На Главную  


Немного о Покрове...
(Иеромонах Феогност (Пушков)

1. Историко-литургическая часть

Итак, день Покрова Божией Матери не празднует Греческая Церковь. С чем это связано? Казалось бы: ведь празднуется событие, которое произошло именно в Православной Византии.

Вопрос решается довольно просто:

1. Таких Покровов в Византии было множество, т.к. Византия постоянно была на риске погибели и постоянно были знамения милости, которые были связаны с храмом и с иконой или с видением. Т.е. если там праздновать все такие события, то круглый год можно из "покровов" не вылезать :)))

2. Собственно, тот праздник, который празднуем мы, тоже "оторван от даты". Нет никаких точных данных (не только в какой год, но даже при каком патриархе и при каком царе сие было мы не знаем). Разные историки относят это событие к разным эпохам: кто-то считает, что событие это было или при патр. Феофилакте (933-956), или чуть раньше - при патр. Ефимиии и Николае I (Евфимий ум. в 911, а Николай I в этот год взошел на кафедру после Евфимия). Наличие на иконе Покрова императора Льва Мудрого и царицы Феофании говорит в пользу того, что событие все-таки могло бы быть отнесено к правлению Льва Мудрого (ум. 911г).

3. а. Сразу следует сказать о "развитии" иконографии Покрова: Более древние иконы Покрова (кон. XIII в.) имеют изображение только молящегося внизу народа, среди которого стоит св. Андрей юродивый, указывающий рукой на видение Богородицы отроку Епифанию.

3. б. Более поздняя (с сер. XVв )иконография совершенно "запутана" (хотя и в это время встречаются иконы, написанные по "раннему" образцу) и почти никакого исторического материала нам не дает. Патриарх на иконе - свт. Макарий. Но патриарх с таким именем (причем, не канонизирован) был в Византии только 1376-1378гг. Так же на иконе изображен преп. Роман Сладкопевец - святой, живший в ... V веке. Далековато от празднуемого события! Но его присутствие на иконе объяснить можно двумя факторами: во-первых потому что в тот день, который сегодня чтиться как праздник Покрова, по древним календарям празднуется память Романа Сладкопевца. Во-вторых, Роман прославлен как особый "мелод" (певец) Пресвятой Богородицы.

Так же на иконе изображен св. Андрей, Христа ради юродивый (ум. в Константинополе около 936г.). Его память отсутствует во всех греческих мартирологах и календарях (имеется лишь греческий оригинал его жития). Зато имеется его память именно в славянских прологах. Причем, устанавливается она приблизительно вместе с празднованием Покрова (середина XII века). Согласно житию, св. Андрей - славянин! Согласно Месяцеслову Востока (собранному и отредактированному архиеп. Сергием Спасским), 2 октября (т.е. 15 окт. по Григорианскому календарю) - день кончины святого Андрея (см. "Полный Месяцеслов Востока", т. II, стрр. VI и 306), последовавшей вскоре после "Покрова".

Так же на иконе изображен отрок Епифаний - согласно преданию, Епифаний - будущий патриарх Антоний III, патриаршество коего приходится на 973-974 (есть еще мнение, что это Полиевкт, патриаршество коего приходится 956-970, но принятие того или иного варианта зависит от принятия даты исторического "Покрова": если это было при царе Льве Мудром, то возможно Епифаний стал Полиевктом, а если событие было "незадолго до смерти св. Андрея", чуть ли ни за день - то это 936г., следовательно, разумнее видеть в отроке Епифание будущего Антония. Это только императорские племянники становились патриархами в Византии в 17 лет - как было, к примеру, с уже выше упомянутым патр. Феофилактом - племянником имп. Романа I Лакапена).

4. Мало кто знает, что послужило для Церкви на Руси поводом к установлению празднования Покрова. Отнюдь не только то, что св. Андрей (участник события, который собственно и видел молящуюся Богородицу и показал ее отроку Епифанию) был славянином. Именно в XII веке святой благоверный князь Андрей Боголюбский (ум. 1174г.) в день, в который мы сейчас празднуем Покров Богородицы покорил волжскую Булгарию (1164г.)!!. Своим небесным покровителем святой князь считал именно святого Андрея, Христа ради юродивого! Вот, кстати, пример священной оккупационной войны (это была именно оккупационная, а не оборонительная война с язычниками-булгарами).

5. Итак, еще раз об иконографии: Ввиду того, что память Покрова Богородицы устанавливалась на Руси, а в Греции аналогичный праздник отсутствовал, вскоре была утрачена прямая историческая нить с самим событием. Поэтому поздняя иконография этого праздника принципиально "не исторична". Я понимаю, что могут сказать, мол иконография любого праздника "не исторична". Но это не совсем так: в иконографии есть свой символизм. К примеру, на иконе Сретения мы не встретим Иоанна Крестителя, а на иконе Крещения Господня - не встретим Симеона Богоприимца. Здесь же исторические лица "накладываются" на событие совершенно произвольно. Видимо, славянские иконописцы писали образ, пригодный для поставления на поклонении в качестве "иконы дня", на которой - в одном образе - соединены святые дня и праздника Покрова (заметим, что на многих древних славянских иконах Покрова присутствует так же и святой апостол Анании, чья память, вместе с Романом Сладкопевцем, совершается в день памяти "Покрова").

6. Сам же день памяти, видимо, стал носить не историческое, а символическое значение. Это символ покрова Божиего над христианской империей. Символ теократии!

2. Богословская часть

Итак, празднование "Покрова" - это благодарение Христу Богу и Его Пречистой Матери не за конкретное историческое событие, а за все вместе взятые спасительные для христианской государственности события. Собственно, пример боголюбивого князя св. Андрея - это именно пример православного крестового похода. И собственно, конечно, христианские князья (тот же св. Андрей Боголюбский) совершали разорение и своих же, христианских, земель (соседних княжеств). Но тогда Святая Церковь молилась о прощении грехов князя и если не предавала его поступок позору, то свидетельствовала об обличающих фактах религиозного знамения (так ведь обличением того же А.Боголюбского служит явление иконы Богородицы "Знамение", когда Боголюбский двинулся на Новгород опустошать его, и стрела попала в Новогородскую икону, из которой полилась кровь. Знамение так испугало князя, что он немедленно вернулся домой). Но в случае с празднованием Покрова война предается не позору, а наоборот - восхвалению. Это - идея церковного теократического христианского государства. Во имя спасения "булгар" от тьмы язычества и просвещения их светом крещения, христианское государство не отказывается взяться за оружие и "оккупировать" языческую страну. Но только это должна быть именно миссионерская оккупация (вот почему, кстати, покорение собственно болгар виазнтийским императором Василием Болгаробойцем не признано Церковью за такой связенный крестовый поход: война имп. Василия носила захватнический характер и часто выражалась в агрессии против мирного населения, причиняя ему вред и опустошая земли, чего не делал в войне с волжскими "булгарами" св. Андрей Боголюбский).

Но сегодня, в праздник Покрова, на литургии мы слышали Евангельское чтение, которое вроде бы противоречит идее христианской государственности: "Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними. И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят. И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники то же делают. И если взаймы даете тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же. Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым. Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд" (Лук.6:31-36).

Казалось бы, разве это не противоречит всей идеи "теократии", построенной на силовом решении вопроса? - Оказывается, никакого противоречия нет! Говоря о благотворительности, о жертвенности и любви к врагам, Христос указывает нам принципы личной, а не социальной этики. В области личной этики я должен претерпеть неблагодарность и даже напраслину со стороны личного врага. Но я не могу и не должен терпеть, когда враг злословит мою святыню, злословит Имя Господне, оскверняет святыни. Более того, терпеть такое просто грех! И ревность об Имени Господнем подвигает людей взяться за оружие.

Но когда речь идет о межличностных отношениях, христианин старается проявлять милосердие даже к личным врагам и заблудшим язычникам. Таким образом, проявляя долготерпение, мы делаемся подобными Отцу нашему Небесному. Идея богоподобия - основная идея христианской этики. В христианстве нет "автономной" этики. Всякая добродетель и этическая гнома - не плод "осознания гуманных ценностей", а следствие Богопознания, когда познавая Истинное Благо в Боге, мы осознаем свою обязанность уподобляться Ему.

© Иеромонах Феогност (Пушков), 2007

 
На Главную