Смирнов Ю.А. Лабиринт: Морфология преднамеренного погребения. Исследование, тексты, словарь.
 
На главную
 
 
 
 
 
 
 
Предыдущая все страницы
Следующая  
Смирнов Ю.А.
Лабиринт: Морфология преднамеренного погребения.
Исследование, тексты, словарь.
стр. 155

«Следует отметить, что употребление термина „погребальный обряд"... не всегда оправданно, так как
часто речь идет не столько об обряде, сколько о погребальных памятниках. Поэтому когда мы
встречаем попытки создания структуры погребального обряда, то речь фактически идет о структуре
погребальных памятников» [там же, с. 34].

Лишь в краткой, но весьма примечательной заметке Т.М.Кузнецовой («О соотношении понятий
„погребение", „погребальный обряд", „похороны"») обращается внимание на то, что за термином
погребение «стоит действие, связанное с обязательным зарыванием/закладыванием (т.е. сокрытием.

— Ю.С.) умершего», и что «понятие похороны имеет ббльшую емкость в сравнении с понятием
погребение» [Кузнецова Т.М., с. 228].

И наконец, совсем недавно появилось сравнительно точное, в интересующей нас части, определение,
помещенное в популярном археологическом словаре в качестве синонима для термина «погребение»:
«Захоронение — помещение трупа или остатков от его сжигания в землю. Более поздние захоронения в
насыпи кургана называют вторичными, как и погребение костей скелета в особых сосудах (оссуариях).
При расчлененном захоронении земле предается лишь часть костей человека» [Матюшин Г.Н., с. 68].
Что касается известных автору дефиниций, опубликованных зарубежными исследователями, то только
в небольшой статье Б. Ван-дермеерша («Неандертальские погребения») есть довольно точное и в
общем отвечающее существующим (в том числе и языковым) требованиям определение:

«Термин „погребение" („sepulture") обычно определяется как место, где погребают (захоранивают,
зарывают в землю — enterre) мертвых. Чтобы доказать в ходе раскопок, что имело место погребение,
необходимо привести доказательства того, что труп был не брошен, но положен намеренно в такое
место — яму или естественное углубление, — где он был бы защищен, т.е. намеренно покрыт камнями
или отложениями» [Vandermeersch В., 1976, р. 725].

Наиболее же точная дефиниция (из встреченных автором) содержится в «Археологическом словаре»
(АС) У.Брея и Д.Трампа: «Погребение (англ, interment), практика или пример захоронения тела
умершего человека» [Брей У., Трамп Д., с. 196]. Но уже в определении захороне-

22

ния авторами дается только значение термина: «Захоронение (англ, burial, нем. Bestattung), помещение
человеческого тела или остатков кремации в землю, естественную или искусственную камеру либо ур
ну...» [там же, с. 84].

Любопытно, что в словаре по доистории, изданном Larousse [Dictionnaire], вообще нет определения того, что же такое
погребение, хотя есть определение того, чем является курган. Отсутствует оно и в классическом двухтомном труде Яна
Филипа [Filip J. Bd. 1, 1966; Bd. 2, 1969].

В зависимости от контекста в данной работе термин «погребение» используется как в значении
термина, отражающем процесс сокрытия тела умершего («погребальный обряд», «погребальный
ритуал»), так и в подзначении термина, отражающем результат данного процесса (место захоронения,
«могила», «погребальный комплекс» [Леонова Н.Б., Смирнов Ю.А., с. 19], «погребальный памятник»).
Глава 3

ПОСМЕРТНОЕ ОБРАЩЕНИЕ (три обрядовых цикла)

В основе обращения с умершими как бы заключена пара равновеликих сил, действующих на разных его
ступенях совместно или попеременно в разных направлениях и приводящих к разным конечным резуль
татам, поэтому в реализации конкретных форм культа мертвых постоянно присутствуют определенные
виды дихотомии, по которым и строится отношение к умершему — условно позитивное и условно нега
тивное: привязанность — неприязнь, безбоязненность — страх, оставление среди живых — устранение
из среды живых, трупосохранение — трупоуничтожение, выставление — погребение и т.п. Реализацию
этих разнонаправленных сил можно назвать фундаментальными путями в некрологии, которые,
совместно с общими и частными законами (см. выше), приводят к вариантам конкретных погребений, а
выбор пути определяется характером общественных отношений.

Присутствие в посмертном обращении бинарных оппозиций (явных и скрытых), что, очевидно,
обусловлено дуалистическим характером самого человеческого мышления, и позволяет создать тот
вариант модели, которая положена автором в основу дальнейших разработок в этой области (см. табл.
1)*.

На данной схеме представлена модель известных типов обращения с телом умершего и их возможных
сочетаний. Опираясь на эту модель, можно при желании записать в виде некой формулы любое
конкретное погребение или выставление на первом, наиболее общем уровне предлагаемой
систематизации.

23

Как представляется, основание к созданию некрологической системы заложено уже в природной
оппозиции «живой — мертвый», на которой, по всей видимости, и строится двойственное отношение к
умершему, порождающее на разных уровнях соответствующие пары: безбоязненность/страх,
оставление/устранение и т.д. В целом же процесс посмертного обращения представляет собой
трехчленную композицию:

1)    предваряющие обрядовые действия — трупосохранение/трупо-уничтожение;

2)    завершающие обрядовые действия — погребение/выставление;

3)    последующие обрядовые действия — поминание/непоминание, т.е.

поддерживание/неподдерживание «посмертного» существования покойника; или (в снятой форме)
поминовение/непоминовение24. Отдельно, но аналогичным образом следует рассматривать и систему
прав и обязанностей, налагаемых традицией на непосредственных участников и/или соучастников





Предыдущая Начало Следующая  
 
 

Новости