По следам Хемиуна (ч. 7)

Главная Россия Европа Азия Африка Сев. Америка Юж. Америка Океания Новости ССЫЛКИ

М. Н. Зубков Содержание:
- часть 1 - Введение. Глава 1. Великая пирамида - Проект организации работ с точки зрения современного инженера
- часть 2 - Глава 1. Великая пирамида - Проект организации работ с точки зрения современного инженера (окончание)
- часть 3 - Глава 2. Индустрия без сопромата и материаловедения
- часть 4 - Глава 2. Индустрия без сопромата и материаловедения (продолжение)
- часть 5 - Глава 2. Индустрия без сопромата и материаловедения (окончание)
- часть 6 - Глава 3. Предназначение пирамид
- часть 7 - Глава 3. Предназначение пирамид (продолжение)
- часть 8 - Глава 3. Предназначение пирамид (окончание)

"Они ушли, имена их исчезли вместе с ними, но их творения заставляют вспомнить о них…" (Папирус II-го тыс. до н.э.)

Могли ли Хеопс и Хемиун, ради сохранения тайны захоронения, пойти на некоторые нарушения традиционных, сопутствующих захоронению ритуальных обычаев? Случай с захоронением, предназначенным для Хетепхерес – матери фараона – говорит о том, что такое бывало.

Кроме истории с тайником, связанным с имуществом матери Хеопса, существует и другая история, произошедшая в Древнем Египте уже во времена, значительно отдаленные от периода пирамидостроения (в первой половине ХХ века). В течение примерно 20 лет, в Дейр-эль-Бахри были найдены три тайника с мумиями фараонов и жрецов. Предполагается, что тайники были сооружены во времена XXI династии.

Итак, можно сделать вывод о том, что практика тайных захоронений мумий фараонов имела место на протяжении длительного периода истории Древнего Египта.

Так для чего же надо было древним правителям строить пирамиды, если они не смогли выполнить роль "не вскрываемого сейфа-гробницы"? И, ведь получается, что заказчики строительства – фараоны об этом догадывались еще до начала строительства, но, тем не менее, "заказывали" и строили. Для чего? Что побуждало их к этому? Сегодня на этот счет существует достаточно много предположений. Если отбросить чересчур экзотические, то большинство оставшихся теорий можно считать вполне приемлемыми, составляющими определенную конкретную задачу одной большой обшей цели. Вообще непонятно, почему на столь сложный ответ как причины мегалитического строительства в Древнем Египте должен существовать лишь один исчерпывающий ответ типа "пирамиды – гробницы"? Ведь могла же пирамида существовать для решения следующих, важных для древнего общества, задач:

- пирамида являлась необходимой частью погребального комплекса того фараона, при котором она была построена;

- пирамида являлась материальным выражением господствующей тогда религиозной идеи достижения бессмертия материальными средствами, и была "неуничтожаемым автографом" построившего ее фараона в "книге всеобщей истории человечества" и именно поэтому большинство из них, сооруженных во времена древних династий, не имели никаких записей. И так было ясно, что такое деяние, потребовавшее колоссальных усилий "экономически активных" представителей двух-трех поколений древнего общества, останется в памяти нашей цивилизации надолго, практически навсегда;

- строительство пирамиды дополнительно вполне могло являться и "экономическим мероприятием, стабилизирующим трудозанятость" значительной части населения Древнего Египта, особенно в периоды сельскохозяйственного межсезонья;

- рукотворные "каменные горы" должны были подавлять чужеземцев, внушать им страх перед могуществом владык Древнего Египта, демонстрировать численность населения этого древнего государства и его сплоченностью вокруг правителя. Возможно даже, что в те времена, когда и домик в два этажа являлся достопримечательностью любого поселения, древние мегалитические пирамидальные колоссы представлялись чужеземцам как неуничтожаемый источник силы и могущества того народа, который смог их воздвигнуть;

- такое крупномасштабное, грандиозное строительство, "угодное богам", требовало творческого подхода и стимулировало развитие производительных сил Древнего Египта, являлось, вероятно, объектом вовлечения в его строительство наиболее одаренных представителей древнего общества, вне зависимости от того, в каких областях каменного строительства они были заняты и какие должностные обязанности они при этом исполняли. Это стимулировало развитие строительных приемов и методов, а также способствовало накоплению технического и инженерного опыта.

Сегодня сложнее всего, пожалуй, объяснить такой аспект строительного бума Древнего царства: почему была избрана именно пирамидальная форма возводимых сооружений. Чем именно эта форма так привлекла древних строителей и жрецов? Но об этом – в другой главе, где будут рассмотрены и другие цели пирамидального строительства.

Так как же фараон Хеопс хотел при помощи своей пирамиды "ускользнуть" в вечность, добиться признания отдаленных потомков, сохранить на тысячелетие свое имя? Надо признать, что ему это удалось: редкий человек сегодня не знает Великую пирамиду, названную его именем. Более того, людской поток к его пирамиде с годами не ослабевает, а становиться все более и более интенсивным. А репортаж в прямом телеэфире о работе робота по преодолению дверцы в "вентиляционном" канале Камеры Царицы вообще смотрело около 20% всего населения планеты. Это гигантское число людей, превышающее в тысячи раз численность населения Древнего Египта во времена самого Хеопса. Но вряд ли зодчие, мудрецы и правители этой древней страны могли это предвидеть. Уж слишком далеко находимся сегодня мы от их времени. Судя по дошедшим до нас письменным материалам, они предвидели периоды хаоса и неизбежность смены одной династии другой. Фараоны могли гибнуть в битвах, в дворцовых переворотах, от болезней или, дожив до старости, умирать без официальных, готовых к "вступлению в должность" наследников. Среднеарифметическая продолжительность одной египетской династии колеблется где-то в пределах ста лет. Об этом говорят и дошедшие до нас древние письменные источники. Так в Берлинском папирусе Весткар в сказке "Царь Хеопс и волшебники" один из сказочных персонажей мудрец Джеди прямо говорит фараону Хеопсу о том, что после царствования внука его внука на смену ему придет представитель другой династии. И хотя считается, что папирус был написан лет на восемьсот после времени царствования Хеопса и прославлял как раз основателя пятой династии, сменившего четвертую династию, к которой принадлежал сам Хеопс, однако упоминание в этом папирусе о благочестивом поступке Хеопса, пожертвовавшего обильные дары своему дальнему неродному (?!) предку из второй династии фараону Небка, придает этому произведению не сказочную обстоятельность. Интригует в этой сказке и то обстоятельство, что основатель пятой династии, судя по всему протежировавший сочинителю сказки, для подтверждения современникам своего права на престол, в обосновании этих прав пожелал оттолкнуться от самого Хеопса. Ох и врали, судя по всему, жрецы Геродоту, принижая величие Хеопса в глазах его современников, иначе зачем было основателю пятой династии включать имя "ненавистного Хеопса" (слова Геродота) в народный фольклор. А внесли его имя в сказку и вот оно, обоснование: сам Хеопс знал о нем, будущем фараоне Усеркафе, "да будет он жив, невредим и здрав"!

 

В свете вышеизложенного представляет собой определенный интерес и фигура того самого фараона Небка, о котором упоминается в данной сказке. Лично у меня он вызывает интерес тем, что, как мне кажется, в фольклор (в данном случае, в сказку) попадали лишь те личности, которые были заметны в истории своего периода. Фараон Небка – это последний фараон II династии. Сразу после него правил фараон Джосер, который является строителем самой первой пирамиды. Скорее всего, именно времена II династии явились периодом активного развития методов обработки камня, именно на этот период в индустрию каменного строительства активно внедряются, как бы мы сейчас сказали, "прорывные технологии" камнеобработки, позволяющие возводить масштабные каменные сооружения. Косвенное подтверждение этому можно найти в экспонатах Каирского музея, посвященного этому периоду (так называемая Саисская коллекция), где имеются высококачественные изделия из камня, а также ряд изделий, относящихся, скорее всего, к режущим инструментам из камня.

Так чем же отличился фараон Небка, что через два столетия после правления, во времена, когда после него правил уже двенадцатый фараон, он удостоился чести потомков быть включенным в столь любопытное сказание? Вопрос этот не случаен, так как очень интересно определить те исторические личности, чей интеллект сыграл определенную роль в развитии культа пирамидостроения и понять чем они руководствовались в этом стремлении. Если обратиться к действующим персонажам сказки "Царь Хеопс и волшебники", то из исторических лиц, чье существование на сегодня не вызывает сомнение, там действуют: сам Хеопс, его сыновья Хефрен, Дедефхор и Бауфре (Джедефра), его отец фараон Снофру, фараон Усеркаф (в сказке описывается его рождение), фараон Джосер и фараон Небка. Сказка дошла до нас не в полном объеме, но из ее перечисленных царственных героев только фараон Небка не строил пирамиды. Царский сын Дедефхор, по преданию – один из величайших мудрецов Египта, возможно, сменил Хемиуна в должности верховного жреца бога Тота. Так как же попал в этот список не строивший пирамиду фараон Небка? Случайно или как известная историческая личность, сыгравшая какую-то свою роль в распространении идеологии пирамидостроения?

Примерно также обстоят дела и с пророчествами, предсказывающими периоды смут и беззакония. Одно из них упоминается в так называемом "Пророчестве Неферти, жреца-чтеца в храме богини Баст", жившего во времена фараона Снофру (отца Хеопса). "Уничтожена будет страна, из которой ты родом", – так заявил фараону жрец Неферти. И хотя и здесь само написание папируса отнесено к временам на четырнадцать династий позднее, тем не менее сама документализация неблагополучного предсказания говорит о многом. Знали, скорее всего знали Хеопс и его окружение о грядущих неблагоприятных периодах для своего государства. И хотя до снижения уровня пассионарности нации было, конечно, еще очень далеко, и опасались они, наверное, больше "нашествия азиатов" чем внутренней дестабилизации, но к стремлению сделать свое захоронение тайным отнеслись самым серьезным образом. И так относились к этому не только во времена Хеопса. Взять его отца, фараона Снофру, основателя четвертой династии великих фараонов Древнего царства. Ведь у него, как считает истории, было не меньше двух пирамид, а некоторые приписывают ему еще и третью! Если нам непонятна сама идея пирамидостроения, возникшая, как бы, из ниоткуда, то строительство двух громадных пирамид как место упокоения для одного человека вообще иррационально, однако делает более вероятным предположение о том, что утверждение "пирамида – гробница" не может быть признана стопроцентным попаданием. Скорее – это сложный комплекс, часть назначения которого так и останется лежать за гранью нашего понимания. Почему мы сегодня считаем, что можем во всем понять древних, а они, отставшие от нас на тысячелетия, понять нас не могут? К примеру, древние, вероятно, не смогли бы понять принципы действия окружающей нас аппаратуры и механизмов, но и мы не можем понять достигнутое ими без привычного для нас аппаратно-механического содействия таким видам работ. Причем вопросов у нас к ним, пожалуй, не меньше, чем у них было бы к нам...

Итак, если учесть стремление владыки Древнего Египта фараона Хеопса надежно укрыть свою мумию после смерти, то как ему это удалось и где он может быть захоронен? Учитывая, что это должно быть надежное тайное место, следует иметь в виду ряд обстоятельств и факторов:

1. Несмотря на свой богоравный статус, владыка Древнего Египта, Хеопс, как и некоторые его предшественники, вероятно, не очень надеялся на благочестие потомков и заранее подготовил тайные покои для своей мумии в том же погребальном комплексе, куда входила и его пирамида. Сама пирамида, если и была гробницей правителей во времена фараона Джосера, то ко времени фараона Хеопса, функционально, судя по всему, стала лишь частью погребального комплекса с какой-то пока непонятной для нас, но очень важной для древних египтян функцией. Ведь к идее пирамидостроения они постоянно возвращались на протяжении восьми веков, да и так называемые "солнечные храмы", при определенном допущении, можно рассматривать как незаконченную пирамидальную конструкцию.

2. Для тайника с мумией, вероятно, была подготовлена отдельная камера в скальном массиве плато Гиза. Вход в тайник, как мне представляется, легче всего было замаскировать под дорогой от пирамиды к Нилу. Тайник готовили особо доверенные работники, а сами работы, скорее всего, маскировали под работы в одной из вертикальных шахт дороги к первому ярусу пирамиды. Это позволяло выполнить работы по сооружению тайного подземного туннеля и тайной камеры, не привлекая к этим работам внимания основной массы людей, занятых на строительстве пирамиды, так как туннель (если его размеры были как в пирамиде) не могло вести большое количество людей, и выработка скальной породы не превышала несколько кубометров в сутки.

 

Это утверждение высказано на основании предположений о том, что такое захоронение изначально готовилось как тайное. И тайник, как кажется сегодня мне, проще всего было сделать, замаскировав работы по его сооружению под общестроительные по возведению пирамиды.

3. Если исходить из того, что внутренние помещения Великой пирамиды представляют собой сочетание элементов, указывающих на ряд технических и архитектурных приемов, применявшихся при ее строительстве (см. "По следам Хемиуна" - 3, 4, 5) и считая главным внутренним помещением "Камеру Царицы", то указанием на место, где начинается тайный туннель к камере с мумией Хеопса, исходя из внутреннего расположения туннелей в Великой пирамиде, может являться то место на спуске плато к Нилу, где дорога-туннель (по доставке блоков ко 2-5 ярусу) упирается в рельеф местности. Это подтверждается и косвенными данными:

- в "Камере Царицы" нет гранита, что может указывать на скальное основание плато Гиза,

- узкий вход, идущий в "Камеру Царицы" затем расширяется по высоте. Этот прием использован и в туннеле подземной камеры пирамиды

- протяженность вентиляционных каналов из "Камеры Царицы" к поверхности боковых сторон пирамиды по величине может указывать на тот уровень глубины, на котором может находиться тайная камера Хеопса. Тогда к звездной ориентации этих шахт может добавиться и определенная "смысловая ориентация" шахт. Кстати, при угле наклона сторон пирамиды в 52 градуса, угле подъема шахт в 39 градусов получается, что шахты, фактически, перпендикулярны боковым сторонам. Таким образом, ориентацию шахт можно представить как обозначение наименьшего расстояния от камеры до поверхности земли.

Имелся ли переход из "тайных покоев Хеопса" к внутренним помещениям пирамиды? Можно предположить с большой долей уверенности, что с самого начала он планировался. Ведь приборы Керизеля обнаружили пустоты под нижними отметками нисходящего коридора рядом с подземной камерой Великой пирамиды. И даже если это пустоты естественного происхождения, то вероятность их искусственного использования достаточно высока. Фараоны IV династии знали, что они живут не в "Золотом веке", что "гнев, ропот, раздор и беспорядок уже родились" и будут постоянно угрожать им как в период царствования, так и в период загробной жизни, что они могут лишить их и власти, и бессмертия. Догматы своих предков о пирамиде, как спутнице бессмертия фараона, они облекли в новую, более рациональную форму, усложнив как само сооружение, так и отведя сооружениям пирамид место одной из основополагающих целей сохранения стабильности древнего общества. Идея, рассматривавшая строительство пирамиды как своего рода "универсальную общественную работу, обеспечивавшую занятость значительной массы населения древнего общества", в общем-то, не нова, но кто сегодня, в период системного кризиса, при наличии локальных территорий сплошной безработицы, может бросить в нее камень?

Был ли сооружен подземный переход из тайных покоев Хеопса в пирамиду? В этом вопросе есть свои "за" и "против". Рассмотрим сначала все, что говорит о том, что такого перехода нет или он не был соединен с внутренними помещениями пирамиды:

- он до сих пор не найден;

- так как пирамида является заманчивой целью для грабителей во все времена, то такой проход демаскирует тайные покои Хеопса, поэтому он сооружен не был;

- такой переход умершему фараону был не нужен, так как Ка фараона после смерти для того, чтобы проникнуть куда-либо не нуждается в реально существующем проходе;

- считается, что в первых пирамидах вообще не было внутренних надземных помещений, поэтому, исходя из древней традиции, проход из надземной части пирамиды в подземные тайные покои на плато совершенно необязателен.

Что же говорит в пользу того, что такой проход реально существовал? Здесь можно сослаться на следующее:

- пирамида во времена фараона Хеопса, хоть, наверное, уже и не являлась его гробницей, все же являлась частью его погребального комплекса; она имеет предмет, относящийся к гробнице (саркофаг) и поэтому может иметь проход к месту настоящего захоронения фараона;

- по мнению ряда исследователей, пирамида имеет скрытые помещения, вход в которые до сих пор не найден. Они, возможно, могут быть связаны с подземными тайными покоями фараона;

- как проникли в пирамиду строители туннеля-лаза, если облицовка пирамиды на месте входа в нее была повреждена (по мнению историков) лишь во времена Аль-Мамуна? Выше высказывалось предположение о том, что строители данного похода непосредственно в пирамиду проникли через скрытый проход, существовавший между телом пирамиды и ее облицовкой (возможно, такой проход строители пирамид выполнили вдоль 35 слоя кладки). Однако это не исключает возможности существования иного тайного прохода, объясняющего пустоту внутренних помещений Великой пирамиды.

Наличие сохранившихся запечатанных саркофагов того исторического периода Древнего Египта (саркофаги Хетепхерес и Сехемхета), не тронутых грабителями, но, тем не менее, пустых, вызывает предположение о наличии какого-то таинственного обряда, смысл и упоминание о котором до нас не дошли. Схожесть его по смыслу с праздником хед-себ напрашивается сама собой: здесь пустой саркофаг, а там погребальная ладья для еще живого фараона. Возможно, что саркофаги Хеопса, Хефрена и Микерина играли ту же роль в этом или аналогичном обряде, подчеркивавшем готовность богоравного, но тем не менее смертного фараона в любой момент подчиниться воле богов и отправиться к ним на небо. Может быть, здесь мы встречаемся с зеркальным отображением одного и того же ритуала, противоположного празднику хеб-сед: там фараон демонстрировал свою силу и мощь живым, здесь он склонялся перед волей своих усопших предшественников и пантеоном богов.

 

Интересно, что при таком подходе можно найти еще одну причину появления в Великой пирамиде туннеля-лаза. Археологические раскопки и дошедшие до нас письменные свидетельства того периода не упоминают о вскрытии самими же древними египтянами ниш с погребальными лодками или входа в усыпальницы древних правителей. Возможно, что ритуальные действия и в случае с погребальными лодками, и в случае с саркофагами не предусматривали повторного официального вскрытия этих помещений ни под каким предлогом. Ритуально они были закрыты навсегда, пусть даже и такими ненадежными средствами как вертикальные блоки в Вестибюле перед Камерой Царя в Великой пирамиде. Кроме того, восходящий коридор был уже закупорен тремя каменными пробками. Чтобы не нарушать священный ритуал и не привлекать внимания к месту установки гранитных пробок, жрецы, которым зачем-то понадобилось попасть в Большую галерею, пробили проход из нисходящего коридора, вход в который затем сами же и замаскировали. Отголоски такого ритуала-запрета можно было встретить и столетие назад в России, когда (правда, с совершенно другими целями) для выноса покойника из избы в стене рубилась новая дверь, которая затем сразу же закладывалась. Предназначения ритуалов разные, но источник, по-видимому, был один...

Итак, пирамида – это, возможно, сооружение комплексного назначения. За долгий период пирамидостроения в Древнем Египте ее функциональное назначение претерпело некоторые изменения: из сплошного надгробного сооружения над могилой времен фараона Джосера они превратились в самостоятельный элемент погребального комплекса во времена фараонов IV династии, усложненным лабиринтом внутренних помещений. Цель всего погребального комплекса: надежно, в соответствии с магией и религией спрятать мумию правителя и обеспечить ему индивидуальные черты в сознании потомков, что, по древним верованиям, сопоставимо с бессмертием. Пирамида, как часть погребального комплекса, помогала усопшему владыке обрести бессмертие и напомнить о себе живым потомкам (своим существованием, звуками в определенные дни, своими неповторяющимися размерами, формой, цветовой гаммой облицовки, месторасположением, выбранным в соответствии с религиозными установками и техническими требованиями к сооружению).

В то время как большинство подданных фараонов искренне считало пирамиды местом их последнего упокоения, фараоны, скорее всего уже хоронились в тайных покоях при погребальных комплексах, надеясь, что их бренные останки никогда не будут уничтожены. Если в их верованиях было рациональное зерно, заключавшееся в стремлении к популярности через тысячелетия, в стремлении к уважению потомками их бренных останков (старейший египтолог из Франции требовала отдачи военных почестей мумии Рамсеса Второго во время ее пребывания в этой стране), то, вообще-то это сверхстранно!, но многое-то из их чаяний сбылось...

Сегодня мы помним о них. Большинству сегодняшних жителей планеты, чтобы узнать о них, достаточно лишь зайти в библиотеку или найти соответствующий сайт в Интернете. Сегодня мы помним не только тех, кто распоряжался о начале строительства той или иной пирамиды, но и с уважением относимся к тем, чьи имена и судьбы практически навсегда скрыты от нас толщей времени и нагромождением пластов цивилизации. В накопленных информационных источниках любой житель нашего времени может узнать об истории какой-либо исчезнувшей цивилизации больше, чем ее рядовой участник того времени, но мы пока все равно не можем понять причины, побудившие одну из самых мощных цивилизаций Древнего Времени на тысячелетие "заболеть" идеей исступленного возведения гигантских геометрических форм, так поразительно напоминающих совершенную каменную гору...

...Так кто же все-таки основной "заказчик" мегалитического строительства и кто из предков - авторы мегалитической идеи, которая посещала практически любое мало-мальски сформировавшееся древнее сообщество? Как можно сегодня говорить о целях и задачах такого сверхинтереса древних к строительной гигантомании: как об обязательном этапе развития отдельного древнего сообщества, как о материальном закреплении потребности в культовых сооружениях, как об обязательной прихоти владык при становлении молодой цивилизации? Можно предположить, что авторы, которые на вопрос "для чего строились древние мегалитические сооружения" и которые могут дать свой исчерпывающий ответ, все-таки существуют.

Все права на содержание статьи принадлежат Михаилу Николаевичу Зубкову©. Использование всего материала или его части возможно только с разрешения автора (Zubkov-mn@yandex.ru)