Вход
Текущее время Чт Авг 05, 2021 2:37 am
Найти сообщения без ответов
Зарайский образ святителя Николая

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Terra Monsalvat -> Христианские тексты, святыни, праздники, иконы, предметы культа, одеяния и аксессуары
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Galina
Архитектесса Пространств Монсальвата


Зарегистрирован: 09.08.2007
Сообщения: 3923

СообщениеДобавлено: Чт Сен 13, 2007 7:03 am
Заголовок сообщения: Зарайский образ святителя Николая
Ответить с цитатой

Существует несколько легенд о том, каким образом икона свтителя Николая оказалась в Зарайске.
Легенда первая:
Эта икона находилась некогда в Корсуне (Севастополь), в храме, построенном в честь апостола Иакова. В XIII веке, некоему Евстафию, священнику этого храма во сне явился Николай Мирликийский, и повелел перенести его образ Рязанскую землю. Сон этот повторился трижды, и Евстафий, взяв с собой икону, отправился в путешествие. Когда его путь проходил мимо Зарайска, то Николай явился во сне князю этих земель - Феодору Юрьевичу, возвестив о прибытии иконы, которую князь вышел встречать 11 августа 1225 года.
Вторая версия повествует о том, что икону эту принесла в Рязань в 1225 году византийская царевна Евпраксия, ставшая, затем женой Феодора.

Существует несколько известных списков с иконы, которая хранится в Москве, в музее Андрея Рублева.
Но, епископ Можайский Григорий (Чирков) в интервью корреспонденту "Портала-Credo.Ru" сказал, что "уже ведутся переговоры, и есть надежда на то, что в недалеком будущем и сама чудотворная икона вернется в свой город и займет место в Никольском соборе Зарайского Кремля, так как он полностью отреставрирован, и условия для содержания образа отвечают всем необходимым нормам".
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора
Galina
Архитектесса Пространств Монсальвата


Зарегистрирован: 09.08.2007
Сообщения: 3923

СообщениеДобавлено: Чт Сен 13, 2007 7:05 am
Заголовок сообщения:
Ответить с цитатой


Святитель Николай Чудотворец (Зарайский), с житием
Последняя треть XVI века. Кострома
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора
Galina
Архитектесса Пространств Монсальвата


Зарегистрирован: 09.08.2007
Сообщения: 3923

СообщениеДобавлено: Чт Сен 13, 2007 7:05 am
Заголовок сообщения:
Ответить с цитатой


Св. Николай Чудотворец (Зарайский) в житии.
Вторая половина XVII в.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора
Galina
Архитектесса Пространств Монсальвата


Зарегистрирован: 09.08.2007
Сообщения: 3923

СообщениеДобавлено: Чт Сен 13, 2007 7:12 am
Заголовок сообщения:
Ответить с цитатой

Из статьи “КИЕВСКАЯ ВОЛНА” ПОЧИТАНИЯ СВЯТОГО НИКОЛАЯ.

В конце разбега “киевской волны” резко изменилась ситуация: Русь была разгромлена азиатскими ордами Батыя. Но перед самым погромом во второй четверти XIII века из Новгорода в Рязань был пронесен корсуньский чудотворный живописный образ св. Николая, который по месту расположения в Зарайске стал затем знаменит под названием “Зарайского”. Характерная особенность образа широко разведенные в стороны руки: правая благословляющая, в левой Евангелие. Тип образа св. Николая Зарайского оказался не только своеобразным предшественником типа образа св. Николы Можайского. На юге разгромленной Руси как бы наметился общенародный культовый центр особенного поклонения святому Заступнику. Русские в XIII-XIV веках “выдвинули” на границу с Диким полем икону св. Николай Зарайского в качестве своеобразного оберега Русской земли. Святой раскрыл руки пытаясь остановить смертоносные азиатские лавины. Но культовому центру так и не суждено было здесь развиться, поскольку лавины кочевников постепенно утихли, может быть именно стараниями Чудотворца.

http://www.russia-hc.ru/rus/culture/oldart/mozh/mozh_3.cfm

Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора
Galina
Архитектесса Пространств Монсальвата


Зарегистрирован: 09.08.2007
Сообщения: 3923

СообщениеДобавлено: Чт Сен 13, 2007 7:20 am
Заголовок сообщения:
Ответить с цитатой

Св. Николай Зарайский, со Спасом и БР, в житии

"Одна из Кремлевских церквей слывет под именем Николы Гостиного. Вот изъяснение такого названия храма: известны всем русским подвиги князя Пожарского в Зарайске и избежание его от ножа убийцы, подосланного Заруцким, но не все знают, что он приписывал и успех, и спасение свое заступлению святителя Николая, чрез его чудотворную икону Зарайскую. Усердие его к этой древней Корсунской иконе еще во время своего там воеводства, заставило его пещись о сохранении его от огня и меча Литовцев и мятежников, - и он, прежде всего, спешил выпроводить ее в Коломну, где она гостила внутри крепости. Когда же город был им освобожден, и буря мятежной брани затихла, тогда икона была возвращена Зарайску, а в Коломне остался список. В память этого пребывания подлинника воздвигнут храм во имя Святого, где стоит и список с иконы, здесь гостившей."
Реально пребывание Корсунского образа имело место веком раньше событий Смуты, в 1512.


http://virginmuseum.narod.ru/n/5/4/5405.html

Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора
Galina
Архитектесса Пространств Монсальвата


Зарегистрирован: 09.08.2007
Сообщения: 3923

СообщениеДобавлено: Чт Сен 13, 2007 7:23 am
Заголовок сообщения:
Ответить с цитатой

ИСТОРИЯ КОРСУНСКОЙ ИКОНЫ

Эта история необыкновенна и удивительна. До принесения в Зарайск икона находилась в Корсуни, в древнем византийском храме во имя апостола Иакова.
Однажды священнику этого храма Евстафию явился во сне святитель Николай и повелел взять чудотворный образ и идти в землю Рязанскую. "Тамо хощу быти и чудеса творити и место прославити". Сон повторился трижды, ибо Евстафий не спешил выполнять просьбу святого, за что был наказан слепотой. Вымолив прощение, он твёрдо решил отправиться в дальнее путешествие. Долгой и трудной была дорога, много времени прошло, прежде чем икону принесли в Рязанскую землю. Князю Феодору Юрьевичу, правившему в удельном поместье, будущем Зарайске, святой возвестил о прибытии своего образа в сонном видении: "Князь, гряди во сретенье чудотворного образа моего Корсунского. Ибо хощу здесь быти и чудеса творити и место прославити. И умолю о тебе Всемилостивого и Человеколюбивого Владыку Христа, Сына Божия - да дарует тебе венец Царствия Небесного, и жене твоей, и сыну твоему". Князь не мог понять последних слов, так как не имел ни жены, ни сына. По лучезарному сиянию он определил место, где находилась чудесная икона и вышел ей на встречу. Это событие произошло 29 июля (11 августа по новому стилю) в 1225 году. Вскоре об этом явлении узнал великий князь Юрий Ингваревич и вместе с епископом Ефросином Святогорцем незамедлил прибыть из Рязани на поклонение образу. Тогда же было отдано распоряжение заложить церковь во имя святителя Николая. После освящения туда была помещёна чудотворная икона.
Спустя несколько лет князь Федор сочетался браком с греческой царевной Евпраксией и родился у них сын Иоанн.

ЗАРАЙСКИЕ БЛАГОВЕРНЫЕ КНЯЗЬЯ

Минуло 12 лет после принесения иконы, когда в 1237 году началось опустошительное нашествие свирепых орд татаро-монголов. Внезапно подошли они к рязанским пределам. Князь Фёдор отправился в ставку Батыя на реку Воронеж с великими дарами. Лукавый хан притворно обещал не ходить войной на Рязань. Прослышав от одного из бояр, что у князя Фёдора есть жена, красавица царского рода, потребовал отдать ему Евпраксию, на что князь гневно ответил: "Не годится нам, христианам, водить к тебе, нечестивому царю, жён своих на блуд. Когда нас одолеешь, тогда и жёнами нашими владеть будешь". Услышав это, хан приказал убить князя, а тело его бросить на съедение зверям и птицам. Чудом спасшийся слуга князя - Аполоница спрятал тело своего хозяина и поспешил с печальным известием к княгине.
На глазах вестника, крепко прижав к груди своего сына, со словами: "Отче Николае, прими!" - Евпраксия ринулась на землю с превысокого терема своего и разбилась.
После разорения Рязанской земли, в 1238 году Великий князь Ингварь Ингваревич привёз тело князя Фёдора, совершенно не подвергшееся смертному тлению, положил в одну могилу вместе с супругой и сыном и установил на могильный холм три каменных креста. Князей похоронили недалеко от стен обгоревшей Никольской церкви, где неврежденно находилась чудотворная икона.
Спустя четыре столетия на месте обветшавших крестов князь Н.Г. Гагарин поставил памятник-надгробие с тремя восьмиконечными каменными крестами.
До 1822 года памятник находился в алтаре Иоанно-Предтеченского собора, а в 1822 году пришедший в ветхое состояние собор был разобран до основания и памятник князьям-мученикам оказался под открытым небом. Тогда над крестами установили навес в виде шатра на четырёх каменных колоннах. Новое здание собора оказалось несколько западней памятника.
В 1930 году при проведении очередной антирелигиозной компании была взорвана колокольня собора, и памятник оказался под её обломками. Атеисты стёрли с лица земли и надгробие, и могилу зарайских князей на долгие годы. В 1997 году на месте захоронения были установлены и освящены деревянные Поклонные кресты.


http://blagovestnik.kolomna.ru/news2.htm
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора
Galina
Архитектесса Пространств Монсальвата


Зарегистрирован: 09.08.2007
Сообщения: 3923

СообщениеДобавлено: Чт Сен 13, 2007 7:34 am
Заголовок сообщения:
Ответить с цитатой

Из книги м. Макарий. История Русской церкви. Том 2. Отдел 3

Икона святителя Николая Зарайская, находящаяся в городе Зарайске в соборном Николаевском храме. Прежде она находилась в Корсуне в церкви святого Иакова, в которой крестился святой равноапостольный князь Владимир. Потом в 1224 г. один корсунский священник по имени Евстафий, повинуясь гласу неоднократно являвшегося ему святителя Николая, взял эту икону и отправился вместе с своим семейством в землю Рязанскую. Идя для безопасности от половцев водяным путем, соединявшим тогда Черное море с Балтийским, Евстафий сначала прибыл в Ригу, оттуда в Новгород и из Новгорода достиг земли Рязанской, неся с собой честную икону. Здесь встретили ее в городе Зарайске сам князь рязанский Феодор Юрьевич и епископ Евфросин Святогорец и, видя многочисленные чудеса от иконы, создали во имя чудотворца Николая храм, где первоначально она была поставлена.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора
Galina
Архитектесса Пространств Монсальвата


Зарегистрирован: 09.08.2007
Сообщения: 3923

СообщениеДобавлено: Чт Сен 13, 2007 7:42 am
Заголовок сообщения:
Ответить с цитатой

Из книги Искусство Рязанских земель
статья Клоковой Г.С.


Не меньший интерес для исследователей представляет и икона XIV века «Никола Зарайский с 14-ю клеймами жития» (ил. 6). Красочный слой сильно пострадал от варварского поновления XIX века, когда была переделана основа иконы: сужены доски, опилены поля, заменены шпонки, почти исчез перво­начальный белый фон. Однако и в таком виде памят­ник поражает силой образа и суровым трагизмом. Письменные источники свидетельствуют, что пер­вая икона с изображением Николы, позже получив­шая название «Николы Зарайского», была перенесена в Рязанские земли пресвитером Евстафием в 1225 го­ду из Корсуни [iv]. История этой первой иконы в Ря­занском княжестве прослеживается до 1513 года, когда чтимый образ при очередной угрозе со стороны крымских татар был перенесен в Коломну. С тех пор следы корсунской иконы теряются, так как в Зарайск был возвращен уже список 1513 года, а под­линное произведение осталось в Коломне и дальнейшая его судьба неизвестна. Икона «Никола Зарайский» из Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника является, вероятно, одним из самых ранних списков с корсунского подлинника, выполненных в Рязани. В ней многое необычно, и прежде всего центральное изображение Николы в среднике. Его фигура и сейчас отличается тяжеловесностью, а между тем она была еще более приземистой: чтобы представить себе ее истинные пропорции, достаточно мысленно воспол­нить утраченное в результате стесывания досок по стыкам. Но от всех других икон Николы Зарайского рязанский памятник отличает метод изображения лика, написанного по зеленому санкирю без охрения. Мощные широкие пробела, сходящиеся на пере­носице, и подчеркнутые пробелами скулы делают глаза глубоко запавшими. Яркая киноварная подрумянка, контрастирующая с темно-зеленым санкирем, выполненные киноварью губы усиливают напряжен­ность образа. Те же живописные приемы использованы и при написании кисти правой руки Николы. Иначе переданы лики в клеймах. Санкирь уже не активно зеленый, как на лике Николы в среднике, а лишь зеленоватый. По прозрачному санкирю положен тонкий слой охрения с мягкой подрумянкой на щеках. Легкие пробела едва подчеркивают объ­емы. Иконы с изображением «Николы Зарайского в житии», получившие широкое распространение по всей Руси, особой любовью и почитанием пользо­вались в Рязанских землях. Икона XV века «Никола Зарайский с 18-ю клей­мами жития» (ил. 9) поступила в Рязанский историко-архитектурный музей-заповедник из Николь­ской церкви Ямской слободы Рязани. Синий фон, окружающий Николу, отделяет центральную фигуру от композиций в клеймах, где все сцены написаны на светло-охристом фоне. Центральный образ Николы отличается от изображений в клеймах более раз­нообразной и тщательной живописной разработкой, построенной на лессировках холодными приплесками по теплому основному колеру, и точным рисунком мелких складок одежд. К сожалению, мы ничего не можем сказать о характере личного письма, так как первоначальное изображение лика утрачено. Композициям в клеймах присуща подчеркнутая лаконичность, строгая симметрия построения и ста­тичность. Архитектурные и пейзажные фоны едва намечены (ил. 10, 11). Рассмотренные иконы XIV и XV веков «Никола Зарайский в житии» занимают особое место в рус­ской иконописи. Их архаичность, своеобразие цвето­вого строя позволяют предположить, что они написаны в Рязани местными иконописцами. В XVI веке Рязань, как и все другие русские княжества, попадает под сильное влияние Москвы, что незамедлительно вызывает и смену эстетических ориентиров. Иллюстрацией этому служит икона «Никола Зарайский с 20-ю клеймами жития» первой половины XVI века (ил. 14), поступившая в Рязанский областной художественный музей из Введен­ской церкви села Борискова Рязанского района. Изображения и в среднике, и в клеймах решены в одном стилистическом и живописном ключе. У иконы единый золотой фон. Центральная фигура Ни­колы отличается некоторой тяжеловесностью пропорций. Лик Николы утрачен, но сохранившаяся графья дает представление о размерах головы, слишком крупной, особенно по сравнению с узкими плечами и маленькими кистями рук. Очень редко встречается положение Евангелия в левой руке Николы, держащего книгу почти горизонтально на зеленой пелене.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора
Galina
Архитектесса Пространств Монсальвата


Зарегистрирован: 09.08.2007
Сообщения: 3923

СообщениеДобавлено: Чт Сен 13, 2007 7:48 am
Заголовок сообщения:
Ответить с цитатой



НИКОЛА ЗАРАЙСКИЙ С 14-ю КЛЕЙМАМИ ЖИТИЯ. XIV в.
Рязанский историко-архитектурный музей-заповедник, инв. № 3740. 106 Х 74. Дерево, левкас, темпера.
Поступила в музей в 1929 г. из Успенского кафедрального собора Рязанского кремля. Реставрирована в 1987 г. в ВХНРЦ им. академика И. Э. Грабаря. Реставратор Г. С. Клокова. В клеймах:
1. Рождество Николы. 2. Приведение в учение. 3. Поставление в диаконы. 4. Поставление в иереи. 5. Утишение бури. 6. Избавление трех мужей от казни. 7. Сон царя Константина. 8. Чудо о ковре. 9. Никола посещает трех мужей в темнице. 10. Изгнание беса из кладезя. 11. Возвращение Агрикова сына. 12. Спасение Дмитрия. 13. Положение во гроб. 14. Перенесение мощей.
Сохранность. Доски стесаны по стыку. Накладные шпонки заменены двумя встречными врезными. Опилены боковые и нижнее поля. На верхнем и нижнем полях значительные утраты левкаса до древесины. Многочисленные мелкие отверстия от гвоздей восполнены реставрационным левкасом. Использованы старые вставки поновительского левкаса в медальонах с изображениями Спаса и Богоматери и на изображении корабля в 5-м клейме. Красочный слой сильно потерт. Незначительные остатки первоначального белого фона сохранились только в верхней части средника возле небольших фрагментов киноварной надписи с именем святого. В клеймах — следы надписей, выполненных черной краской. Кресты на фелони иконы в среднике и в клеймах оставлены от записи XIX в. Текст на Евангелии утрачен.
Выставки.
IX выставка произведений искусства, реставрированных Всероссийским художественным научно-реставрационным центром имени академика И. Э. Грабаря. Москва, 1986 г. Icone Russe in Vatiсаnо. Centro capolavore dai musei della Russia. Vaticano, 1989—1990. Литература.
IX выставка произведений искусства, реставрированных Всероссийским художественным научно-реставрационным центром имени академика И. Э. Грабаря. Каталог. М., 1988, с. 18—19, кат. № 4.
Icone Russe in Vatiсаnо. Centro capolavore dai musei della Russia. Roma, 1989, р. 53, 122.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора
Galina
Архитектесса Пространств Монсальвата


Зарегистрирован: 09.08.2007
Сообщения: 3923

СообщениеДобавлено: Чт Сен 13, 2007 7:49 am
Заголовок сообщения:
Ответить с цитатой



НИКОЛА ЗАРАЙСКИЙ С 18-ю КЛЕЙМАМИ ЖИТИЯ. XV в. Рязанский историко-архитектурный музей-заповедник, инв. № 3748. 85 Х 63. Дерево, паволока, левкас, темпера
Поступила в музей в 1936 г. из Никольской церкви Ямской слободы г. Рязани.
Реставрирована в 1976 г. в ВХНРЦ им. академика И. Э. Грабаря. Реставратор Л. Н. Овчинникова. В клеймах:
1. Рождество Николы. 2. Крещение Николы. 3. Исцеление сухорукой жены. 4. Обучение грамоте. 5. Поставление в диаконы. 6. Поставление в епископы. 7. Поставление в иереи. 8. Сон царя Константина. 9. Исцеление бесноватого. 10. Изгнание беса из кладезя. И. Чудо о корабельщиках. 12. Избавление трех мужей от казни. 13. Никола посещает мужей в темнице. 14. Спасение Дмитрия. 15. Возвращение Агрикова сына. 16. Чудо о ковре. 17. Погребение Николы. 18. Перенесение мощей.
Сохранность. Левкас на нижнем поле утрачен до дерева. На верхнем поле наблюдаются большие вставки реставрационного левкаса. Красочный слой сильно потерт. Изображение лика Николы в среднике почти полностью утрачено. При тонировании лика использованы фрагменты поздних записей. Сохранились небольшие фрагменты первоначального орнамента на рамке, обрамляющей средник, выполненного аурипигментом. Белильный орнамент на рамке оставлен от записи XIX в. Надписи в клеймах утрачены полностью. В среднике сохранились остатки букв с именем святого и часть монограммы Богоматери.
Выставки.
Охрана и реставрация памятников в РСФСР. Москва, 1976 г.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора
Galina
Архитектесса Пространств Монсальвата


Зарегистрирован: 09.08.2007
Сообщения: 3923

СообщениеДобавлено: Чт Сен 13, 2007 7:53 am
Заголовок сообщения:
Ответить с цитатой

Лихачев Д. С.
Повести о Николае Зарайском. — ТОДРЛ. Т. VII. М.—Л., 1949, с. 354.


Может у кого имеется электронный вариант этой повести - буду признательна, если поделитесь.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора
Galina
Архитектесса Пространств Монсальвата


Зарегистрирован: 09.08.2007
Сообщения: 3923

СообщениеДобавлено: Чт Сен 13, 2007 11:26 am
Заголовок сообщения:
Ответить с цитатой

Дополнительные материалы

Феодор Георгиевич (Юрьевич) - князь рязанский (умер 1237 г.), сын великого князя рязанского Юрия Игоревича . Во время нашествия Батыя Феодор был послан отцом с дарами во главе посольства к Батыю, с целью отвратить нашествие татар от земли Рязанской; посольство не имело успеха и сам Феодор был убит по приказанию Батыя; вместе с ним погибли его жена и маленький сын (1237). В некоторых сборниках XVI и XVII веков встречаются повести о трагической кончине Феодора с супругой Евпраксией и сыном Иваном "Постником". Предание гласит, что Батый, узнав о необыкновенной красоте Федоровой супруги, пожелал ее видеть, но князь с негодованием отказал ему, за что и был убит. Узнав об участи мужа, княгиня с сыном младенцем бросилась из высокого терема на землю и "заразися (убилась) до смерти". (См. "Временник Императорского Общества Истории и Древностей", № 15). Место этой кончины, по преданию, находилось в нынешнем Зарайске (у города Рязанской губернии), где и похоронен Феодора с семейством. См. А.В. Экземплярский "Великие и удельные князья" (том II, 568 - 570).

РУССКИЙ БИОГРАФИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
http://www.rulex.ru/brbs.htm

***

Зарайск. Легенды

Легенда о названии города
В 1237 г., начались великие испытания для рязанцев - нашествие татаро - монголов. Великий князь Рязанский Юрий Ингварович направил в ставку Батыя посольство во главе со своим сыном Федором, чтобы откупиться от нечестивого хана. Дары хан принял, но потребовал в наложницы молодую княжну Евпраксию. Князь усмехнулся: "Когда нас одолеешь, тогда и женами нашими владеть будешь..." Непокорного князя убили. Жена его, услышав "смертоносные глаголы, исполненные горести", известие о смерти мужа, бросилась из окна терема со своим малолетним сыном. Умерли они зараз, то есть сразу. В летописи читаем - "заразились", отсюда и пошло название города - Зарайск. Тела князя Феодора Юрьевича, княжны Евпраксии и их сына Иоанна похоронили в одной могиле, близ Никольского храма.

Икона Николы Зарайского
С давних времен икона святителя Николая Корсунская (позже названная Заразской, Зарайской) находилась в городе Корсуни, на берегу Черного моря, в храме во имя апостола Иакова, где был крещен великий князь Киевский равноапостольный Владимир. Чудотворный образ многим приносил исцеления от недугов. В начале XIII в. священнику корсунского храма греку Евстафию явился во сне святитель Николай и повелел нести чудотворную икону в Рязанскую Землю. Трижды являлся святитель нерешительному священнику, и только когда за ослушание он был наказан слепотой и в раскаянии получил исцеление, отправился в путь... В то же время святой Николай Угодник явился во сне рязанскому князю Федору и возвестил о прибытии своего образа в город. На месте сретения иконы забил святой источник, получивший название Белый колодец, который сохранился до нашего времени.

Могила Богатыря
В местных преданиях говорится, что легендарный воевода Евпатий Коловрат собирал свою дружину на Великом Поле, что под Зарайском. И похоронен Евпатий Коловрат на берегу реки Вожи, между старинными зарайскими деревнями Китаево и Николо-Кобыльское - это место известно под названием Могила Богатыря.


http://www.rusfort.ru/encyclopedia/fort.php?name=zaraysk&part=legends

***

Из книги А. Трофимов
Святые Жены Руси


Справка из исторических источников о почитаемых в Русской Православной Церкви святых женах, в земле Российской просиявших.
13. ПЕРЕЯСЛАВЛЬ РЯЗАНСКИЙ.
Св. благоверная Княгиня Евпраксия (жена Св. благоверного Князя Феодрора Юрьевича). Сама ринуся с высока терема за чистоту телесную, и с сыном своим Княжичем Иоанном, единолетным.

***

Из книги: Н. Тальберг. Святая Русь

1237 г. Батый приближался к Рязани. В стан его князь Юрий Рязанский послал сына своего Феодора. Батый, узнав о красоте жены Феодора, Евпраксии, пожелал ее видеть. Князь Феодор с негодованием отверг это предложение и был убит.

Молодая княгиня с грудным младенцем на руках ожидала на колокольне храма святого Николая возвращения мужа. Узнав о его смерти ради любви к ней, она “ринувшись из превысокого храма” на землю с младенцем Иоанном, “заразилась”, т. е. убилась до смерти. Церковью Николая Заразского именуется этот храм на берегу р. Осетра.

Все трое причислены к лику святых. Разгромлена Рязань, зверски убиты князь Юрий и множество жителей... “И не было стонущего, или плачущего. Но вси вкупе жертвы лежаще”,— писал летописец.

***
Дмитрий Иванович Иловайский
“История Рязанского княжества” (1858)

загрузить книгу
http://rapidshare.com/files/55362319/Ilovayskiy_Istoriya_Ryazanskogo_knyajestva.rar
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Terra Monsalvat -> Христианские тексты, святыни, праздники, иконы, предметы культа, одеяния и аксессуары Часовой пояс: GMT
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


  Global Folio          

Powered by phpbb.com © 2001, 2005 phpBB Group
              Яндекс.Метрика
     
 
Content © Terra Monsalvat
Theme based on Guild Wars Alliance by Daniel of gamexe.net