отношения. Если вы хотите что-то
погубить, проявляйте
холодность. Как только чувства, мысли или действия
замерзают, отношения становятся невозможными. Желая
расстаться с чем-то в себе или дать кому-то отставку, мы
перестаем обращать на человека внимание, приглашать его
и замечать, стараемся с ним не встречаться, не видеть его и
не слышать. Именно это происходит в душе девочки со
спичками.
Девочка бродит по улицам и просит
прохожих купить у нее
спички. Эта сцена рисует один из самых немыслимых
поступков, свойственных женщинам с поврежденным
инстинктом, - она отдает свет за бесценок. Здесь маленькие
огоньки на палочках напоминают нам о более ярких огнях -
о насаженных на палки пылающих черепах, знакомых нам из
сказки про Василису. Они символизируют мудрость и, что
еще важнее, воспламеняют сознание, превращая тьму в
свет, заставляя светить то, что уже сгорело. Огонь -
главный символ обновления души.
Здесь перед нами девочка, которая
живет в большой нужде,
просит подаяние, предлагая нечто чрезвычайно ценное -
свет - взамен гораздо менее ценного - гроша. Происходит
ли такой неравный обмен в нашей душе, или мы производим
его во внешнем мире, результат всегда один и тот же:
дальнейшая потеря энергии. И тогда женщина теряет
способность удовлетворять свои потребности. То, что хочет
жить, просит ее, но ничего не получает в ответ. Перед нами
личность, которая приносит свет из бездны, как София,
олицетворявшая мудрость у греков, но бесполезно
расходует его в порывах бесплодной фантазии. На этот
выбор ее толкают неудачные любовники, негодные
начальники, вынужденные ситуации и всевозможные
зловредные комплексы.
Когда девочка решает зажигать спички,
она использует эти
свои ресурсы не для действия, а для фантазий. Она
расходует свою энергию на мимолетные цели. В жизни
женщины это проявляется со всей очевидностью. Она
решает поступить в институт, а потом три года думает, какой
выбрать. Она собирается написать серию картин, но так как
ей негде развесить столько холстов, она занимается чем
угодно, только не живописью. Она хочет сделать то или это,
но не удосуживается поучиться, развить восприимчивость
или мастерство, необходимые для того, чтобы выполнить
работу хорошо. Она исписала снами десять блокнотов, но
запуталась в фантазиях, пытаясь их истолковать, и не может
сделать их руководством к действию. Она знает, что нужно
уйти, начать, остановиться, идти дальше, - и ничего не
делает.