Смирнов Ю.А. Лабиринт: Морфология преднамеренного погребения. Исследование, тексты, словарь.
 
На главную
 
 
 
 
 
 
 
Предыдущая все страницы
Следующая  
Смирнов Ю.А.
Лабиринт: Морфология преднамеренного погребения.
Исследование, тексты, словарь.
стр. 188

Первые безусловные свидетельства относятся ко времени ~ 300-ты-сячелетней давности [Смирнов
Ю.А., 1987], последние — к концу XX в. [Иванова Л .А.; Силлер Х.П.; Циганов М. и др.].

3    Первые безусловные свидетельства относятся ко времени ~ 100-ты-сячелетней давности [Смирнов
Ю.А., 1991].

4    Древнейшие из письменных источников, отражающие появление представлений о загробном мире,
датируются началом III тыс. до н.э., т.е. относятся к моменту возникновения письменности («тексты
пирамид» [ИВЛ. Т. I, с. 572]).

5    Для атеистического сознания характерно принятие первого варианта (Жизнь—Смерть—Жизнь), но
только в снятой форме, в форме сохранения социальной (генетической, исторической, культурной)
памяти об умершем, т.е. тоже продолжение («продление») его земного существования
(реинкорпорация).

6    Значение термина «ритуал» (от лат. ritus; вед. rta-, восходящее к и.-евр. *аг- "(при) соединять",
"пригонять (друг к другу)", "прилаживать", "устраивать", "связывать"... др.-греч. ap-rwco "приводить в
порядок"... (вплоть до лат. ars/art-/ "искусство", др.-греч. 4p|j.ovla "гармония", но и "соединение", "связь",
"порядок"... др.-в.-нем. rTm "ряд", "число"...) — "устраивать", "связывать", "соединять", "выстраивать в
ряд", "приводить в порядок"; соответствует слав. *obredb, рус. обряд..' [Топоров В.Н., 1988, с. 26, 27]; см.
также [Фасмер. Т. Ill, с. 536].

7    Весьма показательным в этом отношении является хеттский термин, обозначающий смерть царя:
«Ритуал начинается с описания того, как в столице Хеттского царства Хаттусасе вводится траур, после
смерти царя, которую обозначают всегда эвфемистически: sail is yastais "великий грех" (букв, "великий
пробел": хет. yastai- "грех, пустота", yast-ul "грех" соответствуют лат. uast-us "пустой" по Ларошу, ср.
значение "потеря, пропажа" у аккад. HJTTU = yastul; salli- "великий, большой" в значительном числе
хеттских конструкций имеет терминологическое значение "царский, относящийся к царю",
следовательно, все сочетание в целом можно было бы перевести "царское опустошение" — место царя
оказывается пустым) [Иванов Вяч.Вс., с. 6; см. также: Гамкрелид-зеТ.В., Иванов Вяч.Вс., с. 822—823].
Здесь же небезынтересно заметить, что слово труп, возможно, родственно греческим словам (тршгт) —
"дыра", Tpuirdo) — "сверлю") и означало ««пустота, гниль, ломкое, крошащееся дерево, колода» [Даль.
Т. IV, с. 437; Фасмер. Т. IV, с. 109].

83

• Отношение к «асоциальным элементам», чужакам, самоубийцам и пр. может быть отлично от
конкретного стереотипа (см., напр., [Пентикайнен Ю.] или классическую работу Д.К.Зеленина «Умершие
неестественной смертью и русалки»), а действия — противоположны общепринятым (например,
вывешивание тела вора на городской стене [Геродот. II: 121], или наложение запрета на погребение
тела врага [Софокл], или погребение его (врага) в «презренном» месте (например, захоронение
опальных царевича Алексея, его жены и сестры Петра I под лестницей на колокольню
Петропавловского собора в Петербурге [Крупова Р.Е., Лурье Л.Я., с. 219, 228]), или же сожжение тела
Лжедмит-рия I и выстреливание его прахом из пушки, ослепление и утопление И. Болотникова,
расчленение тел Разина, Пугачева и казненных декабристов [Коновалова Ж.Ф.]).

8    одном из разделов Артхашастры (IV в. до н.э. — II—III вв. н.э.) сказано: «Если кто-нибудь совершит
самоубийство... то (трупы) таких лиц следует передать чандале, чтобы он выволок их за веревку по главной улице, и
никаких похоронных обрядов для них и связанных с ними иных действий совершать нельзя. Если же какой-либо
родственник их будет совершать погребальные обряды, то он пойдет тем же путем впоследствии...»

[АРТХАШАСТРА, с. 240].

Весьма интересен также материал, собранный Ф.Арьесом в главе «Проклятое погребение» и
касающийся средневековой Европы [Арьес Ф., с. 71—79].

Иногда подобное отношение к «неприятелям» [Страбон. VI: 8] распространяется не только на труп, но и
на кости: «Так, у австралийского племени luritcha старательно уничтожают кости врагов... Примерно так
же поступил и Ашшурбанипал (VII в. до н.э.): „Я взял кости царей Элама и увез их в другую страну, я
вселил беспокойство в их души и лишил их заупокойных жертв и возлияний". Мало того, в Ниневии
побежденные цари заключались в железные клетки, и их заставляли крошить и толочь в порошок кости
своих предков как самое ужасное наказание для потомков» [Штернберг Л.Я. с. 302]. (Ср. поведение
царя Иосии в отношении костей служителей языческого святилища в Вефиле [4 Цар. 23:16].)
Примечательна и история, связанная со стрелецким бунтом, переданная С.М.Соловьевым: «...у Петра
(узнавшего об измене Милослав-ского. — Ю.С.) отуманилась голова; ему захотелось достать Ивана Ми-
лославского, хотя мертвого... и в то время к казни из могилы выкопан мертвый боярин Иван Мих.
Милославский и привезен в Преображенское на свиньях, и гроб его поставлен был у плах изменничьих,

и, как головы им секли, кровь точила в гроб на него, Ивана Милославского. Головы изменничьи были
воткнуты на рожны столба, который был построен на Красной площади» [Соловьев С. М., с. 530].

9    Об «отклоняющихся» формах отношения к умершему, не подчиняющихся существующей
(традиционной) парадигме, и о соответствующих формах обращения с умершими см. далее в
тексте и примеч. 31.

10    Например, распространение в христианской среде обряда кремации в XIX в. (отменен — под угрозой
смерти — Карлом Великим в IX (?) в. [БлаубергМ., с. 709]), явно противоречащего теологической
концепции смерти-воскресения, но соответствующего демографическим нуждам [Блауберг М., с. 709—
712].

84

В ряде случаев запреты распространяются и на имущество умершего (которое иногда сжигается,





Предыдущая Начало Следующая  
 
 

Новости

Диетолог рассказала о последствиях отказа от сахара

Диетолог Саманта Куган, научный сотрудник Университета Невады, рассказала о последствиях такого решения.

В Татарстане три тысячи человек нуждаются в паллиативной помощи

Шесть тысяч человек ежегодно умирает в Татарстане от злокачественных новообразований, сообщил на проходящем сейчас в казанском хосписе заседании республиканского Общественного совета федерального партийного проекта ЕР "Здоровое будущее" главный внештатный специалист Минздрава РТ, заместитель главврача РКОД по паллиативной помощи Ильсур Шаймарданов.

Forbes: приложение FaceApp заработало за десять дней миллион долларов

По данным App Annie, за все время работы FaceApp принесло разработчикам 11,6 миллиона долларов, его скачали 73,2 миллиона раз. Ранее приложение обвинили в утечке персональных данных пользователей.

YouTube Music позволит быстро переключаться между аудио и видео

Сервис YouTube Music получил обновление, которое позволит переключаться между просмотром клипа и прослушиванием аудио. Для этого в интерфейсе появилась отдельная кнопка.

Первый взнос за ипотеку предложено профинансировать правительству

Инициативу поручено проработать правительству России. Кабмин подготовит предложения по субсидированию россиянам из средств бюджета первого взноса по ипотеке или возмещению процентной ставки, - сообщает «Российская газета».

Курганские застройщики предупредили о повышении цен на жилье

С 1 июля этого года при строительстве нового жилья застройщики могут привлекать денежные средства дольщиков только через такой механизм.

Какие продукты нужно взять на борт, рассказал эксперт из Волгограда

Какой маршрут лучше выбрать, сколько брать воды и еды, рассказал опытный путешественник Олег Брехов.

В аэропорту Саранска отменили прямые рейсы до Симферополя

В аэропорту столицы Мордовии отменены рейсы Саранск – Симферополь – Саранск. Причина – низка коммерческая нагрузка. Рейсы с 30 мая выполняла авиакомпания «Северный Ветер».