Позодополняющие признаки
Эта группа признаков указывает на положение
головы погребенного, которое может как совпадать
с положением корпуса, так и не совпадать с ним; на положение и состояние кистей
рук, которые
рассматриваются по отдельности в случае несовпадения положения (состояния)
правой и
69
левой, а при рассмотрении состояния
согнутости/разогнутости пальцев рук положение каждого пальца
может быть описано отдельно; на положение и состояние стоп, в случае
необходимости — каждой в
отдельности.
Положение головы
1) Дорзальное (череп
опирается на затылок);
2) Правое латеральное
(череп опирается на правый бок);
3) Левое латеральное (череп
опирается на левый бок);
4) Фронтальное (череп
опирается на лицевую часть). Положениекистей
1) Перекрещены между собой
(находятся одна над другой);
2) Параллельны друг другу
(находятся одна над другой):
A) в состоянии пронации
(вниз ладонной поверхностью); Б) в состоянии ротации (промежуточная
позиция);
B) в состоянии супинации
(вверх ладонной поверхностью):
а) — флексия (пальцы (I—V)
согнуты);
б) — экстензия (пальцы
разогнуты). Существуют и «редкие» формы, например кукиш.
Положение стоп:
1) перекрещены между собой
(находятся одна над другой);
2) параллельны друг другу
(находятся одна над другой);
3) оттянуты (плюсна и
фаланги составляют с голенью угол менее 45');
4) не оттянуты.
Если же целостность тела умершего была
нарушена, т.е. труп был расчленен на «составные» части или
кости скелета были освобождены от мягких тканей, то в зависимости от
существующей традиции по
гребению/выставлению может подвергнуться в таком состоянии либо все тело, либо
определенная его
часть. При обезглавливании, например, голова умершего или его череп,
освобожденный от мягких
тканей либо особым образом высушенный (в специальной коптильне, как это, к
примеру, делали даяки)
и уменьшенный в размерах, а иногда (например, у инков) и декорированный
(орнаментированный)
особым образом, может подвергнуться ритуальному выставлению или найти
утилитарное
применение94, в то время как остальное тело либо оставляется на
произвол судьбы, либо
захоранивается.
При погребении/выставлении всего
расчлененного и/или экскарни-рованного тела или же значительной
доли его частей этому телу может быть придано такое положение, которое должно
имитировать одну из
традиционно установленных позиций (как это нередко встречается в погребениях
катакомбного
времени [Мельник В.И., 1991]): кости, освобожденные от мышц и сухожилий, особым
образом либо
укладываются в компактное скопление (катакомбная культура, культура яншао: IV—
II тыс. до н.э.
[Кучера С., с. 61—63] и др.) или просто, без всякой системы,' укладываются в
кучку (катакомбная
культура [Смирнов Ю.А., 1983], культура амурских чжурчжэней: X—XI вв. н.э.
[Медведев В.Е., с. 115—
117] и др.), либо могут быть разбросаны по всей площади погребальной камеры (в
погребениях
тагарской [Боковенко Н.А., Крас-ниенко С.В.; Курочкин Г.Н.] и других культур).
70
Если подобному обращению подвергались тела
людей, предназначенных к погребению в качестве «живого
инвентаря», то части их расчлененных тел могли оказаться в любом месте
погребального сооружения (на выбросе
из могильной ямы, на поверхности курганной насыпи, в различных местах
заполнения могилы (в самой могиле), в
ровике, в «закладной» яме, устраиваемой под дном могилы, и т.д.), в любом
состоянии целостности и в любом,
даже самом немыслимом положении.
На уровне археологического исследования
(знания) специалист, изучающий коллективные захоронения, в которых
имеются остатки целых и деструк-тированных скелетов, не в состоянии без
дополнительных указаний отличить
останки погребенного («хозяина», «владельца» погребения), независимо от
состояния их целостности, от останков
представителей живого инвентаря, поэтому еще раз следует подчеркнуть опасность
введения в классификации
терминов, несущих интерпретационную нагрузку, типа: «остатки человеческих
жертвоприношений», «захоронение
слуг» и т.п., не имея на то дополнительных оснований, например морфологических,
в идеале подкрепленных
письменными источниками или устными свидетельствами со стороны носителей
подобной (данной)традиции.
Глава 7 НЕОДИНОЧНЫЕ (СОВМЕСТНЫЕ) ЗАХОРОНЕНИЯ
К категории неодиночных захоронений относятся
двойные, тройные и коллективные, т.е. содержащие
более четырех погребенных.
Они подразделяются на две группы:
А) одноактные (единовременные) захоронения;
Б) многоактные (последовательные)
захоронения.
В каждом конкретном случае может возникнуть
два типа организации внутренней структуры
погребального комплекса:
1) горизонтальное
построение;
2) вертикальное построение.