Смирнов Ю.А. Лабиринт: Морфология преднамеренного погребения. Исследование, тексты, словарь.
 
На главную
 
 
 
 
 
 
 
Предыдущая все страницы
Следующая  
Смирнов Ю.А.
Лабиринт: Морфология преднамеренного погребения.
Исследование, тексты, словарь.
стр. 211

(За такое небрежение тоже полагались телесные наказания.) Надо всем, что подверглось осквернению
в ходе похорон, совершаются обряды очищения (в том числе с участием собак), читаются молитвы,
заговоры (8). В случае невозможности совершить обряд сразу после смерти тело должно находиться во
временной могиле (5:10—14; 8:4—9). Кости складывали в закрытые хранилища, находящиеся «выше
собаки, выше лисицы, выше волка, не заливаемые водой дождевой сверху [льющей]» (6:50), по
возможности построенные на камне, извести, глине (6:51). По сути, такие костехранилища должны
оставаться единственным материальным следом, памятниками зоро-астрийского похоронного обряда
[АВЕСТА. ВИДЕВДАТ].

Дахмы — округлые массивные башни (самая большая — в Бомбее: 90 футов в диаметре и 30 футов высотой),
построенные из тесаного камня (или обожженного кирпича), центр которых пуст и образует большой колодец. Ка
менная лестница из нескольких ступеней, ориентированная на восток, ведет к железной двери, которая выходит на
округлую платформу. Ряд пави, или каналов, прямых и расходящихся лучами от идеального центра башни, и три
круглых и концентрических пави разделяют башню на ряды лож (лежаков), называемых кеш. На первом
располагают трупы мужчин, на втором — женщин, на третьем — детей. (В древности существовали дахмы, где
мужчины и женщины лежали по разные стороны колодца.) Когда туда кладется труп, то быстро, примерно за один-
два часа, стервятники кончают с ним, а высохшие скелеты два раза в год сбрасывают в колодец, где лежат кости и
куда раньше сбрасываются одежды. Через отверстия, выкопанные внутри колодца, дождевая вода, сделавшаяся
нечистой (от соприкосновения с трупами), выливается в четыре подземных канала, которые ведут к четырем
подземным колодцам (устроенным по с-в, ю-в, ю-з и с-з сторонам света), дно коих покрыто толстым слоем песка,
фильтрующим воду, а сами каналы отделяются от подземных колодцев фильтрами, заполненными углем и мелко
дробленным камнем, которые время от времени меняют. Таким образом, загрязненная вода проходит двойную
очистку и чистой уходит в чистую землю. При каждой дахме имеется что-то вроде часовни, под названием сагри
(или сагади), где присутствующие молятся, в то время как насасалары помещают труп. Часовня состоит из двух
симметричных залов — одного открытого, где читают молитвы и куда приходят поминать умерших в
соответствующие дни; другой закрыт, и там горит огонь. С той стороны, которая выходит на башню, сделана
решетка с косыми отверстиями, через которые на мертвых отбрасы-
126

вается его вечный блеск, для чего в парапете башни сделаны специальные отверстия (с небольшими изменениями
в изложении. — /О.С. [Darmesteter J. Т. 2, р. 155—158, f. 1—3]). После заполнения центрального колодца дахма
перестает использоваться, и ее забрасывают.

Маздеизм, или религия магов, — религия населения древнего Ирана (Мидийского гос-ва, IX—VI вв. до
н.э., позднее — гос-ва Ахеменидов, VI—IV вв. до н.э.), сосуществовавшая с зороастризмом и в ряде
теоретических и практических аспектов переплетавшаяся с ним. Священная книга маздеизма и
зороастризма — Авеста, особенно поздняя ее часть — Младшая Авеста... В отличие от зороастризма,
маздеизм признавал и чтил племенных богов (дэвов), допускал погребения в гробницах (особенно знати
и царей)... [Атеист, ел., с. 272].

ВЕДИЗМ. БРАХМАНИЗМ. ИНДУИЗМ. ДЖАЙНИЗМ

ПОХОРОНЫ (АНТЬЕШТИ) В РИГВЕДЕ, АТХАРВАВЕДЕ И ДРУГИХ ТЕКСТАХ*

Различные способы похорон. Древнейшие упоминания похоронных церемоний встречаются в
Ригведе (РВ. Х:14, 16—18) и Атхарваведе (АВ. XVIIIM—4). В РВ (рубеж II—I тыс. до н.э.) говорится о
погребении тела в земле (РВ. Х:18, 10—13), а в АВ (~ начало I тыс. до н.э.) — об «отцах», которые
закопаны, сожжены, «оставлены» («В буддийских текстах кладбище часто описывается как место, куда
привозят и оставляют мертвые тела на съедение зверям и птицам» [Пандей Р.Б., с. 292]) или
«выставлены», возможно на съедение стервятникам (АВ. XVI II:2—4).

В грихьясутрах (поздневедийские (сер. I тыс. до н.э.) сочинения о домашнем ритуале. — /О.С.) погребение не
упоминается, хотя древняя традиция проявлялась в виде захоронения костей и пепла после кремации. В
последующее время погребение совершенно исчезло у индийцев, за исключением погребения очень маленьких
детей (до двух лет) и аскетов (Параскара-грихьясут-ра. 111:10, 2—5).

* «Первоначально священными почитались три веды (санскр. веда, букв, "знание"): „Ригведа" — веда гимнов (рич —
"гимн"), „Самаведа" — веда песнопений... „Яджурведа" — веда жертвенных изречений... Позднее к ним прибавилась
„Атхарваведа" — веда заклинаний (атхарван — "заклинание", "магическая формула"). Эти четыре веды составляют
основу ведийской литературы и называются самхиты, т.е. сборники... к ним примыкают брахманы — прозаические
тексты теологического содержания, объясняющие ритуал, его происхождение и значение... с брахманами связаны
араньяки и упанишады — философские трактаты... Помимо них существуют веданги („части вед")... это сутры, в
которых излагаются вопросы ритуала, фонетики, грамматики, этимологии, метрики и астрономии» [Гринцер П.А., с.
210, 211].

127

Кремация — наиболее обычный способ похорон у индийцев со времени вед до сегодняшнего дня. Обряды кремации
не исполняются над умершими во время эпидемий. Их обычно бросают в воду. Женщин,;умерших во время бе
ременности, и девочек также не сжигали [Пандей Р.Б., с. 192, 193].

Ведийский период. Предположительно главными элементами обряда были следующие:

«1. Когда человек умирал, читались стихи, чтобы оживить его... (АВ. Vll:53)

2.    Тело обмывали (АВ. V:19, 4), к большим-вальцам ног привязывали пучки веточек, чтобы смерть не
могла вернуться в дом после выноса тела (АВ. V: 19, 12).

3.    Тело увозили на повозке, запряженной двумя волами (АВ. Н:56; Тайттирия-араньяка. IV: 13), в
сопровождении плачущих родственников и профессиональных плакальщиков (АВ. Vlll: 1, 19; 1Х:2,11).

4.    На месте сожжения тело украшали (АВ. XVIII:2, 57).

5.    Лицо покойника покрывали сальником (ср. Гомер. Ил. XXIII: 166— 168. — Ю.С.) коровы (АВ. XVIII:2,

58).

6.    Из рук покойного брали палку или лук (АВ. XVIII:2, 59—60).





Предыдущая Начало Следующая  
 
 

Новости

Под Челнами сожгут 792 тонны заражённой птичьим гриппом индюшатины

Напомним, ранее заражённая индюшатина поступила на склад компании «Камрегионпродукт» от ростовского поставщика ООО «Евродон». Реализация продукции была остановлена 6 мая, а 9 мая диагноз был подтверждён. «Камрегионпродукт» обязали уничтожить продукцию до 25 мая.

В Майкопе заложили капсулу в основание Диагностического центра

В столице Адыгеи на территории республиканской клинической больницы началось строительство Диагностического центра. 22 мая состоялась торжественная церемония закладки в основание здания «капсулы времени».

Новый вирус-вымогатель набросился на жителей Украины

Новый вирус-вымогатель набросился на жителей Украины. Украинцы страдают от нового вируса-вымогателя, заявляют специалисты MalwareHunter. Вредоносная программа XData вымогает у незадачливых пользователей десятки сотен гривен, и к настоящему времени зафиксировано 135 криминальных эпизодов.

Ученые нашли на поверхности метеорита витамины

Оказалось, что на поверхности космического тела находится витамин — никотиновая кислота. Его наличие было обнаружено в результате ряда исследований, после которых ученые решили выяснить, как это вещество могло тут появиться.

В Тольятти предлагают больше всего квартир по Самарской области

Замыкают список Похвистнево и Октябрьск – 122 и 123 квартиры соответственно. По результатам проведенного мониторинга средняя удельная цена предложения 1 кв.м общей площади жилой недвижимости на вторичном рынке в городских округах Самарской области составила 40 933 рубля.

Южноуральцы могут остаться без льготного жилья

Больше южноуральцев смогли улучшить жилищные условия за счет другой льготы — субсидирования процентных ставок на покупку жилья в новостройках. Схожие программы поддержки продолжат действовать и после закрытия «Жилья для российской семьи».

Составлен рейтинг популярных курортов России для активного отдыха

Аналитическое издание «ТурСтат» назвало рейтинг самым популярных курортов в России для активного отдыха.

Команда Дворца творчества «Преображенский» лидировала на городском турслете педагогов

Первое и второе места на туристических маршрутах заняла команда «Планета», в которую вошли преображенские педагоги.