собственный круг. Весь этот процесс
- спуск, потеря,
находка и обретение силы - отображает посвящение
женщины, длящееся всю ее жизнь, в обновление дикого
начала.
В разных концах света сказку о безрукой
девице называют
по-разному: "Серебряные руки",
"Безрукая невеста",
"Фруктовый сад". Знатоки
фольклора насчитывают более
сотни версий этой истории. Ядро литературной версии,
которую я здесь привожу, дала мне тетушка Магдалена,
великая труженица, с которой мне довелось жить в юности.
В Восточной и Центральной Европе существуют и другие
варианты, но, по правде говоря, глубокое женское
переживание, положенное в основу этой сказки, можно
найти везде, где есть тяга к Дикой Матери.
У моей тетушки Магдалены была своя
лукавая манера
рассказывать сказки. Произнеся в начале сказки слова: "Это
случилось десять лет назад", - она усыпляла бдительность
слушателей, а потом переносила действие в средние века,
населяя сказку рыцарями, замками и прочими древностями.
Или скажет: "Однажды, на той неделе..." - и начнет
рассказывать о временах, когда люди еще ходили голыми.
Итак, перед вами древне-современная
"Безрукая Девица".
Однажды, несколько дней тому назад,
жил-
был один человек, и был у него большой
жернов, которым он молол зерно для всей
деревни. Пришла для мельника тяжелая
пора, и не осталось у него ничего, только
старый жернов в остове мельницы да
цветущая яблоня за ним.
Взял он как-то свой среброгубый
топор и
пошел в лес нарубить дров. Вдруг вышел
из-за дерева незнакомый старик и говорит:
- Зачем тебе мучиться,
рубить деревья? Я
осыплю тебе богатствами, если отдашь мне
то, что у тебя за мельницей.
"Нет у меня за мельницей ничего,
кроме
цветущей яблони", - подумал мельник и
согласился.
- Через три года
я приду и заберу то, что мне
причитается,
- ухмыльнулся старик,
заковылял прочь и исчез между деревьями.