Смирнов Ю.А. Лабиринт: Морфология преднамеренного погребения. Исследование, тексты, словарь.
 
На главную
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Предыдущая все страницы
Следующая  
Смирнов Ю.А.
Лабиринт: Морфология преднамеренного погребения.
Исследование, тексты, словарь.
стр. 173

со значительными изменениями в общей (анатомической) целостности тела покойного.

Затем в зависимости от обстоятельств или вследствие предписанных той или иной традицией правил,
требующих относительно долговременного сохранения тела умершего в среде живых, оно может быть
подвергнуто таким предварительным операциям, как вымачивание в особых растворах, например в
соляных (либо обкладывание чаще всего солеными продуктами, например рыбой, — тело Цинь
Шихуана), или охлаждение/замораживание в специальных камерах, ямах и подобных местах со снегом
и льдом, или же высушивание в горячем песке либо на открытом воздухе при достаточно высокой
температуре. (Подобным операциям может подвергаться как обнаженное тело, так и обряженное.)

Ряд предуготовительных действий может, в зависимости от традиции, завершиться либо погребением
тела умершего, либо его выставлением.

Однако, как известно, некоторые общества предпринимали или предпринимают особые шаги,
направленные либо на долговременное сбережение (консервацию) трупов с полным или частичным
сохранением их анатомической целостности, либо на преднамеренное нарушение таковой, или даже на
разрушение тела умершего или же его уничтожение.

Всем этим операциям могут подвергаться как избранные, так и все без исключения члены того или
иного общества.

В зависимости от окружающей среды конкретные задачи подобного рода могли решаться и
естественным путем. Например, предохранение тела от воздействия гнилостных бактерий,
разрушающих мягкие ткани неживого организма, могло осуществляться путем выдерживания его в
течение определенного времени в торфяных болотах (знаменитые датские и английские находки
двухтысячелетнего возраста: «человек из Толлунда» [Ламберт Д., с. 224, 225], «человек из Граубалле»
[Berg S.u.a., S. 91—93], «Пит Марш» [Археология сегодня, с. 17] и др.), или на открытых местах
(например, в зонах альпийского высокогорья в Андах [Schrieberg D., BegleyS.], на Северном Кавказе —
наблюдения автора), или в горячих песках пустынных и полупустынных областей (как, впрочем, и во
льдах приполярной или высокогорной территории, — недавняя находка в Альпах естественно
мумифицировавшегося человеческого тела; возраст мумии — пять тысяч лет [Roberts D.]).

Естественная мумификация могла происходить и при сравнительно недолгом пребывании мертвого
тела в зоне пожарища.

В то же время, и опять-таки в зависимости от климатических условий, нарушение и даже уничтожение
не только мягких, но и костных тканей тела умершего могло производиться также в естественной среде

— например, оставление трупа в воде или на воздухе до полного разложения (разрушения) мягких
тканей (часто при преднамеренном предоставлении тел умерших в пищу животным-некрофагам: рыбам,
птицам или

54

55

собакам, как это делается, к примеру, в Центральной Азии да и в других местах [Катанов Н.Ф.]; см.
также сообщение Страбона о существовавшем в Бактрии обряде отдавания собакам-могильщикам
людей, «изнуренных старостью и болезнями...» [Страбон. Х1:11, 3]). Для достижения того же эффекта
тело умершего помещается во «временную могилу» и закрывается листьями и ветвями (как это делают,
например, австралийские аборигены [БерндтР.М., БерндтК.Х., с. 371] или индейцы бороро [Леви-Строс
К., 1984, с. 110—122]; интересно заметить, что у бороро эта временная могила обычно выкапывается в
центре поселения, на «ритуализованной» и «сакрализованной» площади, и используется для всех
умерших членов деревни); или же зарывается в землю в определенных местах, а именно там, где
грунты насыщены известковыми растворами и щелочами, — до полного разложения мягких тканей и
растворения костных. Уничтожение всего трупа, как уже указывалось [ТайлорЭ.Б., с. 289], возможно
производить в естественной среде и посредством сбрасывания тела в жерло действующего вулкана.
Помимо вышеописанных естественных способов сохранения/уничтожения трупов существуют и
многообразные искусственные приемы, направленные на сбережение, нарушение и/или разрушение как
всего тела умершего, так и отдельных его частей.

Сохранение тела. Прежде чем очертить круг вопросов, связанных с различными операциями,
приводящими к мумифицированию трупа, коснемся ряда моментов, связанных с его «воссозданием».
Часто проявляющееся в различных культурных традициях стремление запечатлеть и/или сохранить
внешний облик умершего на стадии птоматологических операций выражается в создании посмертных
масок, каковые либо снимаются непосредственно с лица и головы покойного путем наложения гипса,
глины и прочих пластичных материалов, либо вырезаются из дерева, камня или изготавливаются из
металла. Маски иногда остаются на лице умершего, как, например, в катакомбных, тагарских,
таштыкских погребениях [Отрощенко В.В., Пустовалов С.Ж., с. 146—149; Киселев С.В., с. 128, 162;
Вадецкая Э.Б., 1996; Кызласов Л.Р., с. 101, 102], в элладских погребениях [Монгайт А.Л., 1974, с. 43], в
погребениях культуры майя [Гуляев В.И., 1979, с. 142—144] и других культур [Кузнецов С.К.; Новикова
Л.А.]; или проводится «облицовка» черепов, отделенных от туловища, как это делалось в культуре
докерамического неолита Иерихон Б, Мюрейбит, Рамад, Бейсамун [Cauvin J., р. 127—132] и других
ближневосточных неолитических культурах [Мелларт Дж., с. 44, 45; Антонова Е.В., с. 45].

Согласно возникшей в XV в. европейской традиции снимать посмертные маски с лиц выдающихся деятелей
культуры, науки, политики и т.д. [Арьес Ф., с. 169], их хранят отдельно от покойника (ср. также широко
распространившуюся в XX столетии традицию создания музеев «восковых персон»).

То же стремление, вероятно, проявляется и в изготовлении «духов умерших предков» или «вместилищ
душ»: создаются небольшие антропоморфные фигурки из дерева, кожи, меха и других подсобных мате





Предыдущая Начало Следующая  
 
 
 
 

Новости

В Калмыкию направят 500 тысяч доз вакцины от птичьего гриппа

Роспотребнадзор доставит пятьсот тысяч доз вакцины против птичьего гриппа в Калмыкию - для иммунизации птиц после того, как в нескольких населенных пунктах были зафиксированы очаги опасной болезни. Очаги заболевания появились в двух регионах - в Тыве и в Калмыкии.

Найден новый ранний признак развития старческого слабоумия

Ученые определили еще один ранний признак возможного начала болезни Альцгеймера. Оказывается, кости человека могут "рассказать" о состоянии мозга больше, чем мы думаем.

Apple назвала лучшее приложение 2016 года

Компания Apple озвучила лучшее, по мнению бренда, приложение по итогам нынешнего 2016 года на просторах России. Наиболее удачной программой для устройств на базе iOS эксперты сочли набирающий популярность редактор фотографий Prisma, сообщается на онлайн-портале разработчика.

Надежность мессенджеров для чиновников проверят хакеры

Хакеры проверят, насколько надежными являются мессенджеры, которыми в дальнейшем будут пользоваться чиновники, сообщают «Известия» со ссылкой на Институт развития интернета. IT-специалисты выяснят, уязвимы ли государственные сервисы для обмена сообщениями к информационным атакам.

Обсуждение поправок в ПЗЗ завершится до конца года – заммэра Москвы

"Уже до конца декабря в каждой префектуре, в каждой управе будет закончено обсуждение правил землепользования и застройки, а за январь следующего года эти поправки и корректировки будут обработаны", - сказал М.Хуснуллин.

Хуснуллин: в Москве идет инвестиционный бум

Заместитель мэра Москвы по градостроительной политике и строительству Марат Хуснуллин считает, что в столице проходит инвестиционный бум.

В Крыму появится свой SPA-продукт

По словам главы курортного ведомства, в Крыму есть все ресурсы, чтобы создать качественный местный SPA-продукт. Минтуризма рассчитывает, что через крымскую продукцию будет идти продвижение природных лечебных факторов полуострова.

Резиденция татарского Деда Мороза открылась для туристов в выходные

Как отмечается в сообщении пресс-службы, путешествие для гостей резиденции татарского Деда Мороза будет начинаться с лесной таможни, на которой их встретит Шайтан (черт), который и проведет их к владениям Кыш Бабая.