Смирнов Ю.А. Лабиринт: Морфология преднамеренного погребения. Исследование, тексты, словарь.
 
На главную
 
 
 
 
 
 
 
Предыдущая все страницы
Следующая  
Смирнов Ю.А.
Лабиринт: Морфология преднамеренного погребения.
Исследование, тексты, словарь.
стр. 195

было» [Пыляев М.И., с. 315]. Но приказ Павла выполнен не был, так как в 1818г. архиепископ Иов
Потемкин «удостоверился в присутствии тела в гробу. Говорят, что родственник вынул из склепа какой-
то сосуд... в сосуде этом, по догадкам, находились внутренности покойного („современная канопа". —
Ю.С.). Одни сказывали, что сосуд отправлен был в сельцо Чижово, Смоленского уезда, на родину
князя» [там же, с. 316]. После этого склеп вскрывали еще несколько раз и перезахоранивали (все в том
же месте) останки генерал-фельдмаршала. Вся же эпопея завершилась только в 1873 г. установлением
в церкви мраморной доски с памятной надписью.

35 К примеру, мумифицированное тело австралийского аборигена вкладывается в дупло растущего
дерева, после чего это своеобразное погребальное сооружение сжигается вместе с мумией и
инвентарем.

Представляют интерес и обряд устройства погребального костра на спущенной на воду ладье
(похороны Бальдра) [младшая эдда, с. 19] или же хорошо известный по археологическим данным обряд
сожжения таштыкского (I в. до н.э. — V в. н.э.) деревянного склепа со всем его содержимым перед
возведением над ним курганной насыпи.

Речь идет о возрождении культа святых мощей, и в частности мощей новомучеников в современной
России, например, обретение останков протоиерея Константина Голубева (зверски расстрелянного
большевиками в 1918 г.) и еще двух мучеников «иже с ним пострадавших» [Хайлова О.] (во втором акте
«поднятия мощей» принимал участие и автор настоящей работы). Священномученик Константин
Голубев и иже с ним убиенные были канонизированы 18 апреля 1996г. [Священномученик Константин
Голубев].

Безусловно, часто все это происходит с поправками на имущественный и социальный статус умершего,
как, например, у атапасков Аляски [Дзенискевич Г.И., с. 74—76].

Один из американских космонавтов, совершивших высадку на поверхность Луны (Н.Армстронг?),
учредил «космическое похоронное бюро», взявшее на себя посреднические операции по доставке
капсул с прахом умерших в открытый космос.

Первое «космическое захоронение» произведено в апреле 1997 г.

Согласно греческому преданию, первый кенотаф был устроен Ме-нелаем Агамемнону в Египте, когда
он узнал о гибели брата:

Снова направил к бегущему с неба потоку Египту Я корабли и успешно на бреге его совершил гекатомбу; После

ж, когда примирил я богов, совершив гекатомбу, Холм гробовой Агамемнону брату на вечную память Там я
насыпал... [Гомер. Од. IV: 581—584].

96

40    Существует четыре типа кенотафов (см. часть III, с. 176).

41    Случаи подобного дублирования хорошо известны с неолитического времени (тело в шкуре,
шкура в лубяной цисте, циста в яме и т.п.), но, возможно, они появились еще в палеолите. Ср.
также антропоморфные гробы, саркофаги и ковчеги Тутанхамона: «..шестнадцать слоев по
лотняных пелен, три гроба, каменный саркофаг и четыре наружных ковчега...» [Лукас А., с. 416],
всего восемь, почти до предела заполнявших погребальную камеру, или шесть внешних гробов
Сына Неба (см. часть II, с. 141, 142).

42    Иногда инвентарь, использовавшийся при устройстве погребения, может оказаться
оставленным в самом погребальном сооружении, например сломанная деревянная лопата в
заполнении могильной ямы (тагарское погребение в Усинской долине — раскопки Н.А.Боковенко и
автора данной работы в 1993г.; опубликованы частично [Bokoven-ko N.A.]), или обломки
рычагов, с помощью которых устанавливались вертикальные плиты в кургане Салбык [ДэвлетМ.А.,
с. 152], или «большое количество кольев и деревянные колотушки, при помощи которых рылась
могильная яма» [Руденко С.И., 1948, с. 9] в первом пазырыкском кургане, а также «остатки лестниц
и бревен с зарубками» (Пазырык IV, Туэкта I) [Савинов Д.Г., 1995, с. 6—8].

43    Имеется в виду существование так называемых ложных погребений, устроенных иногда с
присутствием посмертного инвентаря и дополнительных структур, где вместо умершего находится
его «заместитель» («кукла», в которую, например, носители андроновской культуры помещали
остатки трупосожжения [Семенов Вл.А., с. 136]) — изваяние умершего (иногда весьма
схематичное). Можно вспомнить здесь и о погребении изображения вместо погибшего в бою
лакедемонского царя [Геродот. Vl:58]. Но это может быть не полное изваяние, а лишь маска
(Варненский могильник) или «дщица с портретом» (Фаюмский некрополь), символический знак
покойника и т.п. Кроме того, имеют место и так называемые кенотафы, где вообще не только
отсутствуют «символические» останки умершего и его «заместители», но и могут присутствовать
вмещающий объем (к примеру, саркофаг), посмертный инвентарь и/или дополнительные
структуры, как это делалось, например, в Древнем Египте [Постовская Н.М.].

44    Весьма примечательным, хотя и довольно странным, является обычай совершения чисто
символического погребения (вернее, псевдопогребения), бытующий в районе дислокации
«Егерей побережья» шведской армии. Там, на одном из островов Балтийского моря, уже
несколько лет существует мемориальная «братская могила», в которой символически хоронят
«товарищей по оружию», не прошедших основного боевого испытания, т.е. «воинской инициации»,
и поэтому не включенных в состав этой части особого назначения (устное сообщение

С.Ю.Николаева).





Предыдущая Начало Следующая  
 
 

Новости