Кларисса Пинкола Эстес. БЕГУЩАЯ С ВОЛКАМИ. ЖЕНСКИЙ АРХЕТИП В МИФАХ И СКАЗАНИЯХ
 
На главную
 
использует технологию Google и индексирует только интернет-библиотеки с книгами в свободном доступе
 
 
Предыдущая все страницы
Следующая  
Кларисса Пинкола Эстес.
БЕГУЩАЯ С ВОЛКАМИ.
ЖЕНСКИЙ АРХЕТИП В МИФАХ И СКАЗАНИЯХ
стр. 636

при котором могут происходить чудеса, может царить
радость, может разыгрываться аппетит, и все можно делать
со вкусом. Баба Яга - образец того, как оставаться верной
своей Самости. Она учит и смерти и обновлению.

В сказке она учит Василису ухаживать за душевным домом
первозданной женственности. Стирка одежды Бабы Яги -
поразительный символ. Чтобы выстирать белье, в старину -
хотя есть места, где так делают и поныне - женщины
спускались к реке и там выполняли ритуальное омовение,
которое люди совершали испокон веков, чтобы обновить
ткань. Это прекрасный символ очищения и освежения всего
содержимого души.

В мифологии ткань - это продукт труда матерей Жизни-
Смерти-Жизни. Например, в греческой мифологии есть три
мойры: Клото, Лахесис и Атропос. В мифологии индейцев
племени дине (навахо) есть Na'ashje'ii Asdzaa, Женщина-
Паучиха, которая передала им дар прядения. Эти матери
Жизни-Смерти-Жизни учат женщин чуять, что должно
умереть и что должно жить, что нужно извлечь из
распоротой ткани и что в нее воткать. Баба Яга заставляет
Василису стирать свою одежду, чтобы вынести эти узоры,
известные Жизни-Смерти-Жизни, наружу, в сознание, -
отстирать их и освежить.

Стирка - извечный ритуал очищения. И он предназначен не
только для очищения: как и крещение, стирка подразумевает
пропитывание, наполнение духовностью, высшей силой,
тайной. В сказке стирка - самая первая задача. Ее смысл -
снова придать форму тому, что растянулось от носки. Ведь
одежда - вроде нас самих: наши принципы и ценности все
больше изнашиваются, пока со временем совсем не
утрачивают форму. Такое обновление, оживление
происходит в воде, когда мы заново обнаруживаем то, что
действительно считаем истинным, священным.

В символике архетипа одежда соответствует персоне, тому
первому впечатлению, которое мы производим на
окружающих. Персона - нечто вроде камуфляжа, который
позволяет показать другим только то, что хотим мы сами, и
не больше. Но у персоны есть и более древний смысл, что
можно увидеть в ритуалах Центральной Америки; его
хорошо знают cantadoras, cuentistas и curanderas -
сказительницы и знахарки. Здесь персона - не только маска,
за которой можно спрятаться, но присутствие, затмевающее
привычную личность. В этом смысле персона или маска -
это знак ранга, достоинства, характера и власти. Это
внешний указатель, внешнее проявление мастерства [16].

Мне очень по душе это сопутствующее инициации задание,
которое требует, чтобы женщина очистила персону, одеяние

Предыдущая НачалоСледующая  

Новости