имеет полное право на существование,
и сказкой как
лекарством. В основе моей древнейшей культуры, которая,
тем не менее, связана с со временным миром, лежит
извечное сказочное наследие: сказитель передает свои
истории и знание заключенного в них лекарства одному или
нескольким las semillas, людям-семенам. "Семена" - это
люди, обладающие врожденным даром. Это будущие
хранители сказок, на которых старики возлагают надежды.
Талантливых людей всегда можно узнать. Несколько
стариков договорятся между собой и будут им помогать,
будут их пестовать и оберегать, пока они учатся.
Пережив большие трудности, неудобства
и лишения, эти
счастливцы приступят к многолетнему скрупулезному труду,
который научит их сохранять традицию в таком виде, в
каком они ее узнали, со всеми присущими ей
приготовлениями, благословениями, выслушиваниями и
выстукиваниями, прозрениями, этическими нормами и
отношениями, которые составляют суть искусства
врачевания, в соответствии с ее собственными (а не их)
потребностями, в соответствии с ее посвящениями, в
соответствии с ее предписаниями.
Эти формы обучения и его продолжительность
нельзя
обойти или модернизировать. Это знание нельзя освоить за
несколько выходных или за несколько лет. Не случайно оно
требует длительного обучения: ведь знание, о котором идет
речь, не должно быть опошлено, изменено или испорчено,
как это часто бывает, когда оно попадает в неподходящие
руки или используется в неподобающих целях, или
присваивается с лучшими намерениями невежественными
людьми [4]. Из этого не может получиться ничего хорошего.
Выбор "семян" - загадочный
процесс, точно определить
который не удастся никому, кроме тех, кто сам его хорошо
знает, ибо он основан не на наборе правил и не на игре
воображения, а на искренних, проверенных временем
отношениях между людьми. Старший выбирает младшего,
один выбирает другого, иногда они находят к нам дорогу, но
чаще мы натыкаемся друг на друга - и оба узнают друг
друга, будто знакомы уже тысячу лет. Желание походить на
кого-то - не то же, что быть им.
Как правило, членов семьи, которые
обладают таким
талантом, выявляют еще в детстве. Взрослые носители
этого дара зорко глядят по сторонам, отыскивая тех, кто "sin
piel", лишен кожи, кто чувствует очень остро и глубоко и
способен видеть как общие картины жизни, так и более
мелкие подробности. Они, как я в свои сорок с лишним лет,
ищут, присматриваются к тем, кто обрел некоторую