свой цвет. Он ищет их семь лет.
Руки его почернели, борода
стала бурой, как мох, веки покраснели и потрескались. Все
это время он не ест и не пьет, но какая-то великая сила
помогает ему выжить.
Наконец он добирается до постоялого
двора, который
держат лесные жители. Там его укрывают покрывалом, он
спит, просыпается и видит, что на него смотрят прелестная
женщина и миловидное дитя. "Я жена твоя, а это твой сын",
- говорит молодая королева. Король
жаждет поверить, но
видит, что у женщины есть руки. "Я перенесла столько мук и
тревог, что руки отросли", - говорит девица. А женщина в
белом приносит серебряные руки, которые хранились в
сундуке. Начинается праздник духа. Король и королева с
ребенком возвращаются к матери и венчаются во второй
раз.
В итоге женщина, совершившая столь
длительный спуск,
получает прочный сплав четырех духовных сил:
царственного анимуса, младенческой Самости, старой
Дикой Матери и посвященной девы. Она прошла
многократное очищение и омовение. Стремление эго к
безопасной жизни уже не играет главенствующей роли.
Теперь во главе души стоит эта четверица.*
* Четверица, или кватерность - универсальный
архетип,
образ четырехчастной символической
структуры.
Именно страдания и скитания короля
обеспечили
финальное воссоединение и повторный брак. Почему же он,
владыка подземного мира, вынужден скитаться? Разве он не
король? Истина состоит в том, что короли, даже если они
воплощают в себе архетип, тоже должны заниматься
душевным трудом. В этой сказке заключен древний и
чрезвычайно загадочный принцип: он гласит, что изменение
одной из сил души влечет за собой изменение другой.
Королева уже не та девушка, на которой король женился,
уже не прежняя душа, хрупкая и неуверенная. Она
посвященная, она умеет найти ко всему свой женский
подход. Истории и советы старой Дикой Матери сделали ее
мудрой. У нее есть руки.
Поэтому, чтобы завершить свое развитие,
король должен
страдать. В каком-то смысле он остается в подземном мире,
но как образ анимуса он символизирует приспособление
женщины к жизни в коллективе - несет главенствующие
идеи, которые она усвоила в странствии, в верхнее,
внешнее общество. Правда, он еще не побывал в ее шкуре,
и именно это ему предстоит сделать, чтобы принести в мир
то, что она есть, и то, что она знает.