Смирнов Ю.А. Лабиринт: Морфология преднамеренного погребения. Исследование, тексты, словарь.
 
На главную
 
 
 
 
 
 
 
Предыдущая все страницы
Следующая  
Смирнов Ю.А.
Лабиринт: Морфология преднамеренного погребения.
Исследование, тексты, словарь.
стр. 158

целенаправленное (полное, частичное) разру-

27

шение как отдельных погребений33, так и целых некрополей, связанное с хозяйственными и другими
видами деятельности (например, аланский могильник Зильги (Северная Осетия), уничтожаемый
карьером кирпичного завода, и множество курганов южнорусских степей, исчезнувших при мелиорации,

—    наблюдения автора). При частичном разрушении, скажем, сносе наземных сооружений и
последующей застройке территории некрополя, может происходить и псевдоконсервация того или иного
памятника (например, в современных городах).

Наблюдаются и последующие действия «отклоняющегося» характера, направленные на поругание
останков умершего либо его памяти через осквернение его погребального и/или мемориального соору
жения.

Последующие обрядовые действия могут быть также нацелены и на возвеличивание умершего
посредством создания ему новых, более пышных (например, «памятники неизвестному солдату»)
погребальных и/или мемориальных сооружений и т.п. или же, наоборот, на принижение, уничижение
покойного посредством либо разрушения старых, либо построения новых, менее пышных погребальных
и/или мемориальных сооружений и т.п.

Исходными позициями этих двух направлений последующих обрядовых действий являются: а)
сохранение сложившегося положения в поддерживании «посмертного» существования и б) предание
забвению памяти об умершем и всех символических ее выражений, ведущее к естественному
разрушению и исчезновению существовавших сооружений.

Таким образом, и в последующих (сакрализованных и несакрализо-ванных) действиях прослеживаются
два разнонаправленных пути: один может быть ориентирован на возвеличивание умершего, другой —
на его уничижение, порой вплоть до применения к самому умершему или его останкам прямо
противоположного ритуала: погребение — выставление; выставление — погребение; трупоположение

34

—    трупосожже-ние и т.п.34.

Очевидно, что во всех трех циклах посмертного обращения (предваряющем, завершающем и
последующем) последовательно или попеременно присутствуют две основные тенденции: тенденция к
сохранению и тенденция к уничтожению, проявляющиеся в отношении к умершим, к их погребальным
и/или мемориальным сооружениям и, наконец, к продлению их «посмертного» существования.
Тенденция, проявляющаяся в одном цикле, может продолжиться во втором и третьем, а может и
измениться: так, тенденция к сохранению, просматривающаяся в первом цикле (птоматологическом),
может перейти в тенденцию уничтожения во втором (тафологическом) цикле35 и вновь обратиться в тен
денцию сохранения в третьем (мнемологическом) цикле36, но, естественно, возможны и другие
варианты.

Следует подчеркнуть, что обрядовые действия, во-первых, могут ограничиваться только одним циклом
(чаще всего — завершающим, причем иногда в редуцированном варианте, как, например, при похоро
нах конунга Хакона Доброго [Снорри Стурлусон]), а во-вторых, иметь как равновесную материально
духовную (символическую) нагрузку во всех трех циклах посмертного обращения (как при погребении
фарао-

28

нов эпохи Древнего царства), так и неравновесную (например, относительно продолжительные,
сложные и дорогостоящие обрядовые действия предваряющего цикла могут переходить в сравнительно
простые, кратковременные и малостоящие акции в завершающем цикле, без продолжения в
последующем: по смерти богатого йоруба (Западная Африка) устраиваются сложные похоронные
церемонии, а затем происходит погребение в простой могиле, без погребального инвентаря [Ucko P.J.,
р. 262—280]), или, наоборот, дорогостоящие последующие обрядовые действия (например,
разорительные поминки (потлач) у некоторых народов) устраиваются при наличии весьма скромного по-
гребения37.

Кратко охарактеризовав все три цикла, которые проходит посмертное обращение, вернемся к
основному предмету рассмотрения, к тафологическому циклу обрядовых действий, и напомним, что
процесс создания преднамеренного погребения может быть определен как целенаправленный перенос
останков умершего из био- или моросферы, где они временно находились, в тафосферу, где они будут
находиться постоянно или вплоть до момента вскрытия захоронения, если оно последует.





Предыдущая Начало Следующая  
 
 

Новости