достойного чести. Ерван сильно раскаивался в своем первоначальном заблуждении, и с ужасом изумлялся, непрестанно вспоминая в уме явление Господа.
- Как это, - говорил он, - жив Господь Иисус Христос, Которого наши отцы распяли и погребли и Который, как мы думали, мертв?
И со слезами восклицал:
- Господи Иисусе Христе, Сыне Бога Живого! Прости мне, что я согрешил в своем неведении.
Святого же архиепископа Ерван почитал, как ангела Божия, и не желал разлучиться с ним. Так Омиритская страна просветилась светом святой веры: по всем городам и селам были крещены не только иудеи, но и язычники. И была радость великая по всей стране, вместе с людьми и ангелы радовались о таковом обращении и покаянии душ человеческих, и прославляем был Бог, желающий всем людям спасения.
Потом святой архиепископ Григорий посоветовал царю, чтобы он повелел иудеем не жить вместе, но селиться с христианами, дабы они не устраивали тайных собрании и совещаний. Царь издал такой закон:
- Пусть никто из евреев не берет своей дочери мужа из еврейского рода, но чтобы брал в зятья из христиан, и сын еврея - чтобы не брал невесту из еврейских дочерей, но чтобы искал христианскую, если же кто осмелится нарушить закон, тот подлежит усечению мечом.
Архиепископ сделал это для того, чтобы еврейский народ, смешавшись с христианами, через несколько лет совсем забыл древнюю ветхозаветную веру и обычаи. Везде была тишина, полное смирение и благочестие светилось повсюду, царь с архиепископом усердно трудились перед Богом, совершая всенощные славословия Владыке Христу, заботясь о спасении человеческих душ и управляя царством милостиво и правдиво. Благочестивый царь Аврамий, прожив в Омиритской стране 30 лет, умер, извещенный о дне своей смерти святым Григорием, и был с честью погребен в городе Афаре. Немного спустя после смерти царя, святой отец наш Григорий, соблюдя свое стадо, утвердив веру на основании апостолов и пророков и сотворив много знамений и чудес во славу Божию, кончил свою жизнь 19 декабря и с честью положен был в том же городе в усыпальнице великой церкви
29
. Вся Омиритская страна рыдала о нем, а всего более крещеные иудеи, потому что он был отцом добрым и милостивым, приятным для людей и угодным для Бога, перед Которым святой Григорий и предстал в числе других святых иерархов, славя с ними Отца, Сына и Святого Духа, во веки. Аминь.
________________________________________________________________________
1 Поприще - мера расстояния, оно равнялось нашим 690 саженям. Тридцать поприщ составляют расстояние приблизительно в 41 версту.
2 Схимник - монах, восприявший схиму. Схима - слою греческое (sxiya) означает образ, вид, сан. Схимой называется высшая ступень монашества, соединенная с новыми, строжайшими обетами самоотвержения и служения Христу, - есть совершеннейшее отчуждение от мира, вящее желание разрешиться и со Христом быть (Флп 1:2).
3 См. о них и церкви в честь их на стр. 998, прим. 1 (справа).
4 Об Александрии см. на с. 856, прим. 1.
5 Ефиопия - страна в Африке - соответствует нынешней Абиссиния. Она находилась в верховьях реки Нила и граничила с Фиваидскою областью Египта на Севере, с Ливиею на западе, с южной Ефиопией на юге и с Аравийским заливом и Красным морем на востоке. Столичный город этой страны - Авксумы. В первые века христианства, Ефиопия была могущественною империею, ей принадлежала и часть Аравии. Светом христианства жители Ефиопии были просвещены в IV в. Эдесием и Фрументием.
6 Омириты - жители южной Аравии, обитавшие близ Аравийского залива. В первые века христианства Аравию населяли одинадцать различных племен, из которых только два: омириты и савеи исповедывали