Кларисса Пинкола Эстес. БЕГУЩАЯ С ВОЛКАМИ. ЖЕНСКИЙ АРХЕТИП В МИФАХ И СКАЗАНИЯХ
 
На главную
 
использует технологию Google и индексирует только интернет-библиотеки с книгами в свободном доступе
 
 
Предыдущая все страницы
Следующая  
Кларисса Пинкола Эстес.
БЕГУЩАЯ С ВОЛКАМИ.
ЖЕНСКИЙ АРХЕТИП В МИФАХ И СКАЗАНИЯХ
стр. 107

злаковая болезнь под названием головня - довольно
странный черный грибок, который можно увидеть в гнилом
зерне; говорят, что он вызывает галлюцинации.

Многие ученые предполагают, что в древнегреческих
элевсинских священных мистериях участники употребляли
галлюциногены, для приготовления которых используется
зерно пшеницы, ячменя, мака или кукурузы. Кроме того,
перебирание зерна - задание, которое дает Василисе Баба
Яга, - связано со сбором лекарственных трав; и поныне в
Северной, Центральной и Южной Америке можно увидеть
curanderas, старых знахарок-целительниц, занятых этим
делом. И в маковом семени, с его снотворным и
успокаивающим действием, и в грязи, которую с древних
времен используют для припарок и ванн, а в некоторых
случаях и внутрь, мы тоже видим намек на методы и
средства древних целительниц [22].

Это одно из самых замечательных мест во всей сказке.
Свежее зерно, гнилое зерно, маковое семя и грязь - все это
остатки аптеки древних знахарей. Эти средства используют
в бальзамах, мазях, примочках и припарках, чтобы
удерживать на теле другие целебные вещества. В
метафорическом смысле это еще и лекарства для души:
одни насыщают, другие успокаивают, одни вызывают
истому, другие бодрят. Все это - грани циклов Жизни-
Смерти-Жизни. Баба Яга не просто велит Василисе
отделить одно от другого, различить похожие вещи -
например, истинную любовь и ложную, вдохновенную жизнь
и пропащую, - она также велит ей отличать одно лекарство
от другого.

Как и сновидения, которые, хотя их можно представлять на
объективном уровне, остаются субъективной реальностью,
эти носители пищевых и/или лекарственных свойств
являются для нас путеводными символами. Вслед за
Василисой мы должны сортировать целительные средства
своей души, перебирать их снова и снова, пока не поймем,
что пища для души - это то же лекарство для души, - и
выжать из этих средств истину, сущность, которая утолит
наш голод.

Все эти предметы и задания знакомят Василису с природой
Жизни-Смерти-Жизни, с взаимными уступками любви к
своей дикой природе. Иногда, чтобы приблизить женщину к
этой природе, я прошу ее поработать в саду - будь то сад
души или настоящий: с землей, грязью, зеленью и всем тем,
что окружает, помогает и наступает. Пусть он станет
олицетворением дикой души. Сад - это конкретная связь с
Жизнью и Смертью. Можно даже сказать, что есть религия
сада, поскольку он дает глубокие уроки психологии и
духовности. Все, что может случиться с садом, может

Предыдущая НачалоСледующая  

Новости