(фаворитки
сррамцузских королей. Часть вторая
женщины
никогда не возрождаются, со временем они
выходят из употребления и, однажды упав, уже не под
нимаются».
Эти
«отвратительные» слова, достойные какого-ни
будь ученика дьявола, а вовсе не галантного кавале
ра, привыкшего услужить дамам, были, как это ни
странно, не настолько далеки от истины. И если поз
волено автору этих строк (и этой книги) вынести свое
суждение по вышеуказанному предмету, то в свиде
тели он отважится взять живописцев той поры, чьей
кисти принадлежали портреты госпожи д’Этамп,
Дианы де
Пуатье, Луизы Савойской, Маргариты На
варрской, Клод Французской и многих других дам
французского двора тех времен. Так вот, на свой страх
и риск, он осмелится утверждать, что красота так мало
любимой Франциском I королевы Клод, так мало об
ращавшая на себя внимание поэтов и художников того
времени, во много раз превосходила «прославленную*
красоту Дианы де Пуатье. Наблюдение странное, но
уже в силу своей необычности заслуживающее особо
го примечания.
Что же
касается оскорбленной Дианы, то в ответ
она обвиняет фаворитку в том, что та активно и очень
часто прибегает к зельям и колдовским чарам, чтобы
привлечь к себе все новых любовников, и тем истоща
ет их силы. Среди любовников, которых Диана при
писывала Анне, на этот раз был и писатель-протес- |
тант Теодор
де Без. Й в самом деле, этот ученик Каль- 1
вина
(1509—1564), одного из крупнейших после Лю- ,
тера деятелей
Реформации, сожительствовал со всеми
подряд, вскоре став посмешищем всех вольнодумных
поэтов.
Однако, хотя
список любовниц Теодора де Беза
и в самом деле был длинным, герцогиня д’Этамп
там не фигурировала. Эту клевету пустила в ход
Диана де Пуатье, желавшая представить фаворит
ку вдохновительницей протестантизма. «Конечно, —
говорит Ги Бретон (но вполне ли ему можно в этом
210