Есть много мифов
о загрязнении и загромождении
творческого и дикого начала, будь то рассказы об
осквернении чистоты - например, о ядовитом тумане,
окутавшем некогда остров Лекия, где хранились мотки
спряденной мойрами [6] нити жизни, - или сказки о злодеях,
засыпавших деревенские колодцы и тем самым вызвавших
страдания и смерть. Две наиболее яркие истории - это
более поздние "Жан-цветочник" и "Родниковая Манон" [7]. В
них два человека, задумав отнять у бедного горбуна землю,
которую тот вместе с женой и дочкой усердно возделывает и
засаживает цветами и деревьями, перекрывают питающий
эту землю источник и доводят до гибели душевную и
трудолюбивую семью.
Самый общеизвестный
результат загрязнения творческой
жизни женщины - утрата жизненной силы. Это подрывает
способность женщины творить или действовать "там", в
мире. Хотя и в циклах здоровой творческой жизни женщины
бывают периоды, когда река творчества на время исчезает
под землей, все равно какое-то развитие происходит. Это
время вынашивания. И ощущение при этом совсем иное,
чем во время духовного кризиса.
Природный цикл
может сопровождаться чувством
беспокойства и нетерпения, но никогда не ощущением, что
дикая душа умирает. Можно увидеть различие, обратившись
к своим предчувствиям: даже когда наша творческая энергия
проходит долгий период вынашивания, мы все равно ждем
исхода, чувствуем внутри биение и толчки новой жизни,
которая ворочается и поет в нас. Мы не впадаем в отчаяние.
Нам чужды метания и безнадежность.
Совсем другое дело,
когда творческая жизнь умирает из-за
того, что мы не заботимся о здоровье реки. Тогда мы сами
чувствуем себя точно так же, как гибнущая река: мы
ощущаем потерю энергии, усталость; ничего не ползет, не
катится, не вздымает листья, не остывает, не нагревается.
Мы густеем, становимся болезненно медлительны, мы
отравлены загрязнениями или затором и застоем всех
наших богатств. Все становится замаранным, нечистым,
ядовитым.
Каким же образом
творческая жизнь женщины может
подвергнуться загрязнению? Такое заболачивание постигает
все пять составляющих творчества: вдохновение,
сосредоточение,
организацию, реализацию и питание.
Женщины, утратившие одну из них или несколько, говорят,
что "не могут думать" ни о чем новом, полезном или
требующем их участия, их сострадания. Они легко
"отвлекаются" на любовные дела, избыток работы, избыток
игры, усталость или боязнь неудачи [8].