На Главную  

"Деисус Андреева писма Рублева" из Благовещенского храма Московского Кремля
К 575-летию преставления преподобного иконописца
(Исследование Олега Германовича Ульянова)

В русской культуре есть вершины, которые неподвластны «реке времен» и, взирая на которые, нация способна обрести пути спасения даже в самую тяжелую годину. Во время Великой Отечественной войны русскому народу были УВЕЛИЧИТЬ  - миниатюра Лицевого Жития преп. Сергия Радонежского с изображением работы преп. Андрея Рублева в Спасо-Андрониковом монастыре возвращены великие имена из его героического прошлого - Александра Невского и Дмитрия Донского, а вместе с ними и Андрея Рублева. В 1943 г. впервые вышло отдельное издание творческой биографии знаменитого древнерусского иконописца, подготовленное Михаилом Владимировичем Алпатовым. 10 декабря 1947 г. Председатель Совета Министров СССР И.В. Сталин подписал постановление № 3974 о создании в Андрониковом монастыре историко- архитектурного заповедника имени русского художника Андрея Рублева. Но в хрущевскую «оттепель» работы по созданию музея-заповедника были заморожены, что вынудило авторитетных специалистов по древнерусской культуре М.В.Алпатова, Н.Н.Воронина, В.Н.Адрианову-Перетц, Д.С.Лихачева выступить с открытым письмом в газете «Правда» (№ 300, 26 октября 1956 г.). Первый секретарь ЦК КПСС Н.С.Хрущев, публично пообещавший «показать по телевизору последнего попа», был вынужден разрешить после повторного письма к нему академиков М.В.Алпатова и народного художника СССР С.В. Герасимова официальное открытие Музея Андрея Рублева в 1960 году, который был объявлен ЮНЕСКО «годом русского иконописца Андрея Рублева» в связи с 600-летием со дня его рождения.
Вскоре началось широкое почитание святого иконописца, когда его образ «Живоначальной Троицы» стал для всего мира символом Православия и вершиной русского искусства. На протяжении ряда столетий и в недрах Церкви созревало причисление Андрея Рублева к лику русских святых. Уже в 1979 г. состоялось церковное прославление преп. Андрея Рублева в сонме Радонежских святых. Известно, что Святейший Патриарх Алексий ( +1970), принадлежавший к древнему дворянскому роду Симанских, почитал Андрея Рублева как святого. В семье Симанских особо чтился также Свт. Алексий, митрополит Московский и всея Руси чудотворец, имя которого Святейший Патриарх Алексий принял при пострижении. В основанном C вт. Алексием Спасо-Андрониковом монастыре в Москве, где подвизался и обрел последнее земное пристанище преп. Андрей Рублев, пребывал на покое предок Святейшего Патриарха Преосв. Пахомий ( +1789), мощи которого были обретены спустя ровно 200 лет после его преставления. Вскоре после обретения мощей Преосв. Пахомия (Симанского) 16 июля 1989 г. был торжественно освящен древний собор Спасо-Андрониковой обители, где сохранились фрески преп. Андрея Рублева. (Духовная традиция преподобного Андрея Рублева // Журнал Московской Патриархии. М., 1990. № 1. С. 39-40). За год до этого достопамятного события в июне 1988 г. после всероссийского прославления девяти русских подвижников на юбилейном Поместном Соборе Русской Православной Церкви преп. Андрей Рублев просиял в полноте церковного свидетельства.
Но вразрез с церковными настроениями в отношении духовного наследия преп. Андрея Рублева стало возникать явное противодействие со стороны определенной группы лиц. В учебном пособии «Русские церковные древности» (М., 1996), изданном на средства РГНФ под эгидой Института археологии РАН и Российского православного университета св. ап. Иоанна Богослова, два доктора-археолога Л.А.Беляев и А.В.Чернецов предприняли попытку развенчать «научный миф» о великом иконописце преп. Андрее Рублеве: «К числу подобных неправомерных перекосов следует отнести чрезмерное внимание, которое уделялось некоторым проблемам древнерусского церковного искусства, например, творчеству Андрея Рублева. Очевидно, что количество связанных с этим именем произведений невелико, а индивидуальные особенности его творчества выражены слабо…Однако эпоха требовала «выявить» имя великого древнерусского живописца – и это удалось обосновать нескольким поколениям искусствоведов». В кампанию по дискредитации не только преп. Андрея Рублева, но и тех мужественных специалистов, которые в годы безбожия отважно защищали произведения гениального иконописца и связанные с ним памятные места от поругания, включился даже нынешний директор Центрального музея древнерусской культуры и искусства, носящего … славное имя преп. Андрея Рублева. Доктор-искусствовед Г.В.Попов обвинил выдающегося русского архитектора-реставратора Петра Дмитриевича Барановского, что тот сочинил «миф» о находке им надписи на надгробии преп. Андрея Рублева в Спасо-Андрониковом монастыре якобы с целью предотвратить разрушение этого памятника архитектуры. При этом подделкой Барановского был назван спустя более полувека уникальный исторический документ, скрупулезное научное исследование которого было подытожено в докладе на объединенном заседании сектора архитектуры и сектора живописи Института истории искусств АН СССР 11 февраля 1947 года. Академик архитектуры А.В.Щусев, председательствовавший на этом заседании, оценил научный доклад П.Д.Барановского как «одно из важнейших исследований о таком мастере, как Рублев, который действительно является основоположником и гордостью русского искусства». Тем же назойливым стремлением поставить под сомнение истинный масштаб творческого дарования преп. Андрея Рублева продиктована недавняя брошюра Б.Н.Дудочкина «Андрей Рублев. Материалы для изучения биографии и творчества. Под общей редакцией Г.И.Вздорнова» (М., 2000), где целый ряд поздних источников о рублевском наследии безапелляционно объявлен «несомненной фальсификацией». При этом на страницах искусствоведческих публикаций о преп. Андрее Рублеве можно встретить откровенные признания, что «наша наука не выработала еще правильного критерия для определения авторства древнерусского художника. Особенности «манеры письма»… еще недостаточны, и следует искать другие, более существенные внутренние признаки, лежащие не только в области формы, но и в области содержания, самого строя образов, мира мыслей и чувств, выраженных художником». Более того, известный историк творчества преп. Андрея Рублева Владимир Александрович Плугин, успевший до безвременной кончины в 2003 г. выпустить в свет свою монографию «Мастер Святой Троицы» (М., 2001), охарактеризовал сложившуюся ситуацию как «кризис в искусствоведении», выразившийся в том, что «сформировалась группа одинаково думающих людей, которые не приемлют инакомыслия и новых методов исследования и делают все от них зависящее, чтобы «положить предел потоку бессодержательной литературы», т.е. непонятной им».
Безусловно, накопившаяся в к настоящему времени теоретическая и популярная литература вносит некоторые черты эмпиризма в характер современных представлений о творческом пути знаменитого древнерусского иконописца преп. Андрея Рублева. Однако очевидной некорректности целого ряда новоявленных гипотез можно было бы избежать при строгом научно-методическом подходе и бережной работе с источниками. Так, новейшая классификация текстов Житий прпп. Сергия и Никона Радонежских с параллельным исследованием Троицкого монастырского скриптория XV в. способствует более точной интерпретации агиографических памятников, служащих главными источниками. [1]
Весьма примечательно, что первое упоминание о преп. Андрее Рублеве как об «иконописце преизрядном, всех превосходящем» и о подписании им Спасского собора Андроникова монастыря было помещено в III редакции Жития преп. Сергия Радонежского, выполненной афонским иеромонахом Пахомием Сербом ок. 1442 г., одновременно с указанием на особые заслуги в построении Троицкого собора («его рука прострена къ строению паче всех бяше») кн. Юрия Звенигородского, духовным отцом которого назван преп. Сергий («иже великодержавный бе и, хвалам достойный и просвещения сподоблен от святаго христолюбивое чадо его» (Житие преподобного и богоносного отца нашего Сергия Радонежского и всея России чудотворца. Сергиев Посад, 1853. Л. 285 об.). Анализ исторических данных [2] позволяет связать датировку росписи преп. Андреем Рублевым Спасского собора с вероятным посещением Андроникова монастыря кн. Юрием Звенигородским во время подписания 11 марта 1428 г. «докончания» с вел. кн. Василием II (Духовные и договорные грамоты великих и удельных князей XIV - XVI вв. / Подгот. Л. В. Черепнин. М.; Л., 1950. С. 462).
УВЕЛИЧИТЬ  - Миниатюра Лицевого Жития преп. Сергия Радонежского с изображением работы преп. Андрея Рублева в Спасо-Андрониковом монастыре Работа над росписью андрониковского храма, согласно житийным источникам, стала «конечным рукоделием» преп. Андрея Рублева (илл. 1), что подтверждается современной расшифровкой надгробной летописи, обнаруженной известным историком XVIII в. Гергардом Миллером над могилой иконописца в Спасо-Андрониковом монастыре. Благодаря сведениям начала XIX в. «керженского постриженика Ионы», который в течение двадцати лет собирал по всей Руси всевозможные материалы для своей книги (собрание ярославского историко-архитектурного музея-заповедника, инв. № 15544), удалось установить, что святые мощи прпп. Андрея и его «спосника» Даниила «погребены и почивают в том Андрониеве монастыре под старою колокольнею, которая в недавнем времени разорена, и место сравнено з землею, яко ходити по ней людям всяким и нечистым, и тем самым предадеся забвению (память) о тех святых мощах». [3] Обычай ставить колокольни на месте погребения знаменитых лиц был весьма распространен в русских монастырях, о чем позволяет судить послание царя Ивана Грозного в Кирилло-Белозерский монастырь в сентябре 1573 г. Тем более что на Стоглавом соборе 1551 г. имя преп. Андрея Рублева прозвучало особенно торжественно в соборном деянии относительно иконографии Святой Троицы: «писати же живописцом иконы з древних образов, како греческие живописцы писали и как писал Андрей Рублев». О древней колокольне над могилой преп. Андрея Рублева в Спасо-Андрониковом монастыре известно также, что в самом конце XVI в. она была перестроена свт. Арсением Елассонским, который монастырскую «колокольню, бывшую прежде от средины до верха деревянною, выстроил из камня и сделал ея выше; и покрыл белым железом и поставил на ней Честный Животворящий Крест». [4] Эта колокольня была разрушена в 1781 г., но уже упомянутый Миллер, скончавшийся в Москве в 1783 г., успел сделать описание надгробия преп. Андрея Рублева. [5] К вящему сожалению, на белокаменной доске размером 145 х 116 см уцелели лишь некоторые буквы: «Лета 6938…чен…ка Игнат…Богоносца…с суббот … нощи … нь … Андрей…писаша иконы свят…м…прозв…Рублев…схиме…зело украшен…бытия в сем…». После первой реконструкции надгробной летописи, осуществленной Петром Дмитриевичем Барановским в 1947 г., были проведены новые исследования УВЕЛИЧИТЬ - Миниатюра Лицевого Жития преп. Сергия Радонежского с изображением кончины преп. Андрея Рублева в Спасо-Андрониковом монастырерусского православного месяцеслова применительно к сохранившимся хронологическим указаниям, в результате чего стало возможно точно определить дату кончины преп. Андрея Рублева – 17 октября 1428 года. [6] Следует отметить, что в этот же день Русской Православной Церковью совершается память прмч. Андрея Критского, с именем которого традиция Троице-Сергиевой Лавры связывала празднование памяти преп. Андрея Рублева. Таким образом, в минувшем году исполнилось 575 лет со дня преставления всемирно известно иконописца Древней Руси, и юбилейный год оказался ознаменован еще одним удивительным открытием в творческом наследии преп. Андрея Рублева. Речь идет о находке прориси бесспорного рублевского произведения – раннего иконостаса из Благовещенского храма Московского Кремля. После серии статей Л.А.Щенниковой, подвергшей сомнению принадлежность существующего благовещенского иконостаса кисти Феофана Грека, преп. Андрея Рублева и Прохора с Городца, большинство нынешних искусствоведов сошлось во мнении о полной утрате рублевского иконостаса при кремлевском пожаре 1547 г.

1   2   3   4

 
На Главную