Смирнов Ю.А. Лабиринт: Морфология преднамеренного погребения. Исследование, тексты, словарь.
 
На главную
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Предыдущая все страницы
Следующая  
Смирнов Ю.А.
Лабиринт: Морфология преднамеренного погребения.
Исследование, тексты, словарь.
стр. 186

Два чувства дивно близки нам, В них обретает сердце пищу: Любовь к родному пепелищу, Любовь к отеческим
гробам

На них основано от века По воле Бога самого Самостоянье человека, Залог величия его.

А. Пушкин

Вместо Заключения ПОГРЕБЕНИЕ ~ СОЦИАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ ПОСЛЕ СМЕРТИ?

Возникновение практики обращения с умершими (в особенности погребальной практики)
представляется эпохальным явлением в истории человеческого общества, поскольку ее появление
может быть расценено как первая своеобразная победа Рода Гомо над Смертью.

Переоценить значение этого явления невозможно, прежде всего потому, что столь «непрагматичная»96
по сути своей деятельность осуществлялась в целом в русле гуманизации как всего человеческого
общества, так и отдельных его членов .

Забота об умерших, выражавшаяся в основном в попытках продлить их посмертное существование (как
минимум на социальном уровне), видимо, должна была отозваться во всех ячейках человеческого об
щества, во всех клеточках социального организма, закрепляя социальные связи, обозначая
(высвечивая) родовые, исторические и культурные корни, воплощая в реальных объектах и тем самым
закрепляя материально-чувственные и сверхчувственные идеи на уровне как индивидуального, так и
коллективного сознания.

79

Возникновение культа мертвых отозвалось и на интеллектуальном уровне развития общества, позволив
человеку создать свой собственный, сугубо искусственный мир — Мир Мертвых, т.е. одну из первых и,
пожалуй, одну из самых фундаментальных космологических моделей: модель Того Света —
Потустороннего Царства.

Мир мертвых иногда рисовался человеку совершенно подобным миру живых, порой настолько, что в
него переносились (в том числе и в буквальном смысле слова) всевозможные атрибуты посюстороннего
мира. Порой Потусторонний Мир осознавался как «зеркальное» (или «кривозеркальное») отражение
мира земного, с соответствующей перестановкой (перераспределением) мест и значений (в частности,
назначений предметов) основных явлений и объектов реального мира. Иногда же Мир Иной строился
как нечто, по сути противоположное этому миру, в виде различных вариантов его антипода: 1)
улучшенная модель: «поля блаженных», «асфоделевые луга», «райские кущи», «лучший (светлый)
мир» и т.п.; 2) ухудшенная модель: «страшный Тартар», «гибельный Sceleratus»98, «мрачный Шеол»,
«кромешный Ад» и т.п., и нередко с подразделением Царства Мертвых на лучшую и худшую его части
или на лучшую/худшую в нем доли (судьбы умерших), что с особой яркостью проявляется в тех
религиозных системах, которые в том или ином виде проповедуют концепцию воздаяния.

Картины загробного мира довольно пестры и многочисленны (см., например, весьма обширную
подборку Н.Харузина [Харузин Н., с. 218— 246] или более обобщенную В.Я.Петрухина [Петрухин В.Я.,
1987, с. 452—456]) и создаются в зависимости от преобладания в обществе той или иной религиозной,
морально-этической и/или социальной концепции, в целом (как и погребальные обряды) подчиняясь
одной глобальной идее: Смерть — это переход к иным формам существования (а погребение ~
обеспечение (осуществление) этого перехода).

В то же время практика обращения с умершими во всех ее формах (в том числе, а может быть и в
особенности, в форме создания преднамеренных погребений) настолько строго детерминирована
общими и частными законами, действующими в этой сфере, что разные формы посмертного обращения
часто бывают порождены сходными формами общественных отношений и, наоборот, сходные формы
социальных отношений и религиозных представлений порождают различные формы посмертного
обращения. Последнее замечание в большей степени относится к общему рассмотрению материала на
уровне синхронного среза.

На диахронном же срезе прослеживаются две примечательные тенденции: 1) тенденция возвращения к
упрощенным (условно ранним) формам и способам обращения с умершими при все большем нараста
нии технических возможностей осуществления сложных форм посмертного обращения; 2) тенденция к
схождению (нивелировке) форм и способов обращения с умершими при все большем расхождении
представлений о «загробном существовании». На диахронном срезе заметна и разная «временная»
акцентация для того или иного некрологического цикла: для мифологического сознания она
проявляется по большей части на стадии птоматологического цикла, выражаясь преимущественно в
многообразии предваряющих действий, направленных на тело

80

умершего; для исторического сознания она проявляется в большей степени на стадии
тафологического цикла, выражаясь преимущественно в многообразии погребальных сооружений, в
увеличении состава и количества посмертного инвентаря, в усложнении дополнительных структур при
заметной унификации предваряющих форм и способов обращения с телом; для естественнонаучного
сознания она проявляется в основном на стадии мнемологического цикла, выражаясь преимущественно
в многообразии форм «увековечивания памяти» об умершем, совпадая с процессом унификации как в
области предваряющих, так и в области завершающих операций.

В эту схему следует внести еще одно дополнение. Во всех традициях, в которых проявляется
концепция воздаяния (независимо от форм ее выражения), наблюдается тенденция к упрощению форм
посмертного обращения. Это, по-видимому, связано и с еще одной закономерностью: чем больше
картина Потустороннего Мира абстрагирована от реальной (посюсторонней) действительности, тем





Предыдущая Начало Следующая  
 
 
 
 

Новости

Гипоксия - уже не приговор

Еще во время обучения в вузе Анна заинтересовалась возможными отклонениями здоровья новорожденных, перенесших гипоксию (недостаток кислорода) во время внутриутробного развития.

Каждый третий человек не имеет возможности полноценно питаться

На сегодняшний день более двух миллиардов людей на планете страдают от проблем со здоровьем, связанных с дефицитом микроэлементов. Так, 150 миллионов детей в возрасте до пяти лет вследствие неполноценного питания отстают в росте. В то же время 1,9 млрд. человек имеют избыточный вес.

«Билайн» открывает тайну домашнего интернета и ТВ за 1 рубль

В 2016 году «Билайн» представил тариф с Домашним интернетом и Цифровым ТВ всего за 1 рубль в месяц. Предложение сразу же вызвало множество недоверчивых вопросов у клиентов. «Билайн» рассказал кому и зачем продает пакет домашних услуг за 1 рубль.

Смартфоны Nokia официально будут представлены в 2017 году

На официальном сайте финской компании появился раздел «Телефоны». При переходе по ссылке, появляется информация, что страница находится в управлении компании HMD Global Oy, которая теперь владеет исключительными правами на производство телефонов и планшетов под брендом Nokia.

Чувашия вошла в топ-10 регионов страны по росту цен за ЖКУ

Чувашская Республика вошла в топ-10 регионов России, где зафиксирован максимальный рост цен на отдельные виды жилищно-коммунальных услуг. Об этом сообщает ИА REGNUM со ссылкой на документ Росстата. Как отмечает издание, по удорожанию платы за услуги ЖКХ республика находится на 9-м месте.

В Сочи с капремонта домов украли около 8,0 млн рублей

В курортном городе Сочи с капремонта жилых домов похищены не менее 8,0 млн рублей. Горадминистрация ранее заключила с подрядчиком договор на капремонт строений по улице Донской. При надзорной проверке прокуратурой Краснодарского края, выяснилось, что стоимость ремонта объектов была завышена.

В Порече для влюбленных поставили скамейку c видом на Старый город

Скамейку установили на берегу бухты Пешкера. Отсюда открывается великолепный вид на Старый город, в котором расположено множество культурно-исторических достопримечательностей.

В Крыму разрабатывается программа организации круглогодичного отдыха

Программа организации круглогодичного отдыха в Крыму находится в стадии согласования с различными ведомствами и будет представлена в январе. Об этом на пресс-конференции в Симферополе сообщил министр курортов и туризма республики Крым Сергей Стрельбицкий.