Загрязнение дикой души
La Llorona принадлежит к той категории
сказок, которые
cantadoras и cuentistas нашей семьи называют temblon,
истории, от которых пробирает дрожь. Внешне
занимательные, они заставляют слушателей пережить
трепет осознания, а это порождает задумчивость,
размышление и действие. Несмотря на то что отдельные
мотивы этой сказки меняются со временем , тема остается
все та же: гибель плодоносной женственности. Где бы ни
происходило загрязнение дикой красоты, во внутреннем
мире или во внешнем, видеть его одинаково больно. В
современном обществе мы иногда считаем, что первое
гораздо пагубнее второго, но оба одинаково опасны.
Хотя иногда я рассказываю оба варианта
этой сказки в
другом контексте [5], когда слушатели воспринимают ее как
метафору гибели творческого потока, но неизменно она
заставляет их - и женщин, и мужчин - содрогнуться, увидев
иносказание и его смысл. Если рассматривать ее как
описание состояния отдельно взятой женской души, можно
многое узнать об угасании и исчерпании творческого
процесса женщины. Как и другие сказки с плохим концом,
эта история является средством обучения женщин: она
указывает, чего делать нельзя и как застраховаться от
неудачного выбора, чтобы уменьшить вредные последствия.
Обычно, сделав психологический шаг, обратный тому,
который выбрала героиня сказки, мы учимся держаться на
гребне волны, не захлебываться и не тонуть.
В этой сказке метафоры красивой
женщины и чистой реки
представляют творческий процесс женщины в его обычном
состоянии. Но при столкновении со злым умыслом страдают
и женщина, и река. И тогда у женщины, чья творческая
жизнь приходит в упадок, как и у La Llorona, возникает
чувство, что она отравлена, искалечена; возникает желание
убить все на свете. В результате она обречена вечно искать
на месте крушения былую творческую способность.
Чтобы восстановить изначальную экологию
реки, ее
необходимо очистить. В этой истории нас заботит не
качество продуктов нашего творчества, но способность
человека осознать ценность своих уникальных дарований и
методы поощрения творческой жизни, которая их окружает.
За такими процессами, как литературный труд, живопись,
раздумья, целительство, работа, стряпня, разговоры,
улыбки, ремесло, всегда скрывается река, Rio Abajo Rio, -
это она питает все, что мы делаем.
В символике большие водные пространства
олицетворяют
место, где, по всей вероятности, зародилась жизнь. У
выходцев из Испании, населяющих юго-запад страны, река