ясно, что данное определение хотя и находится за пределами критики,
но по своей форме является далеко не самым неудачным среди многочисленных попыток, так сказать,
формального подхода к изучению погребальных обрядов и соответствующих поисков рабочих
(«работающих») дефиниций:

Алекшин В. А. («Социальная структура и погребальный обряд древнеземледельческих обществ»):
«Погребальный обряд относится к категории обрядов, при помощи которых общество санкционирует
переход человека из одного качественного состояния в другое». «С одной стороны, погребальный
обряд состоял из одобренных традицией ритуальных действий, происходящих до похорон, в момент
похорон и после них...». «С другой стороны, он включал материальные элементы, характеризующие
общественное положение умершего: погребальное сооружение, набор погребального инвентаря, сюда
входит и поза умершего...». «Совокупность ритуальных действий и материальных элементов
представляет стандартный (традиционный) погребальный обряд любой археологической культуры»
[Алекшин В.А., с. 6].

Г е н и н г В. В. («К вопросу об изучении преемственности археологических культур эпохи бронзы
степной полосы Восточной Европы»): «В археологии под понятием погребального обряда понимаются
конечные результаты деятельности по захоронению умершего и совершению различных ритуальных
действий, т.е. та часть деятельности, которая осталась опредмеченной в остатках сооружений, вещах,
положении скелета и т.п. Таким образом, хотя погребальный обряд фиксируется в значительной
степени усеченным, но по остаткам явлений, повторяющихся

19

с различной степенью однообразия на многих объектах. Это позволяет формализовать отдельные
части останков и произвести их статистический учет и анализ» [Генинг В.В., с. 143].

Лебедев Г. С. («Погребальный обряд как источник социологической реконструкции. По материалам
Скандинавии эпохи викингов)»: «Погребальный обряд в археологическом значении термина можно рас
сматривать как систему взаимосвязанных признаков, характеризующих: 1) способ погребения
(кремация, ингумация)...; 2) вид захоронения, помещения останков (в урне, яме, гробу, на кострище и
т.д.)... ; 3) конструкцию погребального сооружения (насыпь, грунтовая могила, перекрытая камера, циста
и т.д., а также их параметры)...; 4) состав и размещение жертвоприношений, погребального инвентаря
(вещи на покойнике, вещи при нем, останки животных)...» [Лебедев Г.С., 1977, с. 24].

Назаренко В. А. («Классификация погребальных памятников Южного Приладожья»): «В данной работе
погребальный обряд рассматривается как комплекс, сочетающий в себе три основных категории
признаков: 1) конструкцию погребального сооружения; 2) состояние и положение останков
погребенного; 3) характер и размещение погребального инвентаря. Учитываются и такие особенности
обряда, как остатки тризн или жертвоприношений. Устойчивое сочетание этих основных категорий





Предыдущая Начало Следующая  
 
 

Новости