Смирнов Ю.А. Лабиринт: Морфология преднамеренного погребения. Исследование, тексты, словарь.
 
На главную
 
 
 
 
 
 
 
Предыдущая все страницы
Следующая  
Смирнов Ю.А.
Лабиринт: Морфология преднамеренного погребения.
Исследование, тексты, словарь.
стр. 193

Яркий пример — египетские канопы — сосуды для хранения (захоронения) внутренностей,
извлеченных при мумификации из тела (обычно по одному для печени, кишок, желудка и легких).
Крышки-пробки для этих сосудов часто изготовлялись в виде голов четырех сыновей Хора
(известны и целиком антропоморфные канопы, как, впрочем, и канопы в виде ковчежцев —
«канопические ящики»).

Этрусские канопы — лицевые урны для сбора и захоронения праха умершего, крышки-пробки которых украшались
скульптурным портретом покойника, — получили название по внешней аналогии с египетскими.

28    На о-ве Бали, к примеру, где традиция посмертного обращения требует полной кремации тела
(весьма дорогостоящая там акция) и последующего развеивания пепла над водами океана,
существует такой обычай: малоимущие родственники захоранивают тело умершего в зем-

92

ле, а по прошествии года частично вскрывают могилу и извлекают оттуда одну кость (обычно
берцовую), сжигают ее, а пепел с соответствующими обрядами рассеивают над океаном [Eiseman
F.B.Jr., p. 20—25].

У сахалинских гиляков (нивхов) в случае смерти и сожжения покойника на чужбине одну обгорелую
косточку привозят на родину, где ее хоронят в земле и сооружают над ней памятник [Штернберг Л.Я., с.
340].

29    В задачу работы не входит рассмотрение морфологии выставления, естественно за исключением тех
случаев, когда речь идет о временном выставлении. Впрочем, морфология экспонационного комплекса
(особенно погребально-экспонационного) во многом (порой вплоть до деталей) схожа с морфологией
комплекса погребального. С формальной точки зрения принципиальная разница заключается лишь в
наличии/отсутствии изолирующего момента, а иногда — только в степени доступности к останкам.
Последующие обрядовые действия всегда носят временный характер, что вызвано и объективными, и
субъективными причинами, а именно гибелью «носителей памяти», сменой населения, переориента
цией общественного мнения и т.п. К тому же в последующих обрядовых действиях как бы заложена
тенденция к утрате отдельных элементов предписанного традицией ритуала, вплоть до полного его
видоизменения или отказа от его исполнения, что по отношению к рядовым членам практически любого
общества происходит за время жизни двух-трех поколений. Что же касается выдающихся членов
социума, в особенности его культурных героев, вождей и пр., то здесь, как правило, осуществляется
противоположная тенденция, хорошо прослеживающаяся в общинных и тем более государственных
культах (см., например, главу «Как они хоронили королей» в «Истории государства инков» Инка Гарей-
ласа де ла Веги, с. 349—351). Но и здесь действия могут носить отклоняющийся характер. Например,
при музеефикации Некрополя мастеров искусств в Александро-Невской Лавре туда с других кладбищ
Ленинграда (в частности, со Смоленского лютеранского кладбища) в советское время были перенесены
лишь надгробные памятники отдельных деятелей культуры, а их могилы оставлены на прежних местах
и теперь уже отчасти утрачены, как утрачены многие десятки могил, с которых сняты и перенесены в
другие места надгробия либо их отдельные части [Пирожков Г.В., Громов Н.В., с. 293],

«представляющие собой художественную ценность» [КобакА.В., Пирютко Ю.М., с. 49—56]. Впрочем,
идея создания некрополя-музея возникла еще во 2-й половине XVIII в. во Франции и получила развитие
в XIX в., — перенесение на кладбище Пер-Лашэз надгробий Абеляра и Элоизы, а также Мольера
[АрьесФ., с. 408]).

«Временнбй шаг», определяющий длительность последующих обрядовых действий, может быть
сжатым и растянутым и в основном зависит от типа ритуальных актов (к примеру, единовременный или
последовательный перевод «прижизненного» инвентаря в «посмертный»), характера и степени тесноты
социальных связей (например, пожизненный траур), социальной значимости умершего и тому подобных
причин.

1 «Норвежцы, например, разрезали или разбивали кости своих королей и разбрасывали их по полям
для усиления плодородия. ...Колдуны племени карнаи (Австралия) использовали кости рук в качестве
магиче-

93

ских предметов, а туземцы с островов Прокаженных изготавливали наконечники стрел из костей
умерших родственников» [Штернберг Л.Я., с. 201].

«Забальзамированное -сердце виконта (Мирабо-Тонно; ум. в 1792г. — Ю.С.), помещенное в
свинцовый ларец, было привязано к древку знамени батальона добровольцев, которым он
командовал при жизни» [Арьес Ф., с. 327].

«Юкагиры после смерти шамана препарируют его тело, очищают кости от мяса и затем раздают
эти кости близким родным, которые носят их всю жизнь на себе как охраняющее средство. У
ламаитов можно встретить четки и пояса, сделанные... из костей молодых девушек и мальчиков,
не достигших половой зрелости...» [Штернберг Л.Я., с. 301].

«В северном буддизме даже кости умерших (девственными) юношей и девушек до
шестнадцатилетнего возраста служат сильнейшими духами-хранителями монахов-аскетов» [там
же, с. 168].

У майя кости (в особенности берцовые) использовались в качестве инсигний [Гуляев В.И., 1979, с.
160], а в Европе XVII в. «кости скелета рассматривались и как средство (лечебной. — Ю.С.)
профилактики. Хорошим делом считалось носить их на шее или зашивать в одежду. ...Известно,





Предыдущая Начало Следующая  
 
 

Новости

Роспотребнадзор запретил на Крещенье купаться в четырех иорданях

Специалисты Центра гигиены и эпидемиологии проверили воду в 69 иорданях, и запретили купаться в четырех.

За 2017 год в Подмосковье отремонтировали более 260 медучреждений

Работы обошлись в 3,6 млрд рублей Более 260 медицинских учреждений отремонтировали в Московской области в 2017 году, сообщает пресс-служба Министерства здравоохранения региона.

Минкомсвязь запустила портал, объединяющий все государственные сайты

17 января в тестовом режиме заработал портал gov.gosuslugi.ru, который, как планируют в Минкомсвязи, должен объединить все государственные сайты и стать заменой основного сайта Gov.ru, пишет РБК.

Дума усилит ответственность компаний за замедление работы смартфонов

Депутат от ЛДПР Василий Власов попросил руководителя Федеральной антимонопольной службы Игоря Артемьева проанализировать возможность усиления ответственность в законодательстве для компаний за сокращение срока эксплуатации товаров, в том числе смартфонов.

Для желающих сдать квартиры болельщикам ЧМ-2018 хотят ввести патенты

Власти намерены регулировать цены на арендное жилье в преддверии ЧМ-2018 по футболу.

Карту для самостоятельных туристов выпустили в Белгородской области

Карту «Открой для себя Белгородскую область» будут распространять в популярных музеях, отелях, торгово-развлекательных центрах и учреждениях культуры, сообщает пресс-служба губернатора и правительства области.

Авиакомпания «Победа» собирается продавать туры

В ноябре 2015 года продажей туров занялся «Аэрофлот» и, судя по тому, что по его стопам собирается идти дочерняя компания, система динамического пакетирования показала неплохие результаты, увеличив пассажиропоток.