Вход
Текущее время Пт Апр 19, 2024 6:54 am
Найти сообщения без ответов
Страстная Седмица. Великий Четверг

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Terra Monsalvat -> Христианские тексты, святыни, праздники, иконы, предметы культа, одеяния и аксессуары
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Лаветс Букафф
Частый гость


Зарегистрирован: 30.01.2010
Сообщения: 54

СообщениеДобавлено: Ср Мар 31, 2010 7:54 pm
Заголовок сообщения: Страстная Седмица. Великий Четверг
Ответить с цитатой



гда славнии ученицы
На умовении Вечери просвещахуся,
Тогда Иуда злочестивый
Сребролюбием недуговав омрачашеся,
И беззаконным судиям Тебе, праведнаго Судию, предает.
Виждь, имений рачителю,
Сих ради удавление употребивша:
Бежи несытыя души,
Учителю таковая дерзнувшия.
Иже о всех благий, Господи, слава Тебе.

Тропарь Великого Четверга





ерцаньем звезд далеких безразлично
Был поворот дороги озарен.
Дорога шла вокруг горы Масличной,
Внизу под нею протекал Кедрон.

Лужайка обрывалась с половины.
За нею начинался Млечный путь.
Седые серебристые маслины
Пытались вдаль по воздуху шагнуть.

В конце был чей-то сад, надел земельный.
Учеников оставив за стеной,
Он им сказал: "Душа скорбит смертельно,
Побудьте здесь и бодрствуйте со Мной".

Он отказался без противоборства,
Как от вещей, полученных взаймы,
От всемогущества и чудотворства,
И был теперь, как смертные, как мы.

Ночная даль теперь казалась краем
Уничтоженья и небытия.
Простор вселенной был необитаем,
И только сад был местом для житья.

И, глядя в эти черные провалы,
Пустые, без начала и конца,
Чтоб эта чаша смерти миновала,
В поту кровавом Он молил Отца.

Смягчив молитвой смертную истому,
Он вышел за ограду. На земле
Ученики, осиленные дремой,
Валялись в придорожном ковыле.

Он разбудил их: "Вас Господь сподобил
Жить в дни Мои, вы ж разлеглись, как пласт.
Час Сына Человеческого пробил.
Он в руки грешников Себя предаст".

И лишь сказал, неведомо откуда
Толпа рабов и скопище бродяг,
Огни, мечи и впереди — Иуда
С предательским лобзаньем на устах.

Петр дал мечом отпор головорезам
И ухо одному из них отсек.
Но слышит: "Спор нельзя решать железом,
Вложи свой меч на место, человек.

Неужто тьмы крылатых легионов
Отец не снарядил бы Мне сюда?
И, волоска тогда на Мне не тронув,
Враги рассеялись бы без следа.

Но книга жизни подошла к странице,
Которая дороже всех святынь.
Сейчас должно написанное сбыться,
Пускай же сбудется оно. Аминь.

Ты видишь, ход веков подобен притче
И может загореться на ходу.
Во имя страшного ее величья
Я в добровольных муках в гроб сойду.

Я в гроб сойду и в третий день восстану,
И, как сплавляют по реке плоты,
Ко мне на суд, как баржи каравана,
Столетья поплывут из темноты".

Борис Пастернак. Гефсиманский сад


риближалась Пасха, и Иисус с учениками собирался праздновать ее. Это была Его последняя Пасха с учениками на земле – и Он знал об этом. Но смерть Его должна была послужить началу Пасхи новой – Пасхи благодарственной за чудесную жертву, принесенную во избавление всего человечества. И Христос вознамеривался установить теперь новое таинство, позволяющее человеку соединиться с Богом – таинство Евхаристии, то есть Благодарения.

Бесприютными странниками подошли они к предпраздничному Иерусалиму. «Учителю, где мы будем встречать Пасху?» - спросили Его ученики. «Идите в город», - сказал Он Петру и Иоанну. «Там на окраине увидите человека, несущего кувшин с водой. Идите за ним в его дом и скажите, что у него Учитель будет праздновать Пасху с учениками. Приготовьте все и возвращайтесь».

Все исполнилось по Его слову, и вот они уже собрались в горнице бедного дома, находящегося в юго-западной части Иерусалима, называемой Сионом. Стол был накрыт. Между учениками начался было спор – кто должен сесть за стол рядом с Иисусом. Кто-то говорил, что нужно садиться по старшинству, кто-то – по времени прихода к Учителю… Тогда Иисус усадил всех учеников перед Собой, снял с себя верхнюю одежду и, оставшись в одной тунике, налил в таз воды, подпоясался полотенцем и стал омывать им ноги.


Браун. Омовение ног

Омывание ног входило в тогдашний обычай гостеприимства. Люди ходили, как правило, босиком или в легких сандалиях, климат в Иудее был жарким, пыль лежала на всех улицах и дорогах толстым слоем, так что, когда гость приходил в дом, ему было очень приятно омыть ноги. Но обязанность эту обычно выполняли рабы. А здесь это собирался сделать Христос. Петр, перед которым Он склонился первым, стал отказываться, но Иисус сказал, что если кто-то откажется от омовения ног, то «не будет иметь части» с Ним, то есть будет отлучен от Него.

И вот, в полном молчании Иисус омыл ноги замеревшим от благоговения ученикам и отер их полотенцем. Затем сказал, что Он сделал это, чтобы и они всегда с любовью служили друг другу, никакого труда не считая унизительным и не гордясь друг перед другом. Ни к чему были гордынные споры о старшинстве или заслугах – все покрывала собой божественная Любовь Христова.



После этого все сели за стол, уже без споров – как получилось. Началась скромная трапеза. Вдруг Иисус сказал, ни к кому не обращаясь: «Один из вас предаст меня». Ученики пришли в смятение и стали наперебой спрашивать: «не я ли? не я?». Когда спросил это Иуда, Иисус ответил: «Ты сказал», - но так тихо, что этого кроме Иуды никто не услышал. Так Господь последний раз попытался призвать Иуду к покаянию… Но Иуда не внял Ему, поскольку все время искал момента, чтобы уйти к первосвященникам и доложить им, что Христос сейчас только с учениками. Он сделал вид, что обиделся на слова Христа и встал, чтобы уйти. Христос сказал ему вслед: «Иди и делай, что должен». Так Иисус показал, что знает обо всем, но принимает предначертанное Ему. Иуда в смущении удалился.


Ге. Тайная Вечеря. Уход Иуды

Далее Христос совершил то, что стало основой таинства Евхаристии.



Взяв хлеб, Иисус благословил его, преломил на несколько частей и, раздавая ученикам сказал: «Приимите, ядите, сие есть Тело мое, яже за вы ломимое во оставление грехов». Затем взял чашу и, вновь призвав благословение Небесного Отца, сказал: «Пийте от нея вси: сия есть Кровь Моя Новаго Завета, иже за вы и за многия изливаемая во оставление грехов».

Что же значит: «Новый Завет»? Слово «завет» («совет») имеет в данном случае значение «завещание», «договор» - это договор между Богом и людьми. Господь дарует человеку оставление грехов и Жизнь вечную, а взамен человек обязуется соблюдать заповеди Божии. Договор всегда чем-то скрепляется. В Ветхом Завете такой договор скреплялся кровью ветхозаветных жертв, а Новый Завет скрепляется жертвой Тела и Крови Самого Сына Божия. Эта жертва за грехи людские, которые прощаются всем причащающимся Святых Христовых Таин. Христос сказал: «Сие творите в Мое воспоминание». Речь идет не просто о памяти, а о таинственном воссоединении с Богом через Причастие.

Далее Иисус говорит о том, что настал час Его искупительной жертвы: «Ныне прославися Сын Человеческий». Желая отвлечь свои учеников, опечалившихся после разговора о предательстве, Иисус обращает их к мысли о Своей Божественной славе, которая откроется в Его предстоящих страданиях и смерти, в Воскресении и в Вознесении на Небо. Недолго будет продолжаться Его унижение, а скоро начнется прославление.

Затем Христос завещал ученикам: «Заповедь новую даю вам: да любите друг друга, как Я возлюбил вас». И добавил, что теперь Он пойдет Своим путем, а они пока не смогут последовать за Ним. «Господи, куда бы Ты ни шел – я последую за Тобой», - сказал Петр. «Истинно говорю тебе – еще петух сегодня утром не пропоет, как ты трижды отречешься от Меня», - отвечал ему Иисус. Петр стал уверять Иисуса, что он душу свою положит за Него, но Тот лишь сказал, что будет за него молиться, чтобы Петр, покаявшись в своем отречении, еще более утвердился в вере и утвердил других.

Вечеря закончилась. Христос с учениками пропели благодарственные псалмы и пошли на гору Елеонскую в Гефсиманский сад. Он чувствовал приближение рокового часа, когда Его должны были схватить и повести на страдания и смерть. Человеческая природа Христа изнывала от тоски. «Душа моя скорбит смертельно», - сказал Он ученикам, - побудьте здесь и бодрствуйте со Мною». Но ученики, утомленные трудным днем, прилегли на траву и заснули. Христос остался один. Душевные страдания Его были так велики оттого, что Он принял на Себя все грехи мира и шел на смерть за них, то есть то, что должен был претерпеть весь мир за свои грехи, сосредоточилось на Нем.


Бруни. Моление о Чаше

Иисус упал на колени и начал молиться: «Отче Мой, да минует Меня чаша сия…». Молитва Его была столь напряженной, что на челе Его выступил кровавый пот. Но минута слабости прошла, и Иисус уже твердо сказал: «Да будет не как Я хочу, а как Ты. Да будет воля Твоя».


Караваджо. Поцелуй Иуды и арест Иисуса

Ученики все еще спали, когда Иуда привел вооруженных людей, чтобы взять Христа. Первосвященники, боясь народного гнева, дали приказ брать Иисуса осторожно, и лишь Его одного. Иуда договорился с начальником отряда, что, когда они приблизятся к ученикам, то он поцелует Христа и это будет знаком того, что это именно Христос. Но когда Иуда приблизился к Иисусу, то растерялся. Иисус кротко спросил его: «Друг, для чего ты пришел?».


Глазунов. Поцелуй Иуды

Тогда Иуда сказал слова приветствия: «Радуйся, Равви», - и поцеловал Его. «Иуда, целованием ли предаешь Сына Человеческого?» - спросил Иисус. Иуда молчал… Приблизились вооруженные люди. «Как на разбойника идете», - сказал Иисус, - «кого ищете?». «Иисуса Назарея», - был ответ. «Это Я», - отозвался Иисус. Тут проснулись ученики и хотели заступиться за Учителя. Петр даже выхватил меч и отрубил ухо одному из пришедших за Христом. Но Иисус тут же исцелил его, а Петру приказал убрать меч, ибо «взявший меч, мечем погибнет».

Иисуса связали и повели в дом первосвященника Каиафы. Там уже собрался почти весь Синедрион. Они знали, что осудят Иисуса на смерть. Но для этого нужно было найти хоть какую-нибудь причину, - ведь все они были законники! Вспомнили Его слова: «Я разрушу храм рукотворенный и через три дня воздвигну другой, нерукотворный». Однако это было слишком туманно для обвинения. Тогда Каиафа спросил: «Ты ли Христос, Сын Божий?» И Христос ответил: «Да, Я, и говорю вам: отныне увидите Сына Человеческого, сидящего одесную Силы Божией и грядущего на облацех». Это прозвучало для Синедриона страшным кощунством – ведь человек посмел назвать себя Сыном Божиим.

Джотто. Христос перед судом Синедриона

Каиафа, в знак негодования и ужаса, разорвал на себе одежду и воскликнул: «На что нам еще свидетелей? Вы сами все слышали. Чего достоин такой человек?». И весь Синедрион ответил: «Повинен смерти». Но на смертный приговор нужно было еще и подтверждение от римских властей. Решено было утром вести Иисуса к римскому наместнику Понтию Пилату. До рассвета Христос был под стражей. Стражники начали издеваться над Ним: плевали в лицо, закрывали Ему глаза и били по щекам, говоря: «Ты же пророк - угадай, кто Тебя ударил?» Все эти оскорбления Иисус кротко и молча сносил.

Джотто. Издевательства над Христом

Когда Иисуса Христа увели на суд к первосвященникам, Петр остался за воротами. Слуги три раза спрашивали его, не был ли и он со Христом. И каждый раз Петр отрицал, что знает Христа.


Караваджо. Отречение Петра

На третий раз он начал клясться и божиться: «не знаю этого Человека, о Котором говорите». В это время запел петух, и вспомнил Петр слова спасителя: «прежде чем пропоет петух, ты трижды отречешься от Меня». Стыд и раскаяние овладели им. Он пошел прочь и горько заплакал о своем тяжком грехе.

Церковь считает Великий четверг одним из важнейших дней Страстной Седмицы –



ведь именно в этот день Господом было установлено главное церковное таинство – Евхаристия, а также начались Страсти Христовы. Вот почему в Великий Четверг в православных церквях особо много причащающихся, а «Херувимская песнь» и причастный стих заменяются пением следующей молитвы:

Вечери Твоея тайныя днесь,
Сыне Божий, причастника мя прими:
Не бо врагом Твоим тайну повем,
Ни лобзания Ти дам, яко Иуда,
Но яко разбойник исповедаю Тя:
Помяни мя, Господи, во Царствии Твоем.


Также в Великий Четверг происходит заготовление Запасных Даров для причащения больных. Тело и Кровь Христовы, освященные на Литургии Великого Четверга, сохраняются в особом ковчежце (обычно выполненном в форме храма), именуемом дарохранительницей. Дарохранительница стоит на престоле в алтаре и оттуда священники в течение всего года берут Тело и Кровь Христовы и, переложив в меньший ковчежец - дароносицу, причащают ими тех, кто по старости или по немощи не может придти в храм и причаститься в храме.


Омовение ног на архиерейском служении

В воспоминание омовения Христом ног ученикам на Литургии в кафедральных соборах при архиерейском служении совершается Чин омовения ног. Архиерей омывает ноги сидящим по обе стороны специально приготовленного места 12 священникам, олицетворяющим собравшихся на Вечерю учеников Господа, и отирает их платом.

На вечерней службе Великого четверга – утрени Великой Пятницы - читаются «12 Евангелий» - 12 отрывков из всех Евангелий, повествующих о Тайной Вечере, предательстве Иуды, страстях и крестной смерти Спасителя. После каждого Евангелия ударяют в колокол. Певчие поют припевы: «Слава Страстем Твоим, Господи!»; «Слава долготерпению Твоему, Господи!».


Чтение 12 Евангелий

При чтении Евангелий все стоят с зажженными свечами.

По окончании службы эти свечи не гасят, а в специальных фонариках (чтобы защитить от ветра) несут домой.


Пимоненко. Четверговый огонь

Дома пламенем этой свечи (четверговым огнем) наносят кресты из копоти на дверные и оконные притолоки. Четверговые свечи хранят как святыню и зажигают в случае каких-либо домашних бед.

В деревнях Руси когда-то приготовляли так называемую четверговую соль – пламенем четверговой свечи растапливали печь и спекали соль с квасной гущей. Полученную спекшуюся соль толкли и принимали как лекарство. В Великий Четверг начинаются приготовления к Пасхе. Считается, что именно в этот день нужно совершать генеральную предпасхальную уборку.

В этот же день начинают красить пасхальные яйца. Обычай дарить друг другу на Пасху крашеные яйца появился еще в I веке от Рождества Христова. Церковное предание гласит, что в те времена было принято, посещая императора, приносить ему дар. И когда ученица Христа, святая Мария Магдалина пришла в Рим к императору Тиверию с проповедью веры, то подарила Тиверию простое куриное яйцо.
Тиверий не поверил в рассказ Марии о Воскресении Христа и воскликнул: «Как может кто-то воскреснуть из мертвых? Это так же невозможно, как если бы это яйцо вдруг стало красным». Тут же на глазах императора свершилось чудо – яйцо стало красным, свидетельствуя истинность Воскресения Христова.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Terra Monsalvat -> Христианские тексты, святыни, праздники, иконы, предметы культа, одеяния и аксессуары Часовой пояс: GMT
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


  Global Folio          

Powered by phpbb.com © 2001, 2005 phpBB Group
              Яндекс.Метрика
     
 
Content © Terra Monsalvat
Theme based on Guild Wars Alliance by Daniel of gamexe.net