Смирнов Ю.А. Лабиринт: Морфология преднамеренного погребения. Исследование, тексты, словарь.
 
На главную
 
 
 
 
 
 
 
Предыдущая все страницы
Следующая  
Смирнов Ю.А.
Лабиринт: Морфология преднамеренного погребения.
Исследование, тексты, словарь.
стр. 201

Разное оружие, разбитые колесницы.

На костры уложив усердно главных раджей,

Их сожгли согласно посмертным обрядам
[МАХАБХАРАТА. Книга о женах. Тризна., 1982, с. 163, 185].

Или с обрядом похорон царя или царицы, восстанавливающимся (увы, не с первого дня) по хеттским
табличкам (~ середина II тыс. до н.э.):

«На второй день, как только рассветет, женщины идут [к] уктури*, чтобы собрать кости; они гасят огонь
десятью кувшинами пива, десятью [кувшинами вина] и десятью кувшинами валхи**.

... Они берут кости серебряной лаппа*** и погружают их в очищенное масло в серебряном кувшине,
затем они вынимают кости из очищенного масла и кладут их на льняной гаццарнулли, под который
подложена „красивая одежда".

Кончив собирать кости, они заворачивают их вместе с льняной тканью в „красивую одежду" и кладут их
на стул; а если это женщина, они кладут их на скамеечку.

Вокруг уктури (мн.ч.), (на? у?) которых сжигается тело, помещают 12 хлебов, а на хлебы кладут пирог с
жиром. Огонь уже потушен пивом и вином. Перед стулом, на котором лежат кости, они ставят стол и
угощают горячими хлебами... И всех, кто пришел собирать кости, они потчуют едой.

Затем они трижды дают им пить и ровно три раза дают пить его душе.

...и девять баранов (они приносят) в жертву [душе] покойного. [Затем] они берут кости и [уносят их] от
уктури и приносят их в его „Каменный дом". Во внутреннем помещении „Каменного дома" они рас
кладывают постель и кладут на нее кости, взятые со стула; перед костями они ставят лампу... и?... в...
сиклей весом с очищенным маслом; затем приносят в жертву душе покойного быка и барана» [Герни

O.P., с. 146, 147].

87    «На полуострове Кейп-Йорк (Австралия. — Ю.С.) из трупов извлекают внутренности, а затем
высушивают и сжигают. Погребальные танцы продолжаются здесь до конца обряда, во время которого
вдова умершего, ее братья и сестры подносят пищу братьям, сестрам и отцу

* В контексте напрашивается перевод «погребальный костер», но само слово означает «твердый, фиксированный,
постоянный» с производным смыслом «остатки». Появление далее в тексте множественного числа, по-видимому,
говорит против значения «погребальный костер».

Возможно, в тексте идет речь о «кремационной площадке» (площадках), наподобие обнаруженных на одном из
протобактрийских памятников [Аване-сова М.А., с. 87, 88], или тех стационарных «кремационных постаментах»,
которые используют современные и иду исты в Непале (по устному сообщению А.В.Кашкина. — Ю.С.).

** Напиток, часто упоминаемый в описаниях ритуалов.

*** Возможно, род ложки [Герни О. Р., с. 146, 147].

107

умершего под звуки траурных песен. В тот день, когда происходит кремация, устраиваются
состязания по борьбе между „братьями"» [Берндт P.M., Берндт К.Х., с. 370].

У гиляков «еще раз вспомнят о покойнике на медвежьем празднике... они обыкновенно
устраиваются в память умершего сородича, являясь как бы тризной по покойнику. Зимний
медвежий праздник называется игрищем (cxbf lexernd — медвежья игра)...

...День убиения медведя заканчивается угощением, разговорами, играми молодежи, плясками,
фехтованием на палках... На третий день, в промежутке между пиршествами, устраиваются -гонки
на собаках, игры, фехтование на палках, танцы вкруговую» [Штернберг Л.Я., с. 37, 40—42, 49].
«Обычай после похорон и поминок веселиться, петь и плясать отмечен также у русских Вятской и
Курской губерний и у украинцев Киевской губернии. У украинцев Подолии и Галиции молодежь
обычно устраивает игры у гроба умершего. ...В древности поминки у восточных славян (тризна)
включали в себя состязания и игры. В древних текстах об этом иногда говорится: „дратися по
мертвецы". Кулачные бои — пережиток таких поминок. ...Еще сохранилась некоторая связь
кулачных боев с днями поминовения умерших, как, например, с Масленицей или Троицей»
[Зеленин Д.К., с. 355, 356, 378].

«Относительно славян встречаем упоминания про обыкновенные игры, практиковавшиеся на
похоронах и во время поминок. Так, о чехах Козьма Пражский сообщает про „jocos profanes quos
super mortuos exercebant". Игры эти состояли в попойках, переряживаниях и пляске. О русских
славянах читаем в Стоглаве: „В троицкую субботу по селам и погостам сходятся и плачутся по
гробам, и егда начнут играти скоморохи, гудцы и перегудницы, они же от плача переставше,
начнут скакати и плясати и в долони бити и песни сотонинские пети"» [Штернберг Л.Я., с. 208].

88    В.Н.Топоровым прослежены и многочисленные параллели между похоронными обычаями (в том
числе и погребальными играми) древних греков (по Гомеру) и древних прусов (эстов, по
Вульфстану) [Топоров В.Н., 1990, с. 12—47]. Вообще, постпохоронные состязания известны у
многих народов, см., например, [Геродот. V: 8]. Согласно греческой мифологической традиции,
некоторые пелопоннесские игры были учреждены в связи с похоронами, например Олимпийские

— Гераклом после совершенного им убийства и погребения Авгия (владельца эпонимных
конюшен, не расплатившегося с «Герой прославленным» за его, впрочем, не слишком героический
подвиг); Немейские — Амфиари-ем и другими участниками похода «Семеро против Фив» — после
смерти Офельта и т.п. [Грейвс Р., с. 286, 403, 404].

89    Речь идет не о рабах, а о природных скифах, вероятно составлявших свиту погребаемого царя
[Грантовский Э.А., с. 130 и ел.]. Ср. (выше) с погребениями царицы Шубад и императора Цинь





Предыдущая Начало Следующая  
 
 

Новости

Медики призвали не бояться холестерина в продуктах питания

Медики призвали не бояться холестерина в продуктах питания. Информацию об этом они обнародовали в издании "Здоровье". Пагубное влияние холестерина на здоровье было опровергнуто медиками.

Учёные: Импланты груди повышают риск развития редкой формы рака

Научные сотрудники впервые заметили наличие взаимосвязи между грудными имплантами и раком в 2011 году, но на тот период случаи развития болезни были единичны. Сейчас всё больше женщин, увеличивших размер груди, страдают от редкой формы рака.

Ученые предложили светотерапию для лечения головных болей

Коллектив американских ученых в ходе длительных исследований нашли новый метод лечения мигреней. По их мнению, головную боль можно устранять при помощи светотерапии. В основе метода лежит подбор индивидуального света освещенности.

Ученые: У деревьев могут быть свои сообщества

Ученым стало интересно, есть ли у представителей растительного мира духовный мир. Они исследователи этот вопрос и пришли к выводу, что деревья тоже могут быть разумными и образовывать свои сообщества.

Ипотека или вклад под проценты: как выгоднее копить на квартиру во Владимире?

Не секрет, что в последнее время все больше людей покупает жилье в ипотеку. За 2016 год число выданных кредитов владимирцам выросло на 20 процентов.

Объемы сдачи жилья в Свердловской области снизились в два раза

По итогам 2016 года в Свердловской области сдали в эксплуатацию более 2 млн 100 тысяч кв. м. жилья и это почти на 15% ниже уровня предыдущего года.

Обеспеченные путешественники смогут посетить затонувший «Титаник»

Элизабет Эллис, основательница Blue Marble Privateу, заявила, что у путешественников будет шанс «обследовать район крушения «Титаника», где океанское дно усеяно многочисленными артефактами, которые оставались практически нетронутыми на протяжение более ста лет».

Увидеть байкальский лёд — это настоящий космос

Валерий Якимов, член Нерехтского отделения РГО: Длина озера Байкал с севера на юг составляет 636 км. Самая его широкая часть – в середине — 81 километр, самая узкая – около 25 км. Длина береговой линии составляет более двух тысяч километров.