Вход
Текущее время Чт Мар 28, 2024 9:15 am
Найти сообщения без ответов
Храм св. Софии, Константинополь

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Terra Monsalvat -> Христианские тексты, святыни, праздники, иконы, предметы культа, одеяния и аксессуары
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Vadim
Автор сайта "Тамплиеры"


Зарегистрирован: 10.08.2007
Сообщения: 151
Откуда: С.-Петербург

СообщениеДобавлено: Чт Июл 31, 2008 7:14 am
Заголовок сообщения: Храм св. Софии, Константинополь
Ответить с цитатой

Самый величественный храм Византийской империи изнутри и снаружи: современные фотографии, литографии Гаспара Фоссати середины XIX в., сохранившиеся мозаики...

http://vizantia.info/docs/20.htm



Смотрите и наслаждайтесь!
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Galina
Архитектесса Пространств Монсальвата


Зарегистрирован: 09.08.2007
Сообщения: 3923

СообщениеДобавлено: Чт Июл 31, 2008 9:15 am
Заголовок сообщения: ПУТЕШЕСТВИЕ НОВГОРОДСКОГО АРХИЕПИСКОПА АНТОНИЯ В ЦАРЬ-ГРАД
Ответить с цитатой

ПУТЕШЕСТВИЕ НОВГОРОДСКОГО АРХИЕПИСКОПА АНТОНИЯ В ЦАРЬ-ГРАД. *



Антоний, в мире Добрыня Ядрейкович, совершил это путешествие около 1200 г., так как в самом сказании его говорится, что в мае этого года он был в Царьграде, то есть, ровно за четыре года до взятия и разрушения его крестоносцами (в 1204 г.). Следователь-но, он видел многое, чего уже не удалось видеть другим путешественникам, посещавшим Царьград после этого погрома. Возвратившись в отечество, он принял в Хутынском мона-стыре монашество, под именем Антония. С 1211 г. по 1229-й трижды избираем он был в архиепископы Новгородские; скончался в 1231 году. Его путешествие в рукописи XVII в., принятой в этом издании с некоторыми грамматическими исправлениями, озаглавлено так: Книга Паломник. С Богом починаем сказание мест святых во Царь-граде. (О термине Паломник см. в Хождении игумена Даниила). Согласное во всех главнейших пунктах с составленным по лучшим византийским источникам «Сказаніемъ о созданіи великія Божія церкви святыя Софіи, яже есть въ Константини градђ», оно отличается простотою и искренностью самовидца, и при краткости отрывоч-ных заметок, содержит несколько драгоценных сведений, не встречаемых у других путе-шественников в Царьград. Так например, кроме свидетельства о золотом блюде княгини Ольги и об иконе и церкви свв. князей Бориса и Глеба (см. сн. 7 и 21), мы находим сле-дующее известие об одном русском паломнике, погребенном при церкви св. Георгия: «лежитъ въ тђлђ, великъ человђкъ: той бо Леонтій 3-жды въ Іерусалимъ пђшь ходилъ». — Язык этого памятника в списке XVII в. значительно подновлен, как в этимологии, так и в синтаксисе.

Се азъ недостойный, многогрђшный Антоній, архіепископъ Новгородьскый, Божіимъ милосердіемь и помощію святыя Софія, иже глаголеться Премудрость, присно-сущьное Слово, пріидохомъ въ Царьградъ1, прежде поклонихомъся2 святђй Софіи3, и пре-святаго гроба Господьня двђ досцђ цђловахомъ, и печати гробьныя, и икону Пресвятыя Богородицы, держащую Христа, въ того Христа жидовинъ ударилъ ножемь въ гортань, и изошла кровь; а кровь же Господьню, ишедшую изъ иконы, цђловали есмя въ олтари ма-ломь. Во святђй же Софіи въ олтари кровь и млеко святаго Пантелеймона во единой вђти не съмятъшися4, и глава его, и глава Кондрата апостола, и инђхъ святыхъ мощи, и глава Ермолы5 и Стратоника; и Германова рука, еюже ставяться патріарси: и икона Съпасова, юже посълалъ святый Германъ чрезъ море безъ корабля посольствомь въ Римъ; и блюдо мороморяно6, на немь же Христосъ вечерялъ со ученикы своими въ великый четвертокъ; и пелены Христовы, и дароносивыи сосуды златы, яже принесоша Христу въ дары волсви; и блюдо велико злато служебьное Ольгы Руськой7, когда възяла дань, ходивъши ко Царю-граду… Во блюдђ же Ольжинђ камень драгый; на томь же камени написанъ Христосъ, и отъ того Христа емлють печати людіе на вьсе добро; у того же блюда вьсе по верхови жемчюгомь учинено. Ту же есть во олтари телђга Констянтина и Елены, и иныхъ слу-жебьныхъ золотыхъ блюдъ съ каменіемь драгымь и съ жемчюгомь, и сребряныхъ множе-ство разноличныхъ, яже износять на службу во вьсяку недђлю и въ господьскія праздьни-кы. Ту же есть во олтари вода, и приведена по трубамъ изъ колодязей. И вънђ дверій олта-ря малаго стоить крестъ мђрьный8, колико былъ Христосъ возвышенъ плотію на земли. И за тђмь крестомь лежить Анна9, яже давала дворъ свой святђй Софіи, на немь же и по-ставленъ малый олтарь; и того ради положена бысть ту. И отъ того же олтаря недалече мироносица поють; и стоить передъ ними икона велика Пречистыя Богородицы держащи Христа. И шьли слезы отъ очію ея на очи Христа Бога нашего. И дають воду, яже во олта-ри, на помазаніе вьсђмъ человђкомъ. И отътолђ на той же странђ церкви10 есть святаго апостола Петра, а въ ней лежить святая Феофанида, яже ключи держала святђй Софіи: тыя же ключя цђлують. Ту же есть во церкъви коверъ святаго Николы висить. Ту же висить Петровыхъ веригъ желђзо, въковано въ золотую икону: на праздьникъ же Петро-выхъ веригъ цђлуеть патріархъ и вьси люди. А отътолђ же во другой церкъви лежить предьній амбонъ11 хрусталенъ, его же избилъ верхъ святђй Софіи падъся…12

У олтаря же великаго на лђвой странђ мђсто, идђже глаголалъ ангелъ Господень ко отрочищу: «не иду отъ мђста сего, доньдеже стоить святая Софія13». На томь же мђстђ три иконы поставлены, а на нихъ написано три ангелы, и множество ту народа Бога молять. И отътолђ близь мђсто, идђже мvро священное варять иконами ветхыми14, иже не знати15 святыхъ; и тђмь же мvромь дђти крестять. На той же на лђвой странђ горђ у терема16 ве-ликаго сошита пазуха17 златомь; злато же вышьло 4 капи. Въ велицђмь же теремђ кандилъ 80, вьсђ сребряни; и на праздьникы Господьскія новыя измђняють. А и иныхъ кандилъ по вьсей церкви много, а вься сребряная; яблоковъ златыхъ множество. Во олтарђ же вели-комь надъ святою трапезою великою, и на средђ ея, подъ катапезмою повђшенъ Кон стянтиновъ вђнець18, и у него же повђшенъ крестъ, подъ крестомь голубь19 златъ; и иныхъ царей вђньци висять окрестъ катапезмы. Та же катапезма вься сотворена отъ злата и сребра, а столпія олтарьныя и амбонъ, вьсе сребряно. А у катапезмы повђшены вђньцы малы, 30 ихъ, въ память вьсђмъ христіаномъ и въ незабытіе, Іюдиныхъ ради 30 сребре-никъ, на нихъ же Господа Бога предаде…

Во святђй же Софіи у олтаря на правой странђ, ту есть мороморъ багрянъ, и ту по-ставляють престолъ златъ, и на престолђ поставляють царя на царьство. И по странамъ того мђста есть мђсто огражено мђдію, да на не20 человђци не воступають, но то мђсто цђлують народи: на томь бо мђстђ молилася святая Богородица къ Сыну своему и Богу нашему за родъ христіяньскый; то же видђлъ святый попъ въ нощи, стражь нощь-ный. И на той же странђ поставлена икона велика святыхъ Бориса и Глђба21; и ту имђють письци. И горђ на полатахъ стоить патріархъ, коли служать. Въ притворђ же за великымь олтаремь въчинены во стђнђ гроба Господьня верхняя доска, и посохъ желђзенъ ту же, и свердьлы и пилы, ими же чиненъ крестъ Господень; и ýже желђзьно во дверехъ Петровы темьници; и древо, еже на шіи Христа подъ желђзомь было, тоже въчинено въ икону кре-стомь. Въ томь же притворђ надъ дверьми горђ написанъ Стефанъ первомученикъ, предъ нимь же подымають кандило. И кому очи болять, обвивають тђмь ужемь главу и здрави бывають очима. Ту же икона есть, въ нюже уразилъ жидовинъ Христа въ гортань. И ту же есть труба медьная Ерихоньскаго възятія22 Іисуса Навъгина23. И ту же есть камень мрамо-рянъ, издобленъ акы кадь, кладязя Самарейска, у него же глаголалъ Христосъ къ Самаряныни: «дай же ми воды пити»; въсквозђ бо той камень Самаряне черпаху воду. А отътолђ святый Аверкый и Григорій Великія Арменіи и Селиверстъ24 лежать; и ту же гла-вы Кира, Іоанна, и иныхъ святыхъ мощій много во святђй Софіи. Ту же главы Кира, Иоан-на, и иныхъ святыхъ мощій много во святђй Софіи. Ту же и крестильница25 водьна, и написанъ въ ней Христосъ, въ Іерданђ26 креститься отъ Іоанна, со дђяніемь27 написанъ: и какъ Іоаннъ училъ народы, и какъ младыя дђти металися въ Іорданъ и людье: то же вьсе Павелъ хытрый писалъ при моемь животђ…

И егда же заутренюю пђти хотять у святыя Софіи, прежде поють предъ царьскыми дверьми въ притворђ, и вышедъ поють посредђ церкъви, и двери отворять райскія, и третьяя поють у олтаря. А въ недђльный же день ставаеть патріархъ на утрени и на обђдьнђ и въ господьскыя праздьникы; и тогда благословляеть пђвьцовъ съ полатъ; они же, оставльше пђніе, понихронію28 кличють, и потомь начьнуть пђніе красьное и сладъ-кое, якы ангели, и тако поють до обђдній; а коньчавъше утренюю и разболокъшеся29, вы шедъ вонъ, возьмуть у патріарха благословеніе службы дђля литоргіи30. А по заутрени чьтуть Прологъ31 до обђдни, на амбонъ возшедъше. И егда конъчають Прологъ, и тогда почьнуть литоргію; а службу коньчавъше, молитву дорную32 глаголеть старђй іерей во олтари, а 2-й іерей глаголеть молитву ту же въ церкъви за амбономъ; и коньчавъше мо-литву кождо, и благословляють люди. Такоже порану и вечерьню поють. А колокола не держать въ святђй Софіи; но бильцо мало въ руцђ держа, клеплють на заутрени; а на обђдьни и на вечерьни не клеплють; а по инымъ церкъвамъ клеплють и на обђдьни и на вечерьни. Било же держать по ангелову ученію; а въ колокола латыне звонять…

А егда дђлаша святую Софію, въ олтарьныя стђны клали святыхъ мощи. А кладязи мнози во святђй Софіи. А на полатахъ кладязи; и оградъ патріарховъ и церкъви многы. Овощь же патріарховъ вьсякый, дыни и яблокы и груши, держать въ кладязи повержено ужищемь въ кошници; и когда ясти патріарху, и тогда выимають е студено. Тако же и царь ясть. И бани патріархова на полатахъ. Воды же по трубамъ возведены, а другая дождевая. И на полатахъ же исписани патріарси и вьси цари, колико ихъ было въ Царђградђ, и кто ихъ ересь держалъ.

Последний раз редактировалось: Galina (Чт Июл 31, 2008 9:25 am), всего редактировалось 1 раз
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора
Galina
Архитектесса Пространств Монсальвата


Зарегистрирован: 09.08.2007
Сообщения: 3923

СообщениеДобавлено: Чт Июл 31, 2008 9:24 am
Заголовок сообщения:
Ответить с цитатой

Примечания:

* В Хрестоматии Ф. И. Буслаева этот документ напечатан в отрывках.— Ю. Ш.
1 Царьград сложное слово с прилаг. именем царь, т. е. царев, §§ 74 и 98.
2 Поклонихомся и цђловахомъ мн. ч. относится к ед. ч. азъ.
3 Первоначальный храм во имя св. Софии, т. е. Премудрости или Слова Божия, был сооружен в Царь-граде еще Константином Великим в IV в.; но не раз быв возобновляем, наконец он истреблен был пожаром при Юстиниане. Тогда этот император вознамерился вновь воздвигнуть храм тоже во имя Софии-Премудрости, но в самых обширных размерах и с небывалым дотоле великолепием. Самый лучший мрамор и другие драгоценные материалы для сооружения храма были собраны отовсюду по всей империи, из язы-ческих храмов и зданий Рима, Ефеса, Афин, Трои и с островов. Обширное пространство, назначенное для этого здания, было очищено от находившихся там домов, которые частью были скуплены, частью пожерт-вованы, с тем, чтобы бывшие владельцы их по смерти были погребены в стенах храма и поминаемы за упо-кой. Из числа последних была некоторая вдова Анна, упомянутая в этом путешествии, см. сн. 9. Для по-строения храма (с 533 г. по 538) взято было до десяти тысяч рабочих, состоявших под надзором ста масте-ров и под главным руководством знаменитых архитекторов Анфемия Траллийского и Исидора Милетского.
4 Не съмятъшися не смутившиеся, от , корень усиливается в , откуда мутить, смущать, § 13.— По сказанию, когда отсечена была голова св. мученика Пантелеймона, то вместо крови потекла вода.
5 Кондрат вм. Кодрат; Ермола или Ермолай вм. Ермил.
6 мороморянъ от мороморъ: полногласн. форма от мраморъ. Что касается до самой трапезы, на которой стояло это блюдо, то, по свидетельству этого же Путешествия, она находилась во времена Антония в церкви Пресвятой Богородицы.
7 Любопытное известие о том, что еще в конце XII в. память о русской княгине Ольге была соединяема с одною из драгоценных святынь, хранившихся в царьградской Софии.
8 Крестъ мђрьный — в меру возраста Иисуса Христа.
9 О вдовице Анне см. сн. 3.
10 Церкви поздняя форма вм. древней цьркы, ц. сл. цръкы, имен. пад. ед. ч., § 63.
11 амбонъ = амвонъ.
12 пастися, вм. пасти, § 36. Великолепный амвон, устроенный по повелению императора Юстиниана из золота и драгоценных камней, впоследствии был разрушен вместе с св. трапезою и сению под упавшею на него частью церковного купола, здесь названного верхом.
13 Упоминаемое здесь предание, по Сказанию о создании Софийского храма в Цареграде, соединяется с легендою о поводе, по которому этот храм был наречен во имя св. Софии. Будто бы император Юстиниан пребывал во многом размышлении, как наименовать сооружаемый им храм. И вот однажды мастера ушли обедать, оставив у работ отрока для стражи. И явился ему в виде юноши ангел и велел ему идти за мастера-ми; но юноша не смел отлучиться. Тогда ангел произнес: «клянусь тебе Софиею Премудростью Божиею, во имя которой созиждется сей храм, что я сам страж, приставленный к этой церкви!» Отрок по-шел доложить о том императору. Юстиниан тотчас же отправился на постройку, но там уже никого не было. И уразумел он, что то был ангел Божий; прославил Бога и много радовался о том, что Сам Господь явил ему Свою волю, как наименовать созидаемый храм.
14 Иконами ветхыми, т. е. затопляя ими печь.
15 не знати не видно: безличный глагол в форме неопред. наклонения, § 139; иже не знати вм. еже не знати (§ 136), по-русски: «так что не видно» и пр.
16 Терем имеет здесь значение церковного купола.
17 пазуха навес свода, ниша.
18 Обычай привешивать царские или королевские венцы над алтарным престолом был усвоен в ранние средние века и на западе. Как венец Константинов был повешен в св. Софии под сению престола (под ката-пезмою); так и в Киевопечерской церкви Успения Богородицы, по преданию, был повешен над престолом венец со главы изображенного на кресте Иисуса Христа, привезенный из-за моря варягом Шимоном. См. в Патерике Печерск. 4.
19 голубь злат, в сказании о создании Софийского храма называется горлицею комкальницею; это даро-хранильница в виде голубя, церковная утварь в такой же форме принятая в средние века и на западе.
20 на не = на е, на него, т. е. на огороженное место.
21 Важное сведение о том, что в XII веке в цареградской Софии была помещена икона русских свв. кня-зей Бориса и Глеба. Далее в том же Путешествии Антония упоминается даже церковь во имя этих русских святых: «А во Испигасђ градђ есть церковь святыхъ мученикъ Бориса и Глђба; въ томъ градђ явишася святіи, и исцђленія многа бываютъ отъ нихъ».
22 Ерихоньскаго възятія взятья Иерихона: имя прилаг. вм. существительного в косвен. падеже, § 156.
23 Навъгинъ или Навгинъ вм. Навинъ, первоначально Наvинъ, как Евга и Ева, §§ 16 и 25.
24 Селиверстъ вм. Сильвестръ.
25 При древних соборах, как на востоке, так и на западе, были отдельные здания, под названием бапти-стериев или крестильниц, назначенные для таинства крещения.
26 Ιорданъ и по народному Ιерданъ.
27 Со дђяніемь, с изображением событий из жизни, деяний или подвигов.
28 Понихронія греч. πολυχρονίον многолетие.
29 разболокъшеся, разоб- разоблачившись, полногласн. форма.
30 литоргія вм. литургія.
31 О Прологе см. в Послании архиепископа Василия к епископу Феодору.
32 Молитва дорная иначе называется заамвонною.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора
Vadim
Автор сайта "Тамплиеры"


Зарегистрирован: 10.08.2007
Сообщения: 151
Откуда: С.-Петербург

СообщениеДобавлено: Пт Авг 01, 2008 12:06 pm
Заголовок сообщения:
Ответить с цитатой

Летописи сообщают, что на момент захвата Константинополя, в св. Софии хранились следующие христианские святыни:

плита Гроба Господня (перевезена императором Мануилом Комнином); Пелены Христовы, известны ныне как Туринская Плащаница (по описанию Робера де Клари находилась во Влахернской церкви); Дары Волхвов; орудия, которыми изготовляли Крест Господень; Древо что на шее Христа под железом было; мраморный колодец, у которого Христос беседовал с Самарянкой.

Вот только "плиты Гроба Господня" (её некогда обмерил и описал после первого крестового похода, русский паломник игумен Даниил. В его «Хожении» начала XII века святыня была названа «лавицей». Тогда она еще находилась на своем исконном месте в Кувуклии Гроба Господня) среди трофеев не оказалось.
Если верить "Книге Паломник", описавшей путешествия Добрыни Ядрейковича, о которой нам сообщает Галина, то она (плита) оказалась в Новгороде...
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Terra Monsalvat -> Христианские тексты, святыни, праздники, иконы, предметы культа, одеяния и аксессуары Часовой пояс: GMT
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


  Global Folio          

Powered by phpbb.com © 2001, 2005 phpBB Group
              Яндекс.Метрика
     
 
Content © Terra Monsalvat
Theme based on Guild Wars Alliance by Daniel of gamexe.net