Смирнов Ю.А. Лабиринт: Морфология преднамеренного погребения. Исследование, тексты, словарь.
 
На главную
 
 
 
 
 
 
 
Предыдущая все страницы
Следующая  
Смирнов Ю.А.
Лабиринт: Морфология преднамеренного погребения.
Исследование, тексты, словарь.
стр. 191

против отождествления терминов «погребальный обряд» и «погребальная практика» [Мельник В.И.,
1990].

23    «Погребение (burial). Действие от глаг. погребать; могила (tomb) (арх. знач.)» [CCD, р. 167].

«Могила (tomb); склеп для захоронения (сокрытия) останков умерших; надмогильный памятник»
[CCD, р. 1359].

24    Под действиями, связанными с «поминовением» («поминанием») умершего, подразумевается весь
спектр обрядов — реальных (материальных) и символических (формальных), — направленных на
обеспечение (поддерживание) «посмертного существования» покойника — от спорадического
кормления умершего или погребенного либо общения с ним до периодической (раз в две недели)
птоматологической обработки экспонируемого тела (например, мумия Ленина) и создания мемориаль
ных комплексов (его же музеи — дома-музеи, музеи-квартиры, — памятники и мемориальные доски в
Европе, Азии, Африке) и т.п.

Например, на Таити «по смерти выдающегося вождя к его телу приставляют жреца, на обязанности которого —
подносить к устам покойника пищу в разные часы дня. Китаец сохраняет своего умершего отца в гробу целые годы и
приносит ему еду и питье, как живому» [Штернберг Л.Я., с. 341]. «Жители Марианских островов сохраняли
высушенные трупы своих предков в хижинах в качестве домашних богов, а гвинейские негры, сохраняющие кости
родных в ящиках, время от времени отправлялись беседовать с ними у их гробниц-хижин» [Штернберг Л.Я., с. 341,
342].

Жители Папуа — Новая Гвинея из племени фора «уверены, что мертвые (они называют их „тихими". — Ю.С.) по-
прежнему могут наблюдать за всем происходящим вокруг, пока существуют их мумии. Именно по этой причине...
они хранят в своих хижинах прокопчённые тела своих усопших родичей. ...Иногда мужчины и женщины берут с
собой мумии, если хотят показать им что-то необычное» [Фальк-Рённе А., с. 165].

«На о-ве Фиджи продолжают разговаривать с покойником через вставленный в могилу бамбук, доходящий до трупа»
[Штернберг Л.Я., с. 336]. Общались, по-видимому, со своими царственными покойниками и майя (в знаменитом
«Храме надписей» в Паленке были «устроены „каналы для души" — каменные трубы, идущие от пола святилища до
останков погребенного» [Гуляев В. И., 1979, с. 174]).

«Негры Конго делают в могиле отверстие, доходящее до рта покойника, чтобы его можно было кормить и поить, и
это повторяется ежемесячно. И современные японцы ставят в отверстие в могиле рис и воду. По свидетельству
Лукиана (Lucian, Charon, 22), такой же обычай был у древних греков» [Штернберг Л.Я., с. 341]. Это подтверждается и
современными исследованиями: «...обычай кормить их (предков. — Ю.С.) смесью масла, меда и воды, выливаемой
на могилу (или даже через специальную трубку в могилу), когда живые пировали рядом» [Исаева В.И., с. 21].
Подтверждением этой мысли служат и так называемые дипилонские вазы (амфоры и кратеры), лишенные дна и
устанавливавшиеся на могилах (в качестве надгробных памятников) по одной вертикали с урной, содержавшей прах
умершего [Акимова Л. И., с. 232, 233]. Возможно, нечто подобное («каменные трубы», «stonepipes», связывавшие
могилы с поверхностью земли) существовало уже в натуфийской культуре [Belfer-Cohen A., Hovers р. 465, 466].

Ср. кормления и возлияния на могилы и у могил, а также оставление на кладбищах еды и питья на могилах у
древних и современных балтов (так называемые пир козла и отрада душ (задушница) в Литве и Белоруссии
[Забылин М., с. 108, 109]), у славян (Л.Нидерле, в частности, сообщает, что

88
89

«в Сербии священник в отдельных местностях не только сам кладет еду на могилы, но и даже заклинает злые души
умерших... В Болгарии... на сороковой день после смерти священник окуривает могилу умершего и в сделанное
отверстие наливает воду и кладет еду» [Нидерле Л., с. 213]; ср. запрещение преподобного Феодосия «ставить по
усопшему обеды и ужины, класть на кутью яйца и ставить воду...» [Забылин М., с. 567]), да и у многих других
народов.

Согласно Леонарду Вулли, в некоторых гробницах царского некрополя в Уре (начало III тыс. до н.э.)
через «глиняную трубу, уходившую вниз к подножию усыпальницы, совершались возлияния в честь
умершего» [Вулли Л., с. 80, 81]. А по словам Вальтера Хинца, у эламитов (середина III — середина I
тыс. до н.э.) имелись «приспособления для стока воды в могилы» [Хинц В., с. 63].

Схожий обычай прослеживается и в курганах негроидного (?) населения рубежа нашей эры (?),
оставившего два больших некрополя в районе предмарокканской Сахары. Там в «боковых стенках
погребальных камер, со стороны головы захороненного, имелись окошки для подношения мертвым»
[Гаудио А., с. 132].

Иногда может происходить и вскрытие могил для общения с погребенными: «...перуанцы открывали
время от времени гробницы, чтобы переменить на трупах одежду, а также положенную пищу» [Штерн
берг Л.Я., с. 322]. «На Новой Гвинее раз в несколько лет выкапывают черепа предков, расписывают их
мелом, украшают перьями и цветами и подносят им пищу и питье» [Штернберг Л.Я., с. 342].

25    Так, например, хорошо известны запреты, налагаемые в предпо-хоронный период на половую
активность родственников или всех членов общины, сопричастной умершему, с целью сохранения
энергии умершего в «лучшем мире», но в то же время не менее хорошо известны и обычаи, требующие
увеличения сексуальной активности членов социума, к которому принадлежал умерший, с целью
сообщения ему этой энергии [Фрэзер Д.Д., с. 158—163], или по другим основаниям, когда, например,
считалось, что «смерть совпадала с зачатием, похороны — с брачной оргией, восстанавливающей
жизненные силы коллектива и обеспечивающей его возрождение, мыслившееся как возрождение
предков в лице потомков» [Петрухин В.Я., 1980, с. 88, 89].

То же касается и любых других видов жизнедеятельности, вплоть до запретов/разрешений на речь
[Стратанович Г.Г., с. 106], сон, принятие пищи [Почагина О.В., с. 112—114], разведение огня,
пользование водой, землей, совершение домашних и храмовых обрядов [Снесарев Г.П., с. 137—143 и
ел.] и пр. К примеру, у древних греков тем, «кто был в контакте с умершим (т.е. подвергся осквернению

— ц1ааца . — Ю.С.), было запрещено посещать священные места, а некоторым священнослужителям





Предыдущая Начало Следующая  
 
 

Новости

Онищенко отреагировал на слова Минздрава о допустимой порции алкоголя

Депутат Госдумы, бывший санитарный врач страны Геннадий Онищенко рекомендовал выгнать эксперта министерства, который разрешил жителям страны выпивать пять дней в неделю. В четверг в Минздраве России рассказали о допустимой норме по употреблению алкоголя в день.

Скворцова в ООН рассказала об успехах России в борьбе с туберкулезом

"Анализируя нашу позитивную динамику, надеемся, что к следующему году Российская Федерация покинет список стран с высоким бременем туберкулеза", - добавила она. Регионы онлайн Министр отметила, что в каждом субъекте РФ были пересмотрены межведомственные планы по снижению смертности от туберкулеза.

ВТБ восстановил работу мобильного приложения после сбоя

Ранее 20 сентября «Прайм» сообщало, что у некоторых клиентов банка возникли затруднения со входом в мобильный банк «ВТБ Онлайн». При попытке входа в мобильное приложение они получали сообщение, что «система временно недоступна».

Компания Xiaomi показала смартфон Xiaomi Mi Mix Alpha

Китайская компания Xiaomi опубликовала изображение своего нового смартфона Xiaomi Mi Mix Alpha, презентация которого пройдет уже на следующей неделе. Об этом сообщает iXBT.Аппарат получил «экран-водопад» с частотой обновления 90 герц.

Ипотека в Сургуте массово дешевеет

Ведущие банки страны уже уменьшали ставки по ипотеке вслед за летними снижениями ключевой ставки, в будущем могут произойти дополнительные изменения условий кредитования.

ВТБ на 5,6 млрд рублей профинансирует строительство ЖК в Петербурге

Холдинг РСТИ и Банк ВТБ заключили договор на проектное финансирование строительства всех очередей жилого комплекса (ЖК) Terra у Пионерского сада в Санкт-Петербурге.

Правила туризма на Байкале ввели в Иркутской области

Правила организации туризма и отдыха в центральной экологической зоне Байкальской природной территории утвердили в правительстве Иркутской области. Как сообщает пресс-служба губернатора региона, документ направлен на соблюдение предельно допустимых норм нагрузок на окружающую среду.

В Кинешме создадут новые рабочие места в сфере туризма

В музеях города побывали более 23 тысяч гостей, в гостиницах остановилось более 11 тысяч постояльцев. Что думают жители региона о развитии туризма.