На главную

В каталог раздела

ДЕТИ и ЖЕНЩИНЫ в РЫЦАРСКИХ ОРДЕНАХ

Рыцарские ордена


Другие материалы
по данной теме

Во взрослом возрасте в военно-монашеский орден вступали свободно и добровольно. В принципе — потому что семья, род, вассальная группа, окружающая сеньора, иногда влияли на выбор индивидуума, побуждая его отправиться в крестовый поход или вступить в орден: так, Теодорих, маркграф Майсенский, во время крестового похода в Пруссию 1272 г. добился вступления в Тевтонский орден двадцати четырех членов своего рода.[Forey, A. J. Recruitment of the military orders (twelfth and mid-four­teenth century // M.O.C., II. P. 164. — Petrus (de Dusburg). Chro­nik des Preussenlandes (Chronicon terre Prussiae). Übers, u. eri. von Klaus Scholz u. Dieter Wojtecki. Darmstadt: Wissenschaftliche Buch­gesellschaft, 1984. III, 133. S. 252-253.] Военный орден нуждался в воинах, а значит, во взрослых мужчинах. Показания, полученные от тамплиеров при допросах в ходе их процесса, выявляют, что в возрасте менее 20 лет в орден вступило едва ли 3% тамплиеров.[Forey, A. J. Towards a profile of the Templars in the early fourteenth century // The Military orders, I. P. 197.] Уставы и статуты не одобряли прием детей. Например, устав Храма: «Хотя устав святых отцов допускает прием детей в монастырь, мы не советуем обременять себя ими» [У.Т.1, t. I, c. 214 (лат., ст. 59) и 260 (фр., ст. 4).].

Тем не менее Храм — и вместе с ним все остальные ордены — если не набирал, то по крайней мере принимал детей, которых помещали в него родители. Как отвергнуть отпрыска семьи благодетелей ордена! Знать пристраивала младших сыновей в военные ордены, так же как в Клюни или другие места. Тамплиеры, госпитальеры и тевтонцы принимали облатов — детей, предложенных ордену, — как и клюнийцы [Magnou, E. Oblature, classe chevaleresque et servage dans les maisons méridionales du Temple au XIIe siècle // Annales du Midi. 73 (1961).]. Составляя завещание в 1172 г., Гильом де Монпелье завещал свое достояние старшему сыну, а за его отсутствием — первому из младших, присовокупив: «Доверяю своего сына Ги на воспитание заботами и под охраной дома Рыцарства Храма и братьев Храма и прошу, чтобы они взяли его в ближайший праздник в означенном году на шесть лет». По истечении этого периода Ги даст обет. Но если тем временем скончаются два его старших брата, оставшийся в живых сын, ставший сеньором Монпелье, заберет его и будет содержать.[Vic, Claude de; Vaissète, Joseph. Histoire générale du Languedoc. T. VIII. Toulouse: E. Privât, 1879. P. 287-292.]

Итак, детей не отвергали, но устанавливали минимальный возраст для принятия обета: у госпитальеров — 20 лет, у испанских орденов цистерцианского подчинения — 18 лет (Сито, в отличие от Клюни, не принимало облатов), у Сантьяго — 15 лет, у тевтонцев — 14 лет. У последних дети до 14 лет, приведенные в орден родителями, служили хористами. В любом случае, достигнув возраста обета, дети должны были вновь обрести свободу выбора [У.С., с. 102-103 (ст. 16); У.Тевт., с. 51 (ст. 30).] . Со временем этот возрастной барьер стали не всегда учитывать, как показывает difinicio моримонского аббата для Калатравы за 1468 г.: здесь говорится, что дать обет поступления в орден можно в возрасте не младше 10 лет, а получить командорство — в возрасте не раньше 17 лет [O'Callaghan, J. F. «Difiniciones» of the order of Calatrava... 1468 // Calatrava, IX. P. 248 (art. 23).]. Более строго ордены относились к возрасту братьев-священников или капелланов: Госпиталь принимал только тех, кто уже получил младший чин церкви; желающий получить священство должен был уже достичь совершеннолетия и пробыть год послушником; наконец, нельзя было стать священником в возрасте моложе 26 лет [Legras A.-M., Lemaître J.-L. La pratique liturgique des templiers et des hospitaliers de Saint-Jean de Jérusalem // L'écrit dans la société médiévale: divers aspects de sa pratique du XIe au XVe siècle: textes en hommage à Lucie Fossier. Paris: Éd. du Centre national de la recherche scientifique, 1991. P. 77.].

Женщинам доступ в военный орден следовало бы закрыть. Обычно старались не допускать (по крайней мере ограничивать) всякие контакты с женщиной, этим излюбленным агентом беса. «Общество женщин, — написано в уставе Храма, — пагубно, и в прошлом дьявол через посредство женщин нередко сбивал иных с истинного пути в Рай. Пусть в дальнейшем дам более не принимают в дом Храма в качестве сестер». И добавляется: «И ради этого пусть никто из вас не посмеет целовать женщину: ни вдову, ни девственницу, ни мать, ни сестру» [У.Т.1, т. I, с. 212 и 225 (лат., ст. 53 и 69); с. 305-306 (фр., ст. 53-54).] . Тем не менее реальность была иной — все ордены, включая Храм, принимали «сестер» или «сосестер» (consoeurs): первые давали обет. Эрменгарда де Олуха и ее муж «отдались» ордену Храма в 1196 г. и жили в доме Барбера в Каталонии; овдовев, Эрменгарда дала обет и стала сестрой Храма [Tommasi, F. Uomini e donne negli ordini militari di Terrasanta // Doppelklöster und andere Formen der Symbiose männlicher und weiblicher Religiösen im Mittelalter. Hrsg. von Kaspar Elm und Michel Parisse. Berlin: Duncker und Humblot, 1992. S. 200.] . Статуты Гуго Ревеля за 1262 г. разрешают госпитальерским приорам Европы принимать в свои монастыри сестер при условии, что те достигли канонического возраста; ранее такое право имел только магистр [У.Г., с 59 (статуты Г. Ревеля, 1262, ст. 22).] . Точно так же тевтонцы принимали Halbschwester [сводных сестер {нем.)] (сестер или «сосестер»?), приносивших обет. В оправдание подобного присутствия женщин ссылаются на странноприимную миссию обоих орденов; довод необоснованный — те жили в монастырях традиционного типа, и это доказывает их автономию внутри военного ордена [Forey, A. J. Women and military order in the Holy land // M.O.C., IV. P. 77-79.] . Ведь если присутствуют женщины, поставленная проблема становится проблемой места их проживания. Статьи устава Храма, процитированные мной, положили конец некой практике, принятой в самом начале деятельности ордена, когда, похоже, женщин и мужчин еще строго не разделяли; отныне сестры и «сосестры» Храма должны были жить вне пределов дома Храма. Это положение переняли для своего устава и тевтонцы [У.Тевт., с. 52, ст. 31.] . Но как принимать в орден и при этом держать на дистанции? Сестрам было предложено два коллективных решения: либо смешанная структура двойных монастырей, где мужская обитель объединена с женской руководством единого аббата или аббатисы, либо традиционный женский монастырь.

Орден Храма, из всех военных орденов наименее склонный допускать женское присутствие, тем не менее имел образец двойного заведения в самом чистом виде. Эрменгарда де Олуха в 1198 г. была назначена «командор-шей» (preceptrix) командорства Роурелль — двойного командорства, как показывает акт от 11 августа 1198 г., где описано, как Беренгер Дюран вступает в рыцарство Храма в присутствии «дамы Эрменгарды де Улуйя (Олуха), сестры рыцарства Храма и в то время командорши дома Роурелль, брата Раймунда де Сольсоны, брата Иоанна, брата Вильгельма Эскансе, Титборги и других братьев и сестер, которые присутствовали или должны были прийти» [Tommasi, F. Uomini e donne negli ordini militari di Terrasanta // Doppelklöster und andere Formen der Symbiose männlicher und weiblicher Religiosen im Mittelalter. Hrsg. von Kaspar Elm und Michel Parisse. Berlin: Duncker und Humblot, 1992. S. 200-201.]  Два женских монастыря ордена Сантьяго первоначально были двойными обителями, которыми руководила одна comendadora: Санта-Эуфемия-де-Косуэлос и Сан-Матео-де-Авила [Echdniz Sans, Maria. Las mujeres de la Orden Militar de Santiago en la edad media. Valladolid: Consejería de Cultura y Turismo, 1992.] .

Этот вариант остался исключением, и наиболее частым решением стал женский монастырь, где сестры вели духовную жизнь, более близкую к жизни традиционного бенедиктинского монашества, чем к жизни военно-монашеских орденов, в которые они вступили. У Калатравы было два женских монастыря (в том числе одна цистерцианская обитель, присоединившаяся к Калатраве в 1461 г., — Сан-Сальвадор-де-Пинилья). Орден Госпиталя насчитывал их в Европе добрую дюжину, в том числе монастырь Сихена, основанный в 1187 г. в Арагоне, Болье и Мартель в Перигоре и Фьё в Оверни. Одна родственница Гильома де Вилларе, магистра ордена в конце XIII в., была настоятельницей Фьё, тогда как его племянница Бенедикта жила в Сихене. Тевтонский орден включил в себя такие монастыри, как Штерцинг (Випитено) в провинции Боцен (Больцано) [Это краткое (и неполное) резюме сделано на основе упомянутых выше работ Эчанис Сане, Стернса, Томмази, Фори, к которым нужно добавить: Winter, Johanna Maria van. Sources concerning the hospitallers of St John in the Netherlands, 14th-18th centuries. Leiden; Boston; Köln: Brill, 1998 и García Larragueta, S. La orden de San Juan de Jerusalem en Navarra // Las órdenes militares en el Mediterráneo occidental (s. XII-XVÍII): coloquio celebrado los días 4, 5 y 6 de mayo de 1983. Madrid: Casa de Velazquez, Instituto de Estudios Manchegos, 1989.] . Особенность ордена Сантьяго состояла в том, что он принимал супружеские пары, дававшие обет супружеской верности. Уже в первой редакции его устав включал обеты для незамужних женщин или вдов: они жили общиной в «приспособленных местах», госпиталях или женских монастырях ордена. Что касается супруг, они вели с мужем и детьми нормальную семейную жизнь, прерывавшуюся в двух случаях: войны, когда их мужей мобилизовали, и периодов поста, на время которых им следовало уходить в монастырь ордена. В обоих вариантах жены удалялись вместе с сестрами-вдовами или незамужними в один из женских монастырей [У.С., с. 99-101 (ст. 12-14).] . Последних было семь: кроме упомянутых выше двух двойных, утративших свой мужской монастырь, надо отметить обитель Святого Духа в Саламанке, Дестриану (близ Асторги), Хункеру, Лериду (обе в Каталонии) и монастырь в Лиссабоне, все основанные до конца XIII в. [Echdniz Sans, María. Las mujeres de la Orden Militar de Santiago en la edad media. Valladolid: Consejería de Cultura y Turismo, 1992 P. 57-58.]  Восьмой будет создан в Гранаде и посвящен Madre de Dios [Porras Arboledas, Pedro A. La orden de Santiago en el siglo XV: la provincia de Castilla. Madrid: Dykinson, 1997. P. 253, 261.] . Для сестер монастыря в Саламанке была написана адаптированная версия устава Сантьяго [Echdniz Sans, María. Las mujeres de la Orden Militar de Santiago en la edad media. Valladolid: Consejería de Cultura y Turismo, 1992 P. 223-224.] Госпитальеры, констатировав, что их статуты плохо подходят сестрам монастыря Сихена, вернулись для этого монастыря к уставу святого Августина [Paoli. T. 1. P. 312-313.].

Право вступать в брак было в XV в. даровано и членам других иберийских орденов: в 1438 г. — Калатраве, что позволило магистру Педро Хирону домогаться руки будущей королевы Изабеллы, в 1495 г. — ордену Христа [Pinto Costa, P.; Pestana de Vasconcelos, A. Christ, Santiago and Avis: an approach to the rules of the Portuguese military orders in the late middle ages // The Military orders, II. P. 257, n. 42.]. Военно-монашеские ордены, несмотря на свою предубежденность, принимали женщин. Тот факт, что почти во всей Европе женщины стремились вступить в военный орден, говорит о том, что эти ордены глубоко укоренились в обществе того времени.

 

Демурже А. "Рыцари Христа" Спб.: Евразия; 2008, - 542, (2) с.

 

 
 

®Автор проекта: Вадим Анохин   Дизайн: Templar Art Studio 2006. Техническая поддержка: Галина Росси

Данный сайт является составной частью проекта Global Folio

Новости

Медицинские туристы принесут региону 650 млн рублей в 2017 году

Дмитрий Курдюмов: — За 10 месяцев 2017 года медицинскую помощь в условиях круглосуточного и дневного стационаров получили более 8700 пациентов из других субъектов Российской Федерации.

В Петербурге зарегистрирован первый случай заражения «свиным» гриппом

В Петербурге зарегистрирован первый за сезон случай заражения гриппом H1N1 («свиным»).

Названа причина плохой работы старых моделей iPhone

Один из пользователей портала Reddit предположил, что компания Apple занижает производительность старых моделей iPhone из-за износа батареи.

Хакеры из MoneyTaker атаковали банки России и США

Всего хакеры провели около 20 атак. Ранее эта русскоговорящая группировка, действующая с 2016 года, оставалась незамеченной.

В Минстрое подсчитали сколько семей смогут получить ипотеку от Путина

Льготная ипотека Владимир Путин предложил запустить новую ипотечную программу для семей, у которых с первого января 2018 родится второй или третий ребенок.

На рынке новостроек начался новогодний сезон скидок

«Кроме ипотеки покупательскую активность подстегивал старт новогодних акций и предложений, который был дан примерно в 60% комплексов», — сообщила гендиректор «Метриум Групп» Наталья Круглова.

Сочи Автодром откроется для гостей в дни новогодних каникул

С начала 2018 года на автодроме появится новая услуга — дрифт-такси, водителем которого будет Аркадий Цареградцев, занявший недавно второе место в мире на Межконтинентальном кубке по дрифту, который впервые в истории дрифта прошел под эгидой FIA.

Салехардец вместо турпоездки отправился в Роспотребнадзор

Вместо отдыха мужчине пришлось обратиться в Управление Роспотребнадзора по Ямало-Ненецкому автономному округу.

              Яндекс.Метрика