Смирнов Ю.А. Лабиринт: Морфология преднамеренного погребения. Исследование, тексты, словарь.
 
На главную
 
 
 
 
 
 
 
Предыдущая все страницы
Следующая  
Смирнов Ю.А.
Лабиринт: Морфология преднамеренного погребения.
Исследование, тексты, словарь.
стр. 220

надевается мешковина с обтрепанными краями и носится по отцу в течение трех лет [SB. XXVI11:466, 4].
Чиновника хоронили через три месяца; в тот же месяц оканчивалось оплакивание. Сановника хоронили
 (также )  через три месяца; оплакивание оканчивалось через пять месяцев. Князя хоронили через пять
месяцев; оплакивание заканчивалось через семь месяцев. Заупокойная жертва для чиновника
приносилась три раза; сановника — пять раз; князя — семь раз [SB. XXVIII: 164, 13].

На третий день траура, когда тело положено в гроб,  (сын )  должен проявить искренность и веру в отношении всего
того, что должно быть положено туда. На третий месяц, когда тело уже предано земле, он должен позаботиться обо
всем, что следует положить в могилу вместе с гробом. Три года считаются крайним сроком траура, и хотя  (его
родители )  исчезли из виду, сын не должен забывать их; поэтому в годовщину смерти родителей он не должен
слушать музыку [SB. XXVII:123, 9].

143

По возвращении с места захоронения в полдень совершается заупокойная жертва [SB. XXVII: 171, 36].
После совершения погребения вое должны сменить траурную одежду [SB. XXVIht56, 29]. В этот день
(похорон) траурные жертвоприношения сменяются приношениями радости (веселья) . На следующий
день совершается церемония помещения таблички духу  (умершего )  (чжу) рядом с табличкой его деда
[SB. XXVII: 171, 39].

Родовой храм.  (Храм предков )  Сына Неба состоял из семи святилищ  (или малых храмов ) ; три —
слева, три — справа и один (в центре) — великого предка  (обращенный на юг )  — всего семь*.  (Храм )
правителя провинции включал в себя пять такит храмов: два — слева, два — справа и один — великого
предка в центре; всего пять. Сановники имели три храма: один — слева, один — справа и один —
великого предка; всего три. Прочие чиновники имели  (только )  один храм. Простолюдины совершали
подношения в своих  (основных )  жилищах [SB. XXVII:222, 4].

1 Династия Ся — 2140—2117 гг. до н.э.; Инь — 1711 —1066 гг. до н.э.; Чжоу — 1066—256 гг. до н.э. (согласно
традиционной хронологии, принятой в настоящее время в КНР. —А.К.).

2    Речь, очевидно, идет о сходстве со ступенчато-пирамидальной втулкой, что можно видеть на классическом
изображении топора-кельта [БЭСК, S. 179]. — А.К.

3    Ступенчатую насыпь, курган; ср. с современным видом гробницы Кун-цзы, не имеющей ничего общего с описанной
в этом абзаце [Токарев С.А., 1965, рис. на с. 280].

4    Ср. с выносом тела Владимира Мономаха [ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ, с. 145; Анучин Д.Н., 1890, с. 82, 84, 95,
100].

5    Плоское кольцо из яшмы [БКРС. Т. II, с. 179, № 581]. — А.К.

6    Ср. с широко распространенным обрядом'намеренной порчи погребального инвентаря, возникшим (как минимум) в
эпоху мезолита.

7    Ср. с княжеским погребением в Лейгудуне, относящимся к 475—221 гг. до н.э., где обнаружен набор из 66
колоколов, подвешенных на специальных подставках [Valuable Relics.].

* Вот описание родовой усыпальницы императора Чжоу. Входя в ворота на юге, мы видим перед собой, в северной
стороне, храм великого предка, к которому восходит род данной семьи. К югу от этого храма, справа и слева,
находились два храма императоров Вэнь и У — отца и сына, совместно основавших династию. Четыре храма,
расположенных ниже, два по каждой стороне, посвящены четырем императорам — предшественникам правящего
монарха, жертвователя. В глубине каждого храма находилось сравнительно темное помещение, называемое khin, в
котором, в промежутках между жертвоприношениями, хранилась табличка. Когда совершалось жертвоприношение,
табличку выносили и располагали в центре экрана, посреди храма. По мере удлинения родословной, в то время как
таблички великого предка и предков вообще оставались без изменения, табличка очередного старейшего покойника
выносилась и устанавливалась в общем помещении для хранения подобных табличек, а табличка вновь почившего
императора устанавливалась в храме отца. Три другие таблички передвигались дальше; при этом особенно
следили за тем, чтобы табличка сына никогда не стояла за табличкой отца на той же стороне. Количество нижних
храмов поддерживалось постоянным, их было, как правило, четыре.

144

8    «Сосуды разума» — поскольку духи носят название «сверхъестественный разум». — А.К.; букв. — воображаемые
сосуды (речь, очевидно, идет о вотивных сосудах; см. часть III, с. 154. — Ю.С.).

9    При совершении княжеских и в особенности императорских захоронений конфуцианские постановления постоянно
нарушались. В гробницу отправляли не только деревянные, глиняные и бронзовые фигурки людей и
животных [Zhongyi Y.], но и живой инвентарь (см., напр., [ШИЦЗИН, с. 158, 159, 559], где говорится о великом воине,
который должен отправиться в могилу вслед за князем; см. также описание погребения первого циньского
императора в части I, с. 37).

10    Ср.: «Семена посевного кориандра в кожаных мешочках в колоде и погребальной камере» пазырыкских курганов
1Р уденко С. И., 1948, с. 30].

11    Ср. с формально сходным обычаем у индусов (часть    II, с. 130).

12    Чжу - «резонирующий ящик» [БКРС. Т. IV, с. 441, №    12675]. - А.К.

13    Юй — «поминальные жертвоприношения» [БКРС. Т.    Ill, с. 657, № 8598]. — А.К.

14 Юй — первый император династии — 2140—2095 гг. до н.э. (начало правления Ся). —А.К.

15 «В древности погребали так, — основательно одевали (обвивали (ср. .Осокою белой обвил ты ее"
[ШИЦЗИН, с. 32]); м.б., оплетали) покойника в ветви; хоронили среди поля; не насыпали холм; не сажали деревья;
срок траура не был определен. Мудрецы последующих поколений заменили это на внутренний и внешний гроб,
заимствовав это из Да-го» (гексаграмма № 28 «Переразвитие великого» [Щуцкий Ю.К., с. 261, 359—361]) — отрывок
из Сицы-чжуань («Комментарии к текстам гексаграмм» [SB. XVI:385]), текста, сопряженного с И-цзин («Книга
Перемен»), дан в переводе с древнекитайского А.М.Ка-рапетьянца.

Ср. с «предварительными» похоронами Глеба [СКАЗАНИЕ О БОРИСЕ И ГЛЕБЕ, с. 294, 295; Анучин Д.Н., 1890, с.

96—102, 174] и с обращением с «залож-ными» на Руси, которых покрывали (закладывали) ветвями [Зеленин Д.К.,
1994, с. 252-253] (см. также часть III, с. 226. - Ю.С.).

16    В эпоху Хань (206 г. до н.э. — 220 г. н.э.), например,    насыпь высотой более четырех    чжан    (12,8    м)    могли    иметь

только члены императорской фамилии. Высшая знать    могла сооружать насыпи до четырех    чжан,    а    сановники    — не





Предыдущая Начало Следующая  
 
 

Новости