Смирнов Ю.А. Лабиринт: Морфология преднамеренного погребения. Исследование, тексты, словарь.
 
На главную
 
 
 
 
 
 
 
Предыдущая все страницы
Следующая  
Смирнов Ю.А.
Лабиринт: Морфология преднамеренного погребения.
Исследование, тексты, словарь.
стр. 212

7.    Вдова ложилась на погребальный костер около своего мужа (РВ. Х:18, 7; АВ. XVIII:3, 1—2).

8.    Приносили в жертву козу и зажигали костер. Женщины выражали свое горе (АВ. XVIII:2, 4, 8).

9.    Различным частям тела покойного приказывали отправиться в соответствующие места (РВ. Х:16, 3).

10.    Кости собирали и закапывали. В некоторых случаях воздвигался памятник (РВ. X: 18, 11, 13).

11.    К покойному обращались с прощальным словом (РВ. Х:14, 7-8).

12.    Родственники и участники похоронной процессии совершали омовение, чтобы очиститься от
нечистоты, причиненной погребальным огнем (АВ. ХН:2, 40, 42).

13.    В доме зажигали новый жертвенный огонь (АВ. ХИ:2, 43, 45).

14.    После завершения похоронных обрядов из дома выносили „съедающий тела огонь" (кравьяд),
который призывали для кремации (АВ. ХН:4, 4). Выносили также „домашний огонь" (грахи), который был
в доме, когда умирал муж (АВ. ХН:2, 39).

15.    Потом устраивалось угощение и разрешались танцы и смех (РВ. Х:18, 3).

В этом перечне элементов мы находим все четыре части полного похоронного    обряда:    1)    обмывание

тела и сложение погребального костра; 2) сожжение; 3) ритуал возлияния воды    и    4) умиротворяющие

обряды. Основные элементы обряда остались теми же, хотя детали с течением времени испытали
значительные изменения» [Пандей Р.Б., с. 193—195].

Период сутр. В более поздних памятниках описание похоронных церемоний содержится в шестой
главе «Тайттирия-араньяки» «Черной Яджурведы», в «Баудхаяна-грихьясутре», в «Бхарадваджа-
грихьясутре», в «Ашвалаяна-грихьясутре» и в «Хираньякеши-грихьясутре» (см. [Пандей Р.Б., с. 283—
292]).

Общая последовательность похоронных церемоний гтф грихьясутрам и питримедхасутрам
(продолжения и дополнения грихьясутр) выглядит следующим образом:

1.    Обряды и чтение мантр, начинающиеся уже в предсмертный час, продолжаются и в момент смерти.

2.    Приношение жертвы в огонь богу смерти Яме.

3.    Украшение и омовение покойного.

4.    Его одевание и снабжение необходимыми атрибутами.

5.    Похоронная процессия в определенной последовательности.

6.    Подготовка места сожжения, очищение его, жертвы богам Яме, Кала (Времени), Мритью (Смерти).

7.    Возведение погребального костра.

8.    Приготовление покойного к церемонии сожжения (...).

9.    Возложение тела на погребальный костер.

10.    Умерщвление или отпускание коровы.

11.    Возлежание жены с покойным и увод ее.

12.    Взятие лука из рук покойного.

13.    Помещение кусочков золота на «отверстия лица» покойного.

14.    Возложение предметов, применяющихся при жертвоприношениях, на его тело.

«На те места, где находятся его органы чувств,  (проводящий обряд )  сыплет кусочки золота или капает топленым
маслом.  (0н же )  распределяет жертвенные сосуды, все по порядку... На правую руку  (лежащего на поленнице )
кладет деревянный меч... и черпак... на левую  (руку )  — ложку... на грудь — ложку... и две дощечки для добывания
огня трением.

На рот — жертвенный ковш... на ноздри — две ложки „срува", на глаза — два кусочка золота или две ложки
топленого масла, на уши — два сосуда для жертвоприношений... или один, разделенный пополам, на челюсти —
ступку и пестик, на зубы — давильные камни для сомы, если есть такие камни, на голову — блюда... на лоб — одно
блюдо, на живот — сосуд для муки, на пупок — сосуд для топленого масла, на бока — две корзины или одну, разре
занную пополам, на бедра — сосуды для жертвенной смеси „самная"... на яички — два камня для размола приправ,
на член — палку  (затычку в отверстии жернова ) , на ноги — два сосуда, на ступни — связку травы, которую кладут
вниз  (при жертвоприношении ) , пучок травы — на волосы, на затылок — сосуд для простокваши и для того напитка,
который предлагается почетному гостю. Посредине — сосуд...  (со словами )  — „Это сосуд чамаса — для Агни".
Остальное — между колен. „Тот, кто так вооружен для жертвоприношения, немедленно попадет в небесный мир" —
так известно  (из вед ) » [ХИРАНЬЯКЕША-ПИТРИМЕДХАСУТРА. Гл. V, VI].

15.    Обкладывание покойного частями тела жертвенного животного.

«Поджарив на головне отрезанные части  (мяса )  без бульона, кладет сердце  (жертвенного животного )  на сердце
того  (покойника ) . На правую его руку - правое легкое, на левую - левое... » [ХИРАНЬЯКЕША-ПИТРИМЕДХАСУТРА.
Гл. VI].

«Покрывает его шкурой  (черной антилопы )  вместе с копытами, хвостом и головою — шерстью вверх...»
[ХИРАНЬЯКЕША-ПИТРИМЕДХАСУТРА. Гл. V, VI].

16.    Трехкратное окропление костра.

17.    Зажигание костра.

728

129

18.    Обряды очищения, омовение участников церемонии и возлияние воды.

19.    Возвращение домой, обряды входа в дом.

20.    Соблюдение (ритуальной) нечистоты.

Позднейшие изменения. Паддахати (текст, связанный с изложением какой-либо грихьясутры) и
прайоги (руководство по совершению ритуала) средневековья и нового времени обычно используют
вышеперечисленные источники, добавляя новые элементы в санскары (домашние обряды) и опуская
те, которые вышли из употребления:

1. Приближение смерти...*    ~





Предыдущая Начало Следующая  
 
 

Новости