Предисловие
Оннриясь на
зависимое от них среднее и мелкое дворянство,
нельможи приобретали значительное влияние и независимость
ни местах; пользуясь этим, они могли оказывать давление на
королевскую власть. Получение и дележ «королевских милос
тей» — такова была главная материальная основа тесных свя-
||{*Й между титулованной знатью и их дворянской клиентелой.
В XVI веке
происходил процесс образования и нового, слу
жебно-землевладельческого дворянского слоя («людей мантии»),
представлявшего собой верхушку чиновничества, враждовав
шего со своими соперниками — «людьми шпаги*, которые льну
ли к знати, опасавшейся дальнейшего усиления абсолютизма,
способного лишить их былого влияния.
«Не было
единства и в среде духовенства. Епископами и
пббатами крупнейших монастырей были младшие сыновья знат
ных лиц. Но в середине XVI века и на эти доходные места
начали проникать «люди мантии». Богатые городские кано
ники были в ту пору уже выходцами из этого же слоя. На
долю младших сыновей древних родов оставались малодоход-
мие епископства и аббатства, а бедное городское и сельское
низшее духовенство по своему материальному положению и
■ оциальным чаяниям нередко приближалось к городским ни-
IIIм и даже к крестьянству...
В конце XV —
начале XVI веков королевская власть сдела-
III! большой шаг вперед к ликвидации еословно-представитель-
ммх учреждений, которые стали теперь препятствием для уси-
IIгния центрального аппарата абсолютизма... Все управление
сосредотачивалось в королевском совете, но самые важные дела
решались в узком кругу лиц, близких к королю. И хотя власть
парламентов, особенно парижского, была весьма существен
ным препятствием для всевластия короля, однако заседание с
личным участием короля (lit de justice) делало регистрацию
новых королевских указов обязательной для парламента1.
В описываемое
время короли подчинили себе даже церковь,
л Франциск I, герой этой книги, в 1516 году даже заключил с
Римом так называемый Булонский конкордат, согласно кото
рому получал право по своему желанию назначать кандидатов
на высшие церковные должности в своем королевстве (с пос
ледующим утверждением этих кандидатов папой), а так как
он мог подолгу не замещать освободившиеся церковные ва-
кпнсии, а доходы их обращать на пользу себе, все это способ
ствовало усилению власти короля2.
«Итак,
установив сиё, смело перейдем к нашему повество-
иннию», — как говорит Дюма в «Трех мушкетерах».
1,2 Всемирная история. Т.
4. С. 218-219.
5