Вход
Текущее время Пн Ноя 29, 2021 3:54 pm
Найти сообщения без ответов
Учители поста и покаяния

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Terra Monsalvat -> Христианские тексты, святыни, праздники, иконы, предметы культа, одеяния и аксессуары
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Лаветс Букафф
Частый гость


Зарегистрирован: 30.01.2010
Сообщения: 54

СообщениеДобавлено: Вт Фев 16, 2010 9:24 am
Заголовок сообщения: Учители поста и покаяния
Ответить с цитатой


М. Нестеров. Отцы пустынники и жены непорочны...

Отцы пустынники и жены непорочны,
Чтоб сердцем возлетать во области заочны,
Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв,
Сложили множество божественных молитв;
Но ни одна из них меня не умиляет,
Как та, которую священник повторяет
Во дни печальные Великого поста;
Всех чаще мне она приходит на уста
И падшего крепит неведомою силой:
Владыка дней моих! Дух праздности унылой,
Любоначалия, змеи сокрытой сей,
И празднословия не дай душе моей.
Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья,
Да брат мой от меня не примет осужденья,
И дух смирения, терпения, любви
И целомудрия мне в сердце оживи.
А. Пушкин

Отшумела широкая Масленица, вечером Прощеного воскресенья все попросили друг у друга прощения и, очищенные этим обрядом, вступили в первую седмицу Великого Поста, которая так и называется – Чистой. Утренние службы первых дней Поста особо длинные, в них много чтения и мало пения, а напевы особые, «великопостные» или, как говорят в церкви, «постовые» - печальные и протяжные. Придя утром в храм, мы ощущаем особую, постовую атмосферу – строгой чистоты. Интерьер храма изменился – все занавеси на алтарных вратах, покровы на аналоях и иконах черного или фиолетового цвета, лампады красного и желтого стекла заменены на темно-синие, темно-зеленые или простые белые.




Постовое облачение духовенства

Облачение духовенства также черное или фиолетовое. На служительницах и прихожанках храма – темные платочки. В храме и в обычное время на службах тихо, но постовая тишина – особая: все избегают разговоров, погружены в молитву – ведь многие прихожане именно в первую либо в Страстную седмицы говеют – то есть держат особо строгий пост, исповедаются и причащаются как можно чаще. Несколько раз в течение службы на амвон выходит священник и, совершая земные поклоны, читает молитву, сочиненную преподобным Ефремом Сириным, которая будет сопровождать нас весь Великий Пост:

Господи и Владыко живота моего!

Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми (земной поклон).
Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй мне, рабу Твоему (земной поклон).

Ей, Господи Царю,
Даруй ми зрети моя прегрешения
И не осуждати брата моего,
Яко благословен еси во веки веков, аминь (земной поклон).

Боже, очисти мя, грешнаго (12 раз, сопровождая каждый возглас Крестным Знамением и поясным поклоном).



Земные поклоны духовенства во время чтения молитвы Ефрема Сирина

Вместе со священником так же молятся и прихожане.


Земные поклоны прихожан

Земной поклон – это преклонение колен и поклон, касаясь лбом пола и опираясь на руки. После каждого земного поклона положено вставать, но по слабости здоровья, или если в храме очень много народу, допускается читать всю молитву Ефрема Сирина стоя на коленях, либо, не опускаясь на колени, ограничиться поясными поклонами.

Эта молитва, написанная в IV веке, вдохновила Пушкина на стихотворение, приведенное здесь в качестве эпиграфа. Автор молитвы – преподобный Ефрем Сирин – жил в Сирии (отсюда и его прозвание - Сирин), в Месопотамском городе Низибии и был родом из семьи простого земледельца. В юности Ефрем обладал безрассудным и вздорным характером. Однажды юноша ввязался в темную историю и был даже заключен в тюрьму по обвинению в краже. В тюрьме он услышал Глас Божий, призывающий его к исправлению. Юноша смирился и раскаялся. Выйдя из тюрьмы, он отправился к святому отцу Иакову Низибийскому и попросился в ученики и духовные чада. Под руководством святого Ефрем изучал Священное Писание и стал вести подвижнический образ жизни, для чего удалился в горную пустынь. В 363 году Низибию захватили персы, и Ефрем ушел в горы возле города Едессы.


Святой преподобный Ефрем Сирин

Там он уже сам поучал приходящий к нему народ, проповедовал христианство язычникам. Слухи о пустынном подвижнике дошли до Василия Великого, и он предложил Ефрему епископский сан, но Ефрем отказался, и до своей смерти в 373 году оставался одним из тех «Отцов пустынников», которых воспел Пушкин в своем стихотворении.

Молитву святого Ефрема Сирина читают в течение Великого Поста также и дома, во время совершения обычного молитвенного правила.

После утренней службы когда-то было принято идти в баню (или ходили накануне, после обряда прощения) и смывать «масленичные грехи». Вот на этой картине художника Перова мы видим пожилую супружескую пару, которая возвращается из бани домой.


Перов. Чистый понедельник

Муж несет вязочку постных сушек – попить после бани чайку. А вечером супруги наверняка снова пойдут в церковь – ведь сегодня первый день, когда читают и поют Великий покаянный канон, сочиненный святым Андреем Критским. Канон это читают частями (так называемые мемифоны) первые четыре дня Чистой седмицы и полностью - на утрени в четверг пятой седмицы.

Слово «канон» в переводе с греческого означает «правило», «образец», «норма», «последование». Канон – это особые церковные песнопения, расположенные в определенном порядке и раскрывающие связь Ветхого и Нового Заветов. Канон состоит из 9 ирмосов («рядов») и определенного числа следующих за каждым ирмосом тропарей. Ирмосы обычно посвящены событиям Ветхозаветным, а тропари развивают мысль, изложенную в ирмосе, и увязывают ее с Новым Заветом. Комплекс одного ирмоса и соответствующих ему тропарей называется «песнь». Канон разделяется, в честь Святой Троицы, на три части, по три песни в каждой. После 3-й песни идут «седальны» - стихиры, во время чтения которых можно сидеть. После 6-й – «кондак» (палочка, на которую наматывали пергаментный свиток с текстом), в котором кратко излагается содержание празднуемого события, и «икос» («домик»), более пространно излагающий содержание кондака.

Великий покаянный канон называется так прежде всего из-за своего объема. В его 9 песнех заключено 250 тропарей. Но не только поэтому велик этот канон. Ни в одном церковном произведении не излагается с такой силой и величием мысль о необходимости покаяния.

Весь он направлен к тому, чтобы пробудить душу от греховного усыпления, раскрыть перед нею, как пагубно греховное состояние, побудить к строгому самоиспытанию, самоосуждению и раскаянию, подвигнуть к отвращению от грехов и к исправлению жития.

С этой целью творец канона приводит на память грешнику лица, деяния и события из Ветхозаветной и Евангельской истории, начиная с сотворения Адама, и применяет сказания о них к нравственному состоянию и потребностям души, извлекает из этих сказаний обличения, угрозы, утешения, предостережения и наставления.

Вот мы приходим вечером в храм, и видим, что посередине его сооружено особое возвышение для священника, читающего канон. На возвышении – аналой, покрытый черным. Выходит притч и начинается чтение.


Чтение Великого покаянного канона Андрея Критского

Уже самый первый ирмос заставляет почувствовать единение с Богом:

Помощник и Покровитель бысть мне во спасение.
Сей мой Бог, и прославлю Его: Бог отца моего, и вознесу Его:
Славно бо прославися.


Первый же тропарь – сокрушенный покаянный вздох: «Откуду начну плакати окаяннаго моего жития деяний…» И после каждого ирмоса и тропаря звучит покаянный припев: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя».

А вот шестой ирмос:

Возопих всем сердцем моим к щедрому Богу,
И услыша мя от ада преисподняго,
И возведе от тли живот мой.


Здесь уже явственно слышится надежда на милость Божию, который единственный может избавить нашу жизнь от греха. Но мы и сами должны приложить к этому все душевные силы. Об этом говорит кондак, следующий после 6-й песни:

Душе моя, душе моя,
Востани, что спиши;
Конец приближается и имаши смутитися.
Воспряни убо, да пощадит тя Христос Бог,
Везде сый и вся исполняяй.




Святой преподобный Андрей Критский

Автор Великого покаянного канона, святитель Андрей Критский, родился в городе Дамаске около 660 года в семье благочестивых христиан Георгия и Григории. Мальчик родился немым, но когда его в семилетнем возрасте первый раз причастили Святых Таин, он заговорил.

В 14 лет родители отвезли его в Иерусалимский монастырь Братства Гроба Господня и посвятили Богу. По пострижении в монашество Андрей получил послушание быть экономом Братства и одновременно нотарием (секретарем) Иерусалимской патриархии. В 681 году, после Константинопольского Шестого Вселенского Собора, Андрея послали в Константинополь отвезти документы, подтверждающие согласие Иерусалимской патриархии с решениями Собора. Андрей выполнил поручение и был оставлен в Константинополе, где ему поручили возглавить Дом сирот при храме Святой Софии и рукоположили в диаконы, а позже и в архидиаконы этого храма.

20 лет святой Андрей совмещал обязанности главы сиротского дома и архидиакона. В правление императора Юстиниана II (685-695) Андрей был рукоположен в архиепископы города Гортины на острове Крит, отсюда и его прозвание – Критский. На новом поприще он просиял как истинный светильник Церкви – богослов, учитель и гимнотворец.

Святитель Андрей написал много богослужебных песнопений. Он стал основателем новой литургической формы – канона. Кроме Великого или, как его еще называют, Умилительного, покаянного канона святой Андрей написал много выдающихся произведений церковной гимнографии. А за его Великий покаянный канон Церковь называет святого Андрея Критского «Мистагог (открывающий тайны, учитель) покаяния».

Святой Андрей скончался на острове Милитина 4 июля 740 года, возвращаясь на Крит из Константинополя, гда был по делам Церкви. Мощи его были перенесены в Константинополь. Именно 4 июля празднуется память святого Андрея Критского, но и в течение Великого Поста мы поминаем его неоднократно – ведь к песнем Великого покаянного канона позже были добавлены тропари, посвященные создателю этого канона и еще одной святой, прославившейся своим покаянием, – преподобной Марии Египетской (о ней расскажу позже), и соответствующие припевы: «Преподобная мати Марие, моли Бога о нас»; «Преподобне отче Андрее, моли Бога о нас».

И еще одному святому – великому учителю поста - празднуется во время Чистой седмицы. Это великомученик Феодор Тирон.


Святой великомученик Феодор Тирон

Он пострадал в 306 году в городе Амасии (Понтийская область), во время гонений императора Максимиана. Воин Феодор Тирон вместе с другими христианами был принуждаем отречься от Христа и принести жертву идолам. Отказавшись исполнить это, Феодор был подвергнут жестоким мучениям и заключен в темницу. Здесь во время молитвы он был утешен чудесным явлением Господа Иисуса Христа. Через некоторое временя мученика вывели из темницы и разными пытками снова принуждали отречься от Христа. Наконец, видя непреклонность мученика, правитель приговорил его к сожжению. Святой Феодор сам бестрепетно взошел на костер, и здесь с молитвой предал душу Богу.

Через 50 лет после кончины святого Феодора император Юлиан Отступник, желая осквернить христианский Великий Пост, приказал Константинопольскому градоначальнику каждый день в течение первой седмицы поста тайно кропить кровью идольских жертв съестные припасы, продаваемые на рынках. Святой Феодор в ночном видении явился Константинопольскому архиепископу Евдоксию и велел ему объявить христианам, чтобы они не покупали на рынках оскверненные припасы, а употребляли в пищу сочиво (коливо, кутью), то есть вареную пшеницу с медом.

В честь этого события Православная церковь до сих пор ежегодно отмечает память великомученика Феодора Тирона в первую субботу Великого поста.


Освящение сочива

Накануне, в пятницу, после заамвонной молитвы Литургии Преждеосвященных Даров служится молебен святому Феодору Тирону и освящается сочиво.

Чествуя святых учителей поста, будем помнить, что они прославились не только и не столько своим воздержанием в пище, но прежде всего – постом и подвигом духовным. Прекрасно сказано в одной из стихир, которые поются на Чистой седмице:

Постимся постом приятным, благоугодным Господеви:
Истинный пост есть злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение,
Похотей отлучение, оглаголания, лжи и клятвопреступления.
Сих оскудение - пост истинный есть и благоприятный.




Да пошлет всем нам Господь легкого, истинного и благоприятного поста!
























[img][/img]
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Terra Monsalvat -> Христианские тексты, святыни, праздники, иконы, предметы культа, одеяния и аксессуары Часовой пояс: GMT
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


  Global Folio          

Powered by phpbb.com © 2001, 2005 phpBB Group
              Яндекс.Метрика
     
 
Content © Terra Monsalvat
Theme based on Guild Wars Alliance by Daniel of gamexe.net