душой ничто не нарушает, они представляют
собой
совершенную симметрию, где одно и другое
взаимообогащаются. Вместе душа и дух образуют
симбиозную пару, как в пруду, где обитающие на дне
существа питаются теми, что живут на поверхности, и
наоборот.
В юнгианской психологии эго часто
рассматривают как
маленький островок сознания, дрейфующий в океане
бессознательного. В фольклоре же эго изображают
ненасытным существом, часто в образе не очень умного
человека или животного в окружении сил, которые являются
для него загадкой и которыми он хочет овладеть. Иногда это
ему удается, причем эго проявляет крайнюю жестокость и
агрессивность, но в конце концов, благодаря усилиям героя
или героини, оно теряет право на власть.
В начале жизни эго проявляет интерес
к миру души, но чаще
оно бывает озабочено тем, как бы удовлетворить
собственные потребности. Первоначально эго зарождается
в нас как потенциал, а потом формируется и развивается,
усваивая идеи, ценности и обязанности, которые черпает из
окружающего мира - от наших учителей, родителей, из
общества, в котором мы живем, - поскольку становится
нашим спутником, нашей броней, нашим разведчиком во
внешнем мире. Однако если дикой природе не дозволено
воспарять через эго, придавая ему цвет, вкус и
инстинктивную чуткость, даже если общество может
одобрять то, что вложено в эго, душа не сможет и не захочет
одобрить свое столь несовершенное творение.
Одинокий мужчина из сказки пытается
участвовать в жизни
души. Но, как и эго, он для этого не создан и старается
уцепиться за душу, а не развить отношения с ней. Почему
эго крадет тюленью шкуру? Оно, как и все голодные или
одинокие, любит свет. Видя свет и возможность находиться
рядом с душой, оно подкрадывается к ней и крадет ее
неотъемлемую оболочку. Эго не может удержаться от этого.
Оно - такое, как есть, его притягивает свет. Хоть оно и не
может жить под водой, его гложет тоска, желание вступить в
связь с душой. По сравнению с душой, эго - существо
грубое. Его поступки не отличаются чуткостью или
тонкостью. Но ему свойственно слабое, смутно
осознаваемое стремление к прекрасному свету. И на
некоторое время это его как-то успокаивает.
Итак, тоскуя по душе, наше эго-самость
крадет шкуру.
"Останься со мной, - нашептывает эго, - я дам тебе счастье:
я избавлю тебя от души-самости и твоих циклов, от
необходимости возвращаться в дом души. Ты будешь очень-
очень счастлива. Прошу тебя, останься". И вот, как и в
самом начале индивидуации женщины, душа вынуждена