Крит: остров мертвых?

Главная Россия Европа Азия Африка Сев. Америка Юж. Америка Океания Новости ССЫЛКИ

Филип Коппенс
(сайт автора)

Оригинальная статья
Остров Крит
Остров Крит

Остров Крит служил домом загадочной цивилизации в течение более 3000 лет. Ярлык "Минойская цивилизация" не улучшает понимание народа, который создавал загадочные дворцы по всему острову.

Остров Крит, расположенный к югу от материковой Греции, является островом, известным многим современным солнцепоклонникам. Также это мифическое место рождения греческих богов, включая главу пантеона - Зевса. Поэтому нет ничего удивительного в том, что на острове обнаружены неолитические поселения времен, по крайней мере не позднее 6000 г. до н.э. Хотя до XX столетия остров Крит признавался почти исключительно как носитель древней цивилизации, очевидно, что этот остров, расположенный в центре Средиземного моря, был идеальным портом для захода всех торговцев и путешественников. На острове находили изделия с Ближнего Востока, Месопотамии, Микен (Греция) и Египта. Островитяне торговали со всеми этими цивилизациями, извлекая свою собственную выгоду, воплотившуюся в цветущей собственной, отличной от других цивилизаций, цивилизации "культуры Кносского дворца" и других городов.

Человеком, поместившим остров Крит на карту, был Артур Эванс (Evans), английский археолог. Эванс главным образом интересовался пещерными святилищами, таящимися на склонах гор, и дворцами - его статуя ныне стоит перед раскопанным и восстановленным дворцом Кносса, наиболее известного открытия Эванса. Дворец, расположенный на холмах к югу от столицы Гераклиона, был быстро опознан в качестве "Лабиринта" и "Дворца царя Миноса". Следовательно, "Минойская цивилизация" была получена. Начиная с времен Эванса, принято считать, что культура острова Крит зиждилась на торговле, символизировалась большими, богатыми дворцами, выстроенными чаще вдоль береговой линии, а не в глубине острова. Начало цивилизации относят приблизительно к 2000 г. до н.э., расцвет ее пришелся на 1500-е годы, а закат последовал в 1200-х гг. до н.э.; это был период, когда многие, если не все, культуры Средиземноморья, вступили в тяжелые "Темные Века". Для острова Крит это был конец эпохи.

По мнению немецкого геолога Ханса Вундерлиха (Wunderlich), история Крита была сильно искажена. Принимая во внимание, что заключения, лежащие в корне истории Минойской цивилизации, - частью - современное изобретение, частью – выводы, основанные на археологических открытиях, образование "Минойская цивилизация" публично не критиковалась сколько-нибудь серьезно. Вундерлих, однако, высказывался против установившегося статус-кво еще в 1970-х, а также не только приводил возражающие доводы, но и выдвинул собственную теорию. Тремя десятилетиями спустя интерпретация Вундерлиха остается горячей темой для дебатов, хотя, из за того, что она не вовлекает инопланетян или атлантов, это не захватило внимание мировых средств информации.

"Минойское наследство" – это прежде всего загадочные дворцы. Огромные и сложные здания состоят из нескольких этажей. Их точное назначение неизвестно. Кносский дворец, первоначально опознанный как лабиринт, таковым не являлся. Как следствие, к разочарованию туристов "Минотавр" – полу-человек, полу-бык – никогда здесь не жил; лабиринты всегда имели особенную структуру, и сложная проектировка дворца не равняет его с лабиринтом. Еще одна проблема – дворцов на острове несколько, и вряд ли все они предназначались для одного царя, такого как Минос. Выдвигалась версия, что в дворцах жили "региональные правители". Однако даже неискушенному зрителю ясно, что все дворцы выстроены по единому плану: расположены на низменностях, вблизи побережья, часто с привязкой к важнейшим горам, или, что более интересно, к горам с пещерами, мифически связанными с местами рождения или захоронения божества, в частности Зевса.

Это доказывает, что "дворцы" могли с большей вероятностью служить "храмами", а не жилыми зданиями. Наверняка тут же археологи укажут, что некоторые части дворцов определенно имели религиозную функцию. Но некоторые идут дальше. Археолог Освальд Шпенглер (Spengler) заявил в 1930-х годах, что эти "дворцы" - храмы для мертвых. Его мнение не принимали всерьез, поскольку это шло против принятой веры. Вундерлих продолжил там, где остановился Шпенглер. Оба отмечали, что структура дворцов чрезвычайно причудлива. Тысячи людей, как полагают, бродили по коридорам Кносского дворца, но лестницы как будто никогда не использовались. Большинство секций огромного комплекса, похоже, никогда не посещались жителями и посетителями дворца. Это сам по себе необычно. Также отмечено, что дворец не имел окружной стены, что делало его чрезвычайно хрупким к внешним воздействиям. Хотя строитель дворца мог не учитывать грядущие войны, окружная стена может помочь в другом. Остров Крит, хотя и привлекает туристам в теплое время года, однако славится холодными зимами и снегом в горных местностях.

Однако мы должны задаться вопросом, имели ли мертвые потребность в канализации такой сложности, что с успехом могла использоваться и в Римские времена. Во дворце есть даже ванная (хотя неизвестно, оригинал ли это или позднейшее "дополнение" Эванса). Эванс провел множество реконструкций по всему комплекса, некоторые из них были признаны "неудачными", поскольку более соответствовали потребностям культуры ХХ столетия, а не древних минойцев.

Наиболее примечательный факт – минойцы не оставляли после себя ни мусора, ни посуды. Это – большая проблема для археологов, ведь древняя куча мусора может многое поведать об исчезнувшем народе. Мы не знаем, на каком языке разговаривали жители Крита, какую исповедовали религию, какому божеству поклонялись. Ясно, однако, что большое значение придавалось громадным пещерам, в которых греки позднее селили своих богов.

Дворец в Кноссе известен рисунками женщин со светлой и красной кожей. Они одеты в юбки и вышагивают в процессиях. Замечательно, что эти сцены идентичны сценам, найденным в египетских храмах. Это говорит в пользу того, что "Keftiu" египетских источников - остров Крит.

В течение длительного периода считалось, что Минойская и Египетская цивилизации развивались независимо друг от друга, но открытия рисунков противоречат этому предположению. Видимо во времена XVIII Династии (ок. 1600-1500 до н.э.), когда Крит достиг своего расцвета, между двумя "нациями" велся интенсивный культурный и экономический обмен.

Некоторые археологи интерпретировали изображенные процессии как простые формы дипломатии: "государственные визиты" и обмен подарками. Но есть одно "но". Сцены были изображены на стенах египетских могил, и процессии ясно носили погребальный характер. Вундерлих и Шпенглер пришли к выводу, что дворцы строились не для здравствующего царя, а для умершего. Части дворца были разработаны с учетом хранение мертвых тел. Вундерлих также чувствовал, что эта практика - главная причина близкого союза между Критом и Египтом. Он даже предложил, что мумификация в Египте выполнялась критянам, а возможно и сам процесс мумифицирования возник на острове Крит.

 

египетские фрески
Египетские фрески
критские фрески
Критские фрески

Аналогия Вундерлиха могла быть ошибочной, если бы не другие наблюдения, свидетельствующие о теснейших связях между двумя цивилизациями. И на Крите, и в Египте процветал культ быка. Если в Египте животное связано с умирающим фараоном, то на Крите его религиозная функция не ясна, мы вообще ничего не знаем о религии минойцев. В критских дворцах существуют изображения цветов лилии и лотоса, растений, также высокочтимых в Египте. Однако в минойском дворце имеется уникальное изображение, известное как "прыгающий бык": люди, выполняющие акробатические упражнения на прыгающем быке. Эксперты считают невозможной подобную форму акробатики - люди и быки не могут взаимодействовать в такой манере. Возникает вопрос: не изображают ли эти сцены "нереальную", а именно загробную жизнь?

Вундерлих также отметил, что имя царя Миноса сходно с именем первого фараона Первой Династии Менесом. Что если это было не имя конкретного человека, но почетный титул царя? В этом случае "Минос" означает просто "царь". "Царь Минос" таким образом подразумевает "царь царя". Известно, что египетский царь имел много названий и титулов, словом "фараон" он стал называться относительно недавно.

Эванс попробовал сделать из Крита независимую цивилизацию, самостоятельную и печально известную своим концом. Вундерлих решил сломать эту традицию и предположил, что "Критской цивилизации" в сущности не было, а было "вассальное государство", зависимое от Египта. Его попытки были направлены против научной догмы того (и нашего) времени, и таким образом никто не обратил внимания на его наблюдения. Но... в 1991 году в египетской дельте Нила команда австрийских археологов во главе с Манфредом Битаком (Bietak) обнаружила дворцовый комплекс в Тель эд-Даба (Аварисе). На западном краю участка, известном как Эзбет Хелми, была раскопана дворцовоподобное сооружение, датированное периодом гиксосов. В древних садах найдены фрагменты минойских настенных картин, в стиле картин Кносского дворца на Крите. Предположили, что эти картины с отличительным красным фоном могут даже предшествовать панно на Крите и Тире, и возможно повлияли на некоторых из картин в гробницах 18-й династии. На этих картинах также отражены минойские темы: мотив "летающего галоп" с участием лошадей и быков. В стратах 18-й династии из Эзбет Хелми доктор Битак обнаружил множество глыб пемзы, которые могли быть последствием вулканического взрыва на остров Тир.

Аварис печально известен из папируса египетского жреца и историка Мането (3-е столетия до н.э.) своим массовым бегством жителей из поселения во времена, когда город был столицей гиксосов. Храмовый комплекс в действительности не был построен египтянами и датировался периодом владычества гиксосов, приблизительно 1700-е гг. до н.э. Происхождение гиксосов первоначально приписывалось Ближнему Востоку, возможно это были семитские племена.

Совсем недавно вопрос о том, кем были гиксосы, был снова открыт. Линейное письмо А и В – две разновидности письменности на Крите. Более новое Линейное письмо B было расшифровано в 1953 году Майклом Вентрасом (Ventras), оно предшествовало греческому письму. В 1971 году голландский археолог и историк Ян Бест (Best) заявил о своей расшифровке Линейного письма А, он обнаружил связь между минойским Критом и гиксосами. Письмо A, как он предположил, семитского происхождения, связано с угаритским и алалахским языками Сирии. Версия о связи между Критом и гиксосами не была чем-то новым. Известный израильский археолог Игаел Ядин (Yadin) пришел к тому же заключению, когда фрески Авариса еще не были обнаружены.

В Кноссе была найдена алебастровая крышка с именем короля гиксосов Хьяна. В египетском дворце фрески изображали те же сцены, что и в критских дворцах: цветы, быки, даже фрагменты известных "прыгающих быков", как считалось принадлежавшие исключительно критскому искусству.

Были также обнаружены строения в форме лабиринтов, на сей раз в своем первоначальном значении. Очевидна связь лабиринтов с верой в загробную жизнь и "заключение души": лабиринт, как считали, "пленял" душу.

Вопрос о лабиринте также изучался Дэвидом Ролом (Rohl), который отмечал сходство между Аварисом и Лабиринтом Гавара или Ауэрис (то есть "Аварис" означал "отдельный дом") в Файюме, описанном греческим путешественником Геродотом. Это огромное здание рядом с пирамидой Аменемхета III называлось "Лабиринт" из-за бесконечно запутанной схемы внутренних дворов, коридоров и комнат. Интересно, что тот лабиринт был построен как раз перед гиксосским периодом.

Доказательство связи между Египтом и Критом некоторые исследователи видят в таком загадочном предмете как Фестский Диск, найденный во дворце Фестос на Крите; он мог быть связан с египетской игрой Сенет или Змеиной игрой. Х. Питер Алефф доказывает, что значки на диске – вовсе не письмена, а рисунки из настольной игры. Сенет - популярное времяпрепровождение в Древнем Египте еще с додинастических времен, правила его хорошо известны; позднее эта игра, использовавшаяся в магических ритуалах, развилась в сегодняшний трик-трак. Его части моделировали проход игрока через жизнь и, что даже более важно, через смерть и ее опасности. В своей последней части игрового поля игральные фишки повторно возрождались в вечную загробную жизнь.

 

Поле игры
Змеиная игра "Сенет"...
Фестский диск
...и Фестский диск

Змеиная игра – вероятно, самая древняя из известных настольных игр. Тексты Пирамид сообщают, что она помогла по крайней мере одному царю Древнего Царства подняться к небесам; только его дорожка шла не зигзагом, как в Сенете, а свита в спираль змеиного тела. В одном из скульптурных воплощений игровой доски хвост змеи заканчивается в голове гуся.

Открытие 1991 года показало, что действительно существовали близкие отношения между египтянами, критянами... и загадочными гигсосами. Были ли они жителями Крита, отправившимися в Египет? Период владычества гиксосов в точности совпадает со временем между Старым и Новым Дворцовыми периодами на Крите. Когда гигсосы вторглись в Египет, старые дворцы были, вероятно, разрушены землетрясением. Пришли ли гиксосы в том числе и с Крита? Или гиксосы, достигнув власти в Египте, несли свою культуру на Крит? Правильный ответ во многом зависит от верной датировки, многие высказывались о том, что выравнивание по временной шкале двух культур Восточного Средиземноморья не вполне корректно. Только будущее может пролить свет на загадочное переплетение двух цивилизаций, дебаты продолжаются, однако не с той активностью с какой могли бы...